СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: "Организация образовательного процесса с учётом ведущей модальности учащихся"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все мы разные. И каждый из нас воспринимает окружающий мир своеобразно. Обусловлено это тем, что у каждого человека свой ведущий канал восприятия информации. Поэтому одни усваивают новую информацию лучше при чтении - визуально, другие, слушая, - аудиально, а третьи только при непосредственном контакте с предметом, в ходе какого-либо вида практической деятельности - кинестетически. Как же обеспечить информационную подачу нового материала педагогу? Все ответы на этот вопрос, уважаемые коллеги, Вы найдёте в этой презентации. Данный материал будет полезен в практической деятельности специалистам педагогического и психологического профиля.

 

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Организация образовательного процесса с учётом ведущей модальности учащихся"»

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА  С УЧЁТОМ ВЕДУЩЕЙ МОДАЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Автор: Логопед-дефектолог Стаценко Лариса Викторовна  г. Краснодар 2016 г.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С УЧЁТОМ ВЕДУЩЕЙ МОДАЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Автор:

Логопед-дефектолог

Стаценко Лариса Викторовна

г. Краснодар 2016 г.

РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ СИСТЕМА – это способ восприятия информации конкретным индивидом через предпочитаемый канал перцепции. Предпочитаемая модальность характеризует склонность человека к восприятию и обработке информации через одну из сенсорных систем:  Зрение (визуальная) Слух (аудиально-тональная) Чувства (кинестетическая)  Знание ведущей модальности даёт возможность подстраиваться не под конкретные модели поведения – движения, голос, слова, - а под более общие паттерны мышления, что даёт большую гибкость в поведении.

РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ СИСТЕМА – это способ восприятия информации конкретным индивидом через предпочитаемый канал перцепции.

Предпочитаемая модальность характеризует склонность человека к восприятию и обработке информации через одну из сенсорных систем:

  • Зрение (визуальная)
  • Слух (аудиально-тональная)
  • Чувства (кинестетическая)

Знание ведущей модальности даёт возможность подстраиваться не под конкретные модели поведения – движения, голос, слова, - а под более общие паттерны мышления, что даёт большую гибкость в поведении.

ВИДЫ ПРЕДПОЧИТАЕМЫХ МОДАЛЬНОСТЕЙ КИНЕСТЕТ ВИЗУАЛ РУКА ГЛАЗ АУДИАЛ УХО

ВИДЫ ПРЕДПОЧИТАЕМЫХ МОДАЛЬНОСТЕЙ

КИНЕСТЕТ

ВИЗУАЛ

РУКА

ГЛАЗ

АУДИАЛ

УХО

КТО ВЫ?

КТО ВЫ?

ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗНЫХ МОДАЛЬНОСТЕЙ КЛЮЧИ РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ СИСТЕМА Напряжение мышц Визуальная Напряжение мышц в шее, плечах и в животе, голова приподнята Дыхание Аудиальная Кинестетическая Ровное мышечное напряжение, малозаметные ритмические движения; туловище наклонено вперёд Неглубокое дыхание Цвет кожи Расслабление мышц и движений, голова и плечи опущены Ровное диафрагмальное или грудное, с долгим выдохом Бледный Тембр Глубокое дыхание низом живота Промежуточный Высокий тон, напряжение голоса Темп речи Румянец Чёткий резонирующий голос Быстрый, торопливый Жесты Низкий глубокий грудной голос Ровный, ритмичный В области глаз Дистанция Медленный с паузами В области ушей и губ Максимальная В области туловища Промежуточная Минимальная

ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗНЫХ МОДАЛЬНОСТЕЙ

КЛЮЧИ

РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ СИСТЕМА

Напряжение мышц

Визуальная

Напряжение мышц в шее, плечах и в животе, голова приподнята

Дыхание

Аудиальная

Кинестетическая

Ровное мышечное напряжение, малозаметные ритмические движения; туловище наклонено вперёд

Неглубокое дыхание

Цвет кожи

Расслабление мышц и движений, голова и плечи опущены

Ровное диафрагмальное или грудное, с долгим выдохом

Бледный

Тембр

Глубокое дыхание низом живота

Промежуточный

Высокий тон, напряжение голоса

Темп речи

Румянец

Чёткий резонирующий голос

Быстрый, торопливый

Жесты

Низкий глубокий грудной голос

Ровный, ритмичный

В области глаз

Дистанция

Медленный с паузами

В области ушей и губ

Максимальная

В области туловища

Промежуточная

Минимальная

НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ  У АУДИАЛОВ, ВИЗУАЛОВ И КИНЕСТЕТИКОВ

НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ У АУДИАЛОВ, ВИЗУАЛОВ И КИНЕСТЕТИКОВ

Визуал Просмотреть Увидеть наглядно Упустить из виду Красивый Яркая личность Рассмотрим Тусклый Смутный Осмотреться Показать Красиво выглядит Просмотреть Увидеть наглядно Упустить из виду Красивый Яркая личность Рассмотрим Тусклый Смутный Осмотреться Показать Красиво выглядит Аудиал  Прослушать Услышать главное Не услышать Благозвучный Громкое имя Обговорим Заглушённый Писклявый Прислушаться Рассказать Хорошо звучит Прослушать Услышать главное Не услышать Благозвучный Громкое имя Обговорим Заглушённый Писклявый Прислушаться Рассказать Хорошо звучит Кинестет Прочувствовать Уловить суть Прозевать Приятный Сильная натура Прикинем Вялый Отталкивающий Заострить внимание Продемонстрировать Гладко выходит Прочувствовать Уловить суть Прозевать Приятный Сильная натура Прикинем Вялый Отталкивающий Заострить внимание Продемонстрировать Гладко выходит ПРЕДИКАТЫ ВЕДУЩЕЙ МОДАЛЬНОСТИ

Визуал

  • Просмотреть Увидеть наглядно Упустить из виду Красивый Яркая личность Рассмотрим Тусклый Смутный Осмотреться Показать Красиво выглядит
  • Просмотреть
  • Увидеть наглядно
  • Упустить из виду
  • Красивый
  • Яркая личность
  • Рассмотрим
  • Тусклый
  • Смутный
  • Осмотреться
  • Показать
  • Красиво выглядит

Аудиал

  • Прослушать Услышать главное Не услышать Благозвучный Громкое имя Обговорим Заглушённый Писклявый Прислушаться Рассказать Хорошо звучит
  • Прослушать
  • Услышать главное
  • Не услышать
  • Благозвучный
  • Громкое имя
  • Обговорим
  • Заглушённый
  • Писклявый
  • Прислушаться
  • Рассказать
  • Хорошо звучит

Кинестет

  • Прочувствовать Уловить суть Прозевать Приятный Сильная натура Прикинем Вялый Отталкивающий Заострить внимание Продемонстрировать Гладко выходит
  • Прочувствовать
  • Уловить суть
  • Прозевать
  • Приятный
  • Сильная натура
  • Прикинем
  • Вялый
  • Отталкивающий
  • Заострить внимание
  • Продемонстрировать
  • Гладко выходит

ПРЕДИКАТЫ ВЕДУЩЕЙ МОДАЛЬНОСТИ

ЧТО ОЗНАЧАЕТ РАППОРТ ? Раппорт в НЛП рассматривается как установление отношения доверия между двумя (или более) людьми.  Основным методом установления раппорта в НЛП является присоединение (подстройка) к основным  репрезентативным системам  клиента, отражение их в коммуникации и невербальном поведении.  При невербальной подстройке под репрезентативные системы клиента используется подстройка под темп дыхания, позу, жесты, движение глаз и т. п.  Вербальное присоединение основывается на повторении характерных черт вербального поведения клиента.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ РАППОРТ ?

Раппорт в НЛП рассматривается как установление отношения доверия между двумя (или более) людьми.

Основным методом установления раппорта в НЛП является присоединение (подстройка) к основным  репрезентативным системам  клиента, отражение их в коммуникации и невербальном поведении.

При невербальной подстройке под репрезентативные системы клиента используется подстройка под темп дыхания, позу, жесты, движение глаз и т. п.

Вербальное присоединение основывается на повторении характерных черт вербального поведения клиента.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН НЛП - РАППОРТ ПЕДАГОГУ ? Согласно теории репрезентативных систем Р. Бэндлера и Дж. Гриндера, любая информация, идущая через нервную систему ребёнка транслируется в ведущую модальность понимания. Поэтому в процессе обучения каждый педагог должен производить «якорение» посредством вербальных и невербальных сигналов ведущих модальностей в полисенсорном режиме. Педагог, который преподает только в рамках своей модальности, имеет вероятность потерять доступ к сознанию большинства детей, что значительно снижает качество обучения .

ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН НЛП - РАППОРТ ПЕДАГОГУ ?

Согласно теории репрезентативных систем Р. Бэндлера и Дж. Гриндера, любая информация, идущая через нервную систему ребёнка транслируется в ведущую модальность понимания. Поэтому в процессе обучения каждый педагог должен производить «якорение» посредством вербальных и невербальных сигналов ведущих модальностей в полисенсорном режиме. Педагог, который преподает только в рамках своей модальности, имеет вероятность потерять доступ к сознанию большинства детей, что значительно снижает качество обучения .

 А.Л. Сиротюк подчёркивает, что «оптимальные психолого-педагогические условия для реализации потенциальных возможностей ребёнка должны создаваться с учетом его ведущей модальности».

А.Л. Сиротюк подчёркивает, что «оптимальные психолого-педагогические условия для реализации потенциальных возможностей ребёнка должны создаваться с учетом его ведущей модальности».

КТО ВАШ РЕБЁНОК ?

КТО ВАШ РЕБЁНОК ?

РЕБЁНОК - ВИЗУАЛ Внешний вид Взгляд Опрятный, аккуратный, одет со вкусом (цвет и ткань в одежде подобраны) Жесты Вверх, над окружаю-щими и вдаль Предикаты В верхней части туловища, возле глаз Восприятие информации Вижу, обозреваю, осматриваю яркий, светлый, цветной В картинках, схемах, таблицах, диаграммах, предпочи-тает читать сам нежели слушать других

РЕБЁНОК - ВИЗУАЛ

Внешний вид

Взгляд

Опрятный, аккуратный, одет со вкусом (цвет и ткань в одежде подобраны)

Жесты

Вверх, над окружаю-щими и вдаль

Предикаты

В верхней части туловища, возле глаз

Восприятие информации

Вижу, обозреваю, осматриваю яркий, светлый, цветной

В картинках, схемах, таблицах, диаграммах, предпочи-тает читать сам нежели слушать других

Организация процесса обучения  для детей с визуальной модальностью Использовать при обучении большое количество наглядного материала Придумывать разные схемы, символы Рисовать картины, диаграммы Внедрять искусство в другие предметы обучения Зрительно представлять изучаемый предмет Делать цветные пометки Использовать компьютерную графику

Организация процесса обучения для детей с визуальной модальностью

  • Использовать при обучении большое количество наглядного материала
  • Придумывать разные схемы, символы
  • Рисовать картины, диаграммы
  • Внедрять искусство в другие предметы обучения
  • Зрительно представлять изучаемый предмет
  • Делать цветные пометки
  • Использовать компьютерную графику
РЕБЁНОК - АУДИАЛ Внешний вид Опрятный Взгляд Жесты Глаза опущены Предикаты Движений мало, в основном на средней части туловища, возле ушей Восприятие информации Хорошо звучит, слышать, объяснять, упоминать На слух, любит дискуссии, отвечает устно лучше, чем письменно

РЕБЁНОК - АУДИАЛ

Внешний вид

Опрятный

Взгляд

Жесты

Глаза опущены

Предикаты

Движений мало, в основном на средней части туловища, возле ушей

Восприятие информации

Хорошо звучит, слышать, объяснять, упоминать

На слух, любит дискуссии, отвечает устно лучше, чем письменно

Организация процесса обучения  для детей с аудиальной модальностью Работа на уроке под музыку Учиться распевать песню Обучаться при помощи музыки стиля барокко Посещать группы хорового пения Использовать музыку при изучении других дисциплин Использовать музыку для расслабления Представлять/рисовать картины под музыку Сочинять музыку на компьютере

Организация процесса обучения для детей с аудиальной модальностью

  • Работа на уроке под музыку
  • Учиться распевать песню
  • Обучаться при помощи музыки стиля барокко
  • Посещать группы хорового пения
  • Использовать музыку при изучении других дисциплин
  • Использовать музыку для расслабления
  • Представлять/рисовать картины под музыку
  • Сочинять музыку на компьютере
РЕБЁНОК - КИНЕСТЕТ Внешний вид Взгляд Одежда удобная, предпочита-ет комфорт, а не внешний вид Жесты Вниз Предикаты В области нижней части туловища, движения плавные, медленные Восприятие информации Нежный, мягкий, тёплый, бесчувс-твенный, вялый, безвкусный, беспокоить-ся, волноваться Запоминает то, что было сделано, а не то, что было сказано или увидено, читает вслух

РЕБЁНОК - КИНЕСТЕТ

Внешний вид

Взгляд

Одежда удобная, предпочита-ет комфорт, а не внешний вид

Жесты

Вниз

Предикаты

В области нижней части туловища, движения плавные, медленные

Восприятие информации

Нежный, мягкий, тёплый, бесчувс-твенный, вялый, безвкусный, беспокоить-ся, волноваться

Запоминает то, что было сделано, а не то, что было сказано или увидено, читает вслух

Организация процесса обучения  для детей с кинестетической модальностью Используйте физические упражнения, в которых вы сами становитесь изучаемым объектом Используйте для обучения танцы Используйте для обучения движения Обучайте через практические действия Используйте инструменты и предметы в изучении естественных наук и математики Часто делайте «смены состояния» и перерывы Интегрируйте движения во все области обучения Восстанавливайте в памяти полученную информацию, когда плаваете или бегаете Используйте модели, машины «техническое лего», инструменты ремёсел Рекомендуйте ребёнку посещать спортивные секции Используйте экскурсии Используйте игры в классе Используйте драму, ролевые игры

Организация процесса обучения для детей с кинестетической модальностью

  • Используйте физические упражнения, в которых вы сами становитесь изучаемым объектом
  • Используйте для обучения танцы
  • Используйте для обучения движения
  • Обучайте через практические действия
  • Используйте инструменты и предметы в изучении естественных наук и математики
  • Часто делайте «смены состояния» и перерывы
  • Интегрируйте движения во все области обучения
  • Восстанавливайте в памяти полученную информацию, когда плаваете или бегаете
  • Используйте модели, машины «техническое лего», инструменты ремёсел
  • Рекомендуйте ребёнку посещать спортивные секции
  • Используйте экскурсии
  • Используйте игры в классе
  • Используйте драму, ролевые игры
РЕКОМЕНДАЦИИ  РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ Задача учителя – развивать все каналы восприятия, практиковать их перевод из одной системы в другую с тем, чтобы ребёнок мог видеть, слышать, ощущать и чувствовать различные действия с сенсорным изображением, получая целостное отражение объекта и его значение. Родителям желательно не требовать того, что не соответствует возможностям ребёнка. Ибо любой ребёнок обладает индивидуальным стилем жизни и индивидуальным стилем учёбы.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ

  • Задача учителя – развивать все каналы восприятия, практиковать их перевод из одной системы в другую с тем, чтобы ребёнок мог видеть, слышать, ощущать и чувствовать различные действия с сенсорным изображением, получая целостное отражение объекта и его значение.
  • Родителям желательно не требовать того, что не соответствует возможностям ребёнка. Ибо любой ребёнок обладает индивидуальным стилем жизни и индивидуальным стилем учёбы.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!