Для чего нам нужен метод проектов
- научить учащихся самостоятельному КРИТИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ
- РАЗМЫШЛЯТЬ, опираясь на знания фактов, закономерностей науки, делать обоснованные ВЫВОДЫ
- принимать самостоятельные аргументированные РЕШЕНИЯ
- научить работать в КОМАНДЕ, выполняя разные социальные роли
Основные стадии проектирования
Дидактические функции метода проектов
- 1. Образовательная
- 2. Воспитательная
- 3. Развивающая
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПОДРАЗУМЕВАЕТ ЗНАКОМСТВО УЧАЩИХСЯ С ОСНОВНЫМИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ЗНАНИЯМИ, УМЕНИЯМИ И ТЕРМИНОЛОГИЕЙ
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
СОСТОИТ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ: ДЕЛОВИТОСТИ, ПРЕДПРИИМЧИВОСТИ, ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ПОЗВОЛЯЕТ РЕАЛИЗОВАТЬ ИНТЕРЕСЫ И СПОСОБНОСТИ, ПРИУЧАЕТ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕГО ТРУДА
РАЗВИВАЮЩАЯ
ШКОЛЬНИКИ ОСОЗНАЮТ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АБСТРАКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ДЛЯ АНАЛИЗА И РЕШЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Проектно-технологическая деятельность, как будь какая другая, имеет определённую структуру, что содержит в себе:
- Цель
- Мотивы
- Функции
- Содержание
- Внутренние и внешние условия
- Методы
- Способы
- Предмет
- Результат и этапы выполнения проектно-технологической деятельности
Мотивы проектно-технологической деятельности
- Познавательные
- Материальные
- Социально-профессиональные
- Художественно-эстетические
- Духовные
Типология проектов доминирующая в проекте деятельность (исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная)
- 1. ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ
Типология проектов предметно-содержательная область
- моно - проект (в рамках одной области знаний)
- межпредметный проект
Типология проектов
- количество участников проекта:
- внутришкольный
- региональный
- международный
- индивидуальные
- парные
- групповые
Роль учителя при выполнении проектов:
- консультирует
- мотивирует
- фасилитирует
- наблюдает
Роль ученика при выполнении проектов:
- выбирает (принимает решение)
- выстраивает систему взаимоотношений с людьми
- оценивает
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИЗДЕЛИЯ
ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ
ТВОРЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕНОСТЬ И ЗАНИМАТЕЛЬНОСТЬ
СИСТЕМНОСТЬ
ПОСИЛЬНОСТЬ
ЭКОНОМИЧНОСТЬ
ЭКОЛОГИЧНОСТЬ
БЕЗОПАСНОСТЬ
ЭРГОНОМИЧНОСТЬ
СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ ДИЗАЙНА
ЗНАЧИМОСТЬ
Требования к выбору темы проекта (инструкция для учащихся)
- Объект должен быть вам хорошо знаком, понятен и, главное, интересен.
- Будущее новое изделие должно быть рассчитано на массовое или единичное пользование, иметь практическое применение.
- Вы должны иметь предчувствие. Что объект даст вам возможность реализовать себя в творчестве, что он под силу, что вы справитесь с поставленными задачами.
Учитель, использующий метод проектов должен :
- Создать мотивацию.
- Создать внешнее окружение.
- Определить чему должны научиться ученики в результате работы.
- Уметь использовать простые примеры для объяснения сложных явлений.
- Представлять возможные способы презентации ситуаций для осмысления проблемы исследования.
- Организовывать работу.
- Владеть способами организации обсуждения в группах методов исследования, выдвижение гипотез, аргументирование выводов.
- Консультировать.
- Иметь критерии объективной оценки.
Основные этапы проектной деятельности
- Организационно – подготовительный
- Конструкторский
- Технологический
- Заключительный
Организационно-подготовительный этап
- Поиск проблемы
- Осмысливание проблемной сферы
- Выработка идей и вариантов
- Формирование основных параметров и ограниченных требований
- Выбор оптимального варианта и обоснование проекта
- Прогнозирование будущих результатов
Конструкторский этап
- Составление эскиза
- Подбор материалов
- Выбор инструментов, оборудования
- Выбор технологии обработки деталей изделия, их соединения, оформления, отделки
- Экономическое и экологическое обоснование
- Минимаркетинговые исследования
- Организация рабочего места
Технологический этап
- Выполнение технологических операций
- Самоконтроль своей деятельности
- Соблюдение технологической, трудовой дисциплины
- Оценка качества
Заключительный этап
- Корректирование изготовленного изделия
- Апробирование проекта
- Самооценка проекта
- Анализ итогов
- Оформление проекта
- Защита проекта
№
Организационно-подготовительный этап
Стадии выполнения проекта
1.
Содержание деятельности учителя и ученика
Поиск проблемы
2.
Ученики внимательно слушают учителя и анализируют его предложенные проблемы.
Учитель предлагает ученикам ряд проблем, ориентировочный перечень объектов проектирования, рассказывает им требования, которые необходимо соблюдать во время выполнения проектов, и критерии их оценивания.
3.
Осознание проблемной сферы
Ученики выбирают одну из предложенных учителем проблем, ту, что им наиболее по душе и актуальна.
Учитель дает совет, консультации, помогает ученику в осознании проблемы.
Изготовление идей и вариантов
4.
Ученики , опираясь на знание и потребность в соответствующих изделиях, формируют ряд идей, а со временем и варианты конструкций проекта.
Учитель наблюдает, предоставляет консультации, помогает более точно сформулировать тему проекта, дает совет относительно дополнительной литературы.
Формирование основных параметров и требований
Ученики определяются с основными параметрами проекта и требованиями, которые относятся к будущему изделию.
Учитель проводит уточнение, дает совет и консультации.
5.
Выбор оптимального варианта и обоснование проекта
6.
Ученики из предложенных вариантов конструируют наиболее удачный, выбирая из предложенных положительные стороны.
Учитель осуществляет контроль, предоставляет консультации, уточняет, дополняет.
Прогнозирование будущих результатов
Конструкторский этап
Ученики обобщают эскиз и оформление проекта.
Учитель слушает учеников, дает совет, консультации.
7.
Составление эскиза
8.
Ученики разрабатывают рабочий эскиз изделия с описанием.
Учитель контролирует, уточняет, помогает советами.
Отбор материалов
9.
Ученики определяют и записывают несколько наименований материалов и выбирают те, которые им наиболее подходят.
Учитель дает совета.
Выбор инструментов, оборудования
Ученики определяют и записывают перечень необходимых инструментов и оборудования.
Учитель дает совет.
10.
Выбор технологии обработки деталей изделия, их соединение, отделка
11.
Экономическое и экологическое обоснование
12.
Ученики выбирают, анализируют и определяются: какой рациональной технологией будут обрабатывать детали изделия, какой вид соединения деталей будут использовать. Как украсить готовое изделие.
Учитель наблюдает, осуществляет контроль, дает совет и консультации.
Минимаркетинговые исследования
13.
Ученики рассчитывают себестоимость изделия, проводят экологическую экспертизу будущего изделия.
Учитель предоставляет помощь, контролирует.
Организация рабочего места
Ученики изучают спрос и предложение на спроектированную продукцию, разрабатывают собственный товарный знак, осуществляют поиск предложений и возможностей реализовать сконструированный объект проектирования.
Учитель дает советы и консультации.
Ученики подбирают и размещают на рабочем месте материалы, инструменты, обращают внимание на освещение, соблюдение норм и правил поведения.
Учитель предоставляет помощь.
Технологический этап
14.
Выполнение технологических операций
15.
Ученики выполняют операции по изготовлению деталей изделия, корректируют последовательность операций, режимы обработки, последовательность составления изделия.
Учитель наблюдает, контролирует, предоставляет консультации, помощь, следит за соблюдением правил техники безопасности во время выполнения технологических операций инструментами и оборудованием.
Самоконтроль своей деятельности
16.
Ученики осуществляют контроль качества обработки деталей конструкции во время изготовления изделия.
Учитель наблюдает, контролирует.
Соблюдение технологической, трудовой дисциплины, культуры работы
17.
Ученики следят и контролируют за соблюдением дисциплины во время урока, само воспитываются.
Учитель наблюдает и осуществляет контроль за поведением учеников.
Оценка качества
Ученики оценивают качество сконструированного изделия, сравнительно к теоретическому.
Учитель наблюдает, проверяет, обсуждает.
Заключительный этап
18.
Корректирование выполненного изделия
19.
Ученики сравнивают выполненный проект с запланированным, устраняют недостатки и неполадки.
Учитель анализирует, помогает, дает совета.
Испытание проекта
20.
Ученики осуществляют испытание готового изделия.
Учитель наблюдает, предоставляет консультации.
Самооценка проекта
21.
22.
Ученики осуществляют самоанализ стоимости, самооценку достигнутых результатов.
Учитель наблюдает, предоставляет консультации.
Анализ итогов
Ученики осуществляют анализ проведенной работы, подводят итоги.
Учитель наблюдает.
Оформление
23.
Ученики оформляют проект по установленным требованиями.
Учитель предоставляет помощь, консультации, совет.
Защита проекта
Ученики перед ровесниками и группой экспертов выполняют демонстрации, отвечают на вопросы.
Учитель осуществляет контроль, слушает, принимает участие в оценке проекта.
Тьютор (учитель, научный руководитель) в проектном обучении
Тьютор помогает ребёнку не только при определении темы и цели проекта, но и на всех дальнейших этапах его реализации:
- владеет самой технологией проектной деятельности, способен быть консультантом по методологии и технологии проектной деятельности;
- инициирует рождение и развитие проекта, поддерживает огонь любознательности и воспитывает «волю» проектировщика (настойчивость при реализации проекта).
Структура пояснительной записки
- 1. Титульный лист.
- 2. Оглавление.
- 3. Введение.
- 4. Главы основной части:
- Глава 1. Организационно – подготовительный э тап
- Глава 2. Конструкторский этап.
- Глава 3. Технологический этап.
- Глава 4. Заключительный этап.
- 5. Библиографический список использованной литературы.
- 6. Приложения.
Варианты оформления технологической карты
Звёздочка обдумывания
Модель
Потребности
Технология
Экологичность
Конкурентноспособность
Безопасность труда
ФАРТУК
Мода, стиль
Материалы
Моделирование, конструирование
Оборудование
Себестоимость
Художественно-эстетическое оформление
Организация выполнения проекта
- Обоснование проблемы и потребности.
- Выбор модели.
- Выбор материалов.
- Выбор оборудования.
- Конструирование и моделирование изделия.
- Экологическое и экономическое обоснование. Себестоимость изделия.
- Минимаркетинговые исследования.
- Технологическая последовательность обработки изделия.
- Оценка качества, корректирование и апробация проекта.
- Защита проекта.
Памятка учащемуся
Осознание нужд и проблем
Нужды начинаются там, где ты стоишь. Где бы ни появились люди, появляются проблемы, требующие решения. Посмотри вокруг, нужна ли твоя помощь кому-то, что ты можешь сделать своими руками? Подумай, в какой сфере деятельности ты мог бы себя реализовать?
Выбранная тема должна быть оформлена в виде описания, где ты указываешь функциональное назначение, степень значимости изделия. Описание должно формулировать то, что ты собираешься делать. А делать следует то, в чём есть потребность.
Исследования и развитие цели
Следующий шаг – найти как можно больше информации по своей проблеме. Сходи в библиотеку, посмотри журналы, посоветуйся со старшими. Фиксируй всё: интересные идеи, которые пришли к тебе в голову, а также эскизы, рисунки, пометки.
Оцени свои возможности: достаточно ли тебе знаний и умений для реализации твоей идеи. Реально оцени время для решений твоей проблемы, материалы, имеющиеся в твоём распоряжении, их стоимость, подумай о внешнем виде изделия. Предложи комплекс мер по организации своей работы.
Поиск альтернативных вариантов
Запомни, любая проблема может иметь много различных вариантов решения. Выбери наиболее оптимальный с точки зрения расходования материалов, экологичности, технологии изготовления.
Конструирование изделия
Сейчас ты должен подумать о форме своего изделия: сложное или простое, из каких частей состоит. Рассмотрев варианты конструирования, выбери наиболее оптимальный. Сделай графическое или словесное описание.
Разработка последовательности
изготовления
Составь план изготовления изделия. Запиши порядок своей работы, подумай, какие материалы тебе понадобятся, какими инструментами и приспособлениями ты будешь работать. Выбери наиболее рациональную технологию. Выполни технологические карты или эскизы.
Изготовление изделия
Бережно относись к материалам, оборудованию. Соблюдай технологическую дисциплину, правила безопасной работы, культуру труда. Выполни поузловую обработку и монтаж изделия.
Анализ и оценка изделия
Решил ли ты проблему? Подумай об этом, спроси других. Оцени проект по всем требованиям, может необходимо внести изменения в твоё изделие. Определи положительные стороны (недостатки).
Критерии оценивания проекта
- 1. Объём и полнота разработки, выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, завершенность, готовность к принятию проекта другими учениками, материальное воплощение проекта.
- 2. Оригинальность воплощения проекта.
- 3. Качество пояснительной записки, оформления, соответсвие стандартным требованиям, качество эскизов, схем, рисунков.
- 4. Качество выбора, соответсвие стандартам, оригинальность.
- 5. Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём в процессе работы.
- 6. Соблюдение правил охраны труда, норм времени на изготовление проекта.
Критерии оценивания защиты проекта
- 1. Аргументированность выбора темы, практическое назначение проекта и значение выполненной работы.
- 2. Объём и полнота разработки, самостоятельность, творчество, подготовленность.
- 3. Аргументированность предложенных решений, подходов, выводов, глубина знаний темы, эрудиция.
- 4.Межпредметные связи, культура речи, удержание внимания аудитории, ответы на вопросы, деловые и волевые качества.
Критеріями оцінювання творчого проекту, які враховують оцінку за виріб і пояснювальну записку, можуть бути такі:
- Оцінки 10, 11, 12 виставляються, якщо вимоги до пояснювальної записки повністю дотримані. Вона складена в повному обсязі, чітко, акуратно.
- Виріб виготовлений технічно грамотно з дотриманням стандартів, відповідає естетичним вимогам. Якщо це виріб декоративно-прикладної творчості, то тема роботи повинна бути цікавою, до неї потрібно внести свою індивідуальність, свій творчий потенціал.
- Робота планувалась учнями самостійно, вирішувалися задачі творчого характеру з елементами новизни.
- Робота має високу економічну оцінку, можливість широкого застосування. Роботу або отримані результати дослідження можна використати як посібник на уроках праці чи на інших уроках.
Критерії оцінювання творчого проекту
- Оцінки 7, 8, 9 виставляються, якщо пояснювальна записка має невеликі відхилення від рекомендацій.
- Виріб виготовлений технічно грамотно з дотриманням стандартів, відповідає естетичним вимогам. Якщо це виріб декоративно-прикладної творчості, то він виготовлений акуратно, добротно, але не має в собі виняткової новизни.
- Робота планувалась із несуттєвою допомогою вчителя, в учня спостерігається нестійкий потяг вирішувати задачі творчого характеру.
- Проект має хорошу економічну оцінку, можливість індивідуального застосування.
Критерії оцінювання творчого проекту
- Оцінки 4, 5, б виставляються, якщо пояснювальна записка виконана з відхиленнями від вимог, не дуже акуратно.
- Є зауваження до виготовлення виробу у плані його естетичного змісту, недотримання технології виготовлення, матеріалу, форми.
- Планування роботи за допомогою вчителя, ситуаційний (нестійкий) інтерес учня до техніки.
Вывод
Ведение уроков методом проектов позволяет выявить и развить творческие способности и возможности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества, сформировать жизненно необходимые знания и умения в технологической сфере.
Учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которой они могут пользоваться, которую они сделали своими руками, вложили в неё свою душу, а ради этого и стоит потрудиться. Создание прекрасного возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.