ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С УЧЁТОМ ВЕДУЩЕЙ МОДАЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Автор:
Логопед-дефектолог
Стаценко Лариса Викторовна
г. Краснодар 2016 г.
РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ СИСТЕМА – это способ восприятия информации конкретным индивидом через предпочитаемый канал перцепции.
Предпочитаемая модальность характеризует склонность человека к восприятию и обработке информации через одну из сенсорных систем:
- Зрение (визуальная)
- Слух (аудиально-тональная)
- Чувства (кинестетическая)
Знание ведущей модальности даёт возможность подстраиваться не под конкретные модели поведения – движения, голос, слова, - а под более общие паттерны мышления, что даёт большую гибкость в поведении.
ВИДЫ ПРЕДПОЧИТАЕМЫХ МОДАЛЬНОСТЕЙ
КИНЕСТЕТ
ВИЗУАЛ
РУКА
ГЛАЗ
АУДИАЛ
УХО
КТО ВЫ?
ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗНЫХ МОДАЛЬНОСТЕЙ
КЛЮЧИ
РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ СИСТЕМА
Напряжение мышц
Визуальная
Напряжение мышц в шее, плечах и в животе, голова приподнята
Дыхание
Аудиальная
Кинестетическая
Ровное мышечное напряжение, малозаметные ритмические движения; туловище наклонено вперёд
Неглубокое дыхание
Цвет кожи
Расслабление мышц и движений, голова и плечи опущены
Ровное диафрагмальное или грудное, с долгим выдохом
Бледный
Тембр
Глубокое дыхание низом живота
Промежуточный
Высокий тон, напряжение голоса
Темп речи
Румянец
Чёткий резонирующий голос
Быстрый, торопливый
Жесты
Низкий глубокий грудной голос
Ровный, ритмичный
В области глаз
Дистанция
Медленный с паузами
В области ушей и губ
Максимальная
В области туловища
Промежуточная
Минимальная
НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ У АУДИАЛОВ, ВИЗУАЛОВ И КИНЕСТЕТИКОВ
Визуал
- Просмотреть Увидеть наглядно Упустить из виду Красивый Яркая личность Рассмотрим Тусклый Смутный Осмотреться Показать Красиво выглядит
- Просмотреть
- Увидеть наглядно
- Упустить из виду
- Красивый
- Яркая личность
- Рассмотрим
- Тусклый
- Смутный
- Осмотреться
- Показать
- Красиво выглядит
Аудиал
- Прослушать Услышать главное Не услышать Благозвучный Громкое имя Обговорим Заглушённый Писклявый Прислушаться Рассказать Хорошо звучит
- Прослушать
- Услышать главное
- Не услышать
- Благозвучный
- Громкое имя
- Обговорим
- Заглушённый
- Писклявый
- Прислушаться
- Рассказать
- Хорошо звучит
Кинестет
- Прочувствовать Уловить суть Прозевать Приятный Сильная натура Прикинем Вялый Отталкивающий Заострить внимание Продемонстрировать Гладко выходит
- Прочувствовать
- Уловить суть
- Прозевать
- Приятный
- Сильная натура
- Прикинем
- Вялый
- Отталкивающий
- Заострить внимание
- Продемонстрировать
- Гладко выходит
ПРЕДИКАТЫ ВЕДУЩЕЙ МОДАЛЬНОСТИ
ЧТО ОЗНАЧАЕТ РАППОРТ ?
Раппорт в НЛП рассматривается как установление отношения доверия между двумя (или более) людьми.
Основным методом установления раппорта в НЛП является присоединение (подстройка) к основным репрезентативным системам клиента, отражение их в коммуникации и невербальном поведении.
При невербальной подстройке под репрезентативные системы клиента используется подстройка под темп дыхания, позу, жесты, движение глаз и т. п.
Вербальное присоединение основывается на повторении характерных черт вербального поведения клиента.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН НЛП - РАППОРТ ПЕДАГОГУ ?
Согласно теории репрезентативных систем Р. Бэндлера и Дж. Гриндера, любая информация, идущая через нервную систему ребёнка транслируется в ведущую модальность понимания. Поэтому в процессе обучения каждый педагог должен производить «якорение» посредством вербальных и невербальных сигналов ведущих модальностей в полисенсорном режиме. Педагог, который преподает только в рамках своей модальности, имеет вероятность потерять доступ к сознанию большинства детей, что значительно снижает качество обучения .
А.Л. Сиротюк подчёркивает, что «оптимальные психолого-педагогические условия для реализации потенциальных возможностей ребёнка должны создаваться с учетом его ведущей модальности».
КТО ВАШ РЕБЁНОК ?
РЕБЁНОК - ВИЗУАЛ
Внешний вид
Взгляд
Опрятный, аккуратный, одет со вкусом (цвет и ткань в одежде подобраны)
Жесты
Вверх, над окружаю-щими и вдаль
Предикаты
В верхней части туловища, возле глаз
Восприятие информации
Вижу, обозреваю, осматриваю яркий, светлый, цветной
В картинках, схемах, таблицах, диаграммах, предпочи-тает читать сам нежели слушать других
Организация процесса обучения для детей с визуальной модальностью
- Использовать при обучении большое количество наглядного материала
- Придумывать разные схемы, символы
- Рисовать картины, диаграммы
- Внедрять искусство в другие предметы обучения
- Зрительно представлять изучаемый предмет
- Делать цветные пометки
- Использовать компьютерную графику
РЕБЁНОК - АУДИАЛ
Внешний вид
Опрятный
Взгляд
Жесты
Глаза опущены
Предикаты
Движений мало, в основном на средней части туловища, возле ушей
Восприятие информации
Хорошо звучит, слышать, объяснять, упоминать
На слух, любит дискуссии, отвечает устно лучше, чем письменно
Организация процесса обучения для детей с аудиальной модальностью
- Работа на уроке под музыку
- Учиться распевать песню
- Обучаться при помощи музыки стиля барокко
- Посещать группы хорового пения
- Использовать музыку при изучении других дисциплин
- Использовать музыку для расслабления
- Представлять/рисовать картины под музыку
- Сочинять музыку на компьютере
РЕБЁНОК - КИНЕСТЕТ
Внешний вид
Взгляд
Одежда удобная, предпочита-ет комфорт, а не внешний вид
Жесты
Вниз
Предикаты
В области нижней части туловища, движения плавные, медленные
Восприятие информации
Нежный, мягкий, тёплый, бесчувс-твенный, вялый, безвкусный, беспокоить-ся, волноваться
Запоминает то, что было сделано, а не то, что было сказано или увидено, читает вслух
Организация процесса обучения для детей с кинестетической модальностью
- Используйте физические упражнения, в которых вы сами становитесь изучаемым объектом
- Используйте для обучения танцы
- Используйте для обучения движения
- Обучайте через практические действия
- Используйте инструменты и предметы в изучении естественных наук и математики
- Часто делайте «смены состояния» и перерывы
- Интегрируйте движения во все области обучения
- Восстанавливайте в памяти полученную информацию, когда плаваете или бегаете
- Используйте модели, машины «техническое лего», инструменты ремёсел
- Рекомендуйте ребёнку посещать спортивные секции
- Используйте экскурсии
- Используйте игры в классе
- Используйте драму, ролевые игры
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ
- Задача учителя – развивать все каналы восприятия, практиковать их перевод из одной системы в другую с тем, чтобы ребёнок мог видеть, слышать, ощущать и чувствовать различные действия с сенсорным изображением, получая целостное отражение объекта и его значение.
- Родителям желательно не требовать того, что не соответствует возможностям ребёнка. Ибо любой ребёнок обладает индивидуальным стилем жизни и индивидуальным стилем учёбы.
Спасибо за внимание!