СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "Проблема мотивации учащихся"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал может быть полезен учителям при проектировании уроков, так как психологическая сторона образовательного процесса является не менее важной, чем содержательная. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Проблема мотивации учащихся"»

Проблема формирования мотивации учения у школьников Работа выполнена Сальниковой Светланой Научиться можно только тому, что любишь. Гёте И.

Проблема формирования мотивации учения у школьников

Работа выполнена

Сальниковой Светланой

Научиться можно только тому, что любишь. Гёте И.

Цель:   Проанализировать проблему формирования мотивации учения у школьников и определить способы формирования учебной мотивации Задачи:  Дать определение понятия «мотивация». Охарактеризовать мотивацию учения младших школьников и подростков. Проиллюстрировать проблему формирования мотивации сюжетом из фильма Выделить причины спада школьной мотивации. Определить способы формирования учебной мотивации и охарактеризовать их.

Цель:

Проанализировать проблему формирования мотивации учения у школьников и определить способы формирования учебной мотивации

Задачи:

  • Дать определение понятия «мотивация».
  • Охарактеризовать мотивацию учения младших школьников и подростков.
  • Проиллюстрировать проблему формирования мотивации сюжетом из фильма
  • Выделить причины спада школьной мотивации.
  • Определить способы формирования учебной мотивации и охарактеризовать их.
Методы Сбор и анализ психолого-педагогической литературы. Приведение примеров из фильмов Анализ фрагмента фильма

Методы

  • Сбор и анализ психолого-педагогической литературы.
  • Приведение примеров из фильмов
  • Анализ фрагмента фильма
Что это? Учебная мотивация  – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы: познавательные; коммуникативные; эмоциональные; мотивы саморазвития; позиция школьника; мотивы достижения; внешние (поощрения, наказания).

Что это?

Учебная мотивация  – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:

  • познавательные;
  • коммуникативные;
  • эмоциональные;
  • мотивы саморазвития;
  • позиция школьника;
  • мотивы достижения;
  • внешние

(поощрения, наказания).

Младший школьный возраст  В мотивации учения младших школьников ведущую роль играют широкие социальные мотивы, прежде всего «позиционный» мотив (быть хорошим учеником) и мотив долга и ответственности (чувство долга перед учителями и родителями).   Собственно учебная мотивация не занимает значимого места в мотивации учения детей в начальной школе, они не испытывают серьезного интереса к содержанию и способам учебной деятельности. Уровень мотивации школьников к учебе снижается к концу младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст

В мотивации учения младших школьников ведущую роль играют широкие социальные мотивы, прежде всего «позиционный» мотив (быть хорошим учеником) и мотив долга и ответственности (чувство долга перед учителями и родителями).

Собственно учебная мотивация не занимает значимого места в мотивации учения детей в начальной школе, они не испытывают серьезного интереса к содержанию и способам учебной деятельности.

Уровень мотивации школьников к учебе снижается к концу младшего школьного возраста.

Подростковый возраст С переходом в среднее звено происходят серьезные изменения в мотивационной сфере детей.  Мотив долга и ответственности отходит на вторые позиции, а другие социальные мотивы подростком недостаточно осознаны.  Важнейшая потребность детей подросткового возраста – это потребность в самоутверждении, желание занять определенное место в коллективе. Поэтому притязание на признание со стороны сверстников может стать важным стимулом к учению.  Г.И. Щукина подчеркивает, что у значительной части школьников (младшие школьники и подростки) познавательный интерес направлен на практическое использование знаний

Подростковый возраст

С переходом в среднее звено происходят серьезные изменения в мотивационной сфере детей. Мотив долга и ответственности отходит на вторые позиции, а другие социальные мотивы подростком недостаточно осознаны.

Важнейшая потребность детей подросткового возраста – это потребность в самоутверждении, желание занять определенное место в коллективе. Поэтому притязание на признание со стороны сверстников может стать важным стимулом к учению.

Г.И. Щукина подчеркивает, что у значительной части школьников (младшие школьники и подростки) познавательный интерес направлен на практическое использование знаний

Помимо субъективных особенностей самих учеников, мотивация определяется: спецификой образовательного учреждения, организацией образовательного процесса,  субъективными особенностями педагога, отношением педагога к ученику, своеобразием учебного предмета.

Помимо субъективных особенностей самих учеников, мотивация определяется:

  • спецификой образовательного учреждения,
  • организацией образовательного процесса,
  • субъективными особенностями педагога,
  • отношением педагога к ученику,
  • своеобразием учебного предмета.
Снижение мотивации учения приводит к снижению школьной успеваемости

Снижение мотивации учения приводит к снижению школьной успеваемости

Причины спада школьной мотивации:   У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего. Отношение ученика к учителю. Отношение учителя к ученику.    Личная значимость предмета. Умственное развитие ученика. Продуктивность учебной деятельности. Непонимание цели учения. Страх перед школой.

Причины спада школьной мотивации:

  • У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
  • Отношение ученика к учителю.
  • Отношение учителя к ученику.   
  • Личная значимость предмета.
  • Умственное развитие ученика.
  • Продуктивность учебной деятельности.
  • Непонимание цели учения.
  • Страх перед школой.
В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями :          1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения ;          2. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его. Развитие мотивов учения

В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями :

         1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения ;

         2. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.

Развитие мотивов учения

 Конкретные условия , вызывающие интерес школьника к учебной деятельности: Способ раскрытия учебного материала Организация работы над предметом малыми группами Отношение между мотивом и целью Проблемность обучения

Конкретные условия , вызывающие интерес школьника к учебной деятельности:

  • Способ раскрытия учебного материала
  • Организация работы над предметом малыми группами
  • Отношение между мотивом и целью
  • Проблемность обучения
Способы формирования мотивации учения

Способы формирования мотивации учения

Способ 1. Укрепление чувства

Способ 1.

Укрепление чувства "открытости" к воздействиям , т.е. к обучаемости, а именно:

  • участие ученика в коллективистических формах организации разных видов деятельности
  • отношения сотрудничества учителя и учащегося
Способ 2. Использование упражнений на укрепление адекватной самооценки . Важно! Нужно учить школьников грамотному объяснению своих успехов и неудач

Способ 2.

Использование упражнений на укрепление адекватной самооценки .

Важно! Нужно учить школьников грамотному объяснению своих успехов и неудач

Способ 3. Обдуманное поощрение учителем  Для мотивации школьника более важной, чем оценка учителя оказывается  скрытая в отметке информация о его возможностях.   Оценка учителя повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом , а к тем усилиям , которые прилагает ученик при выполнении задания.  Учитель должен сравнивать успехи ученика не с успехами других учеников, а с его прежними результатами.

Способ 3.

Обдуманное поощрение учителем

  • Для мотивации школьника более важной, чем оценка учителя оказывается  скрытая в отметке информация о его возможностях.
  • Оценка учителя повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом , а к тем усилиям , которые прилагает ученик при выполнении задания.
  • Учитель должен сравнивать успехи ученика не с успехами других учеников, а с его прежними результатами.
Способ 4 Мотивации способствуют занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя;

Способ 4

Мотивации способствуют

  • занимательное изложение,
  • необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся;
  • эмоциональность речи учителя;
Способ 5 Создание ситуаций спора и дискуссии; Анализ жизненных ситуаций.

Способ 5

  • Создание ситуаций спора и дискуссии;
  • Анализ жизненных ситуаций.
Способ 6 Использование игровых технологий  Применение игровых технологий стимулирует развитие всех сфер личности учащихся – мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, коммуникативной, деятельностной, морально-нравственной. 

Способ 6

Использование игровых технологий

Применение игровых технологий стимулирует развитие всех сфер личности учащихся – мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, коммуникативной, деятельностной, морально-нравственной. 

Фильмы Перед классом 2008г, США, реж. Питер Уэрнер Умница Уилл Хантинг 1997г, США, реж. Гас Ван Сент Общество мёртвых поэтов 1989г, США, реж. Питер Уир Учитель на замену 2011г, США, реж. Тони Кэй Хористы 2004г, Франция, реж. Кристоф Барратье Звёздочки на земле 2007г, Индия, реж. Аамир Кхан, Амол Гуптэ Писатели свободы 2006г, Германия, США, реж. Ричард ЛаГравенес Класс 2008г, Франция, реж. Лоран Конте Господин Лазар 2011г, Канада, реж. Филипп Филардо Улыбка Мона Лизы 2003г, США, реж. Майк Ньюэлл Человек эпохи Возрождения 1994г, США, реж. Пенни Маршалл Учителю с любовью 1967г, Великобритания, реж. Джеймс Клавелл Опус мистера Холланда 1995г, США, реж. Стивен Херек Учитель года 2003г, Канада, США, реж. Уильям Дир

Фильмы

  • Перед классом 2008г, США, реж. Питер Уэрнер
  • Умница Уилл Хантинг 1997г, США, реж. Гас Ван Сент
  • Общество мёртвых поэтов 1989г, США, реж. Питер Уир
  • Учитель на замену 2011г, США, реж. Тони Кэй
  • Хористы 2004г, Франция, реж. Кристоф Барратье
  • Звёздочки на земле 2007г, Индия, реж. Аамир Кхан, Амол Гуптэ
  • Писатели свободы 2006г, Германия, США, реж. Ричард ЛаГравенес
  • Класс 2008г, Франция, реж. Лоран Конте
  • Господин Лазар 2011г, Канада, реж. Филипп Филардо
  • Улыбка Мона Лизы 2003г, США, реж. Майк Ньюэлл
  • Человек эпохи Возрождения 1994г, США, реж. Пенни Маршалл
  • Учителю с любовью 1967г, Великобритания, реж. Джеймс Клавелл
  • Опус мистера Холланда 1995г, США, реж. Стивен Херек
  • Учитель года 2003г, Канада, США, реж. Уильям Дир
Опус мистера Холланда 1995г, США, реж. Стивен Херек 5 фрагментов из фильма

Опус мистера Холланда

1995г, США, реж. Стивен Херек

5 фрагментов из фильма

Анализ ситуации Отсутствие интереса к предмету у учащихся Негативный настрой учителя Неуспеваемость учащихся по предмету Раздражение учителя Осознание учителем своего негативного настроя и желание исправить ситуацию Использование иного метода обучения Мотивация учащихся

Анализ ситуации

Отсутствие интереса к предмету у учащихся

Негативный настрой учителя

Неуспеваемость учащихся по предмету

Раздражение учителя

Осознание учителем своего негативного настроя и желание исправить ситуацию

Использование иного метода обучения

Мотивация учащихся

Заключение Проблема формирования мотивации учения является наиболее актуальной на сегодняшний день. Необходимо развивать познавательную мотивацию, формировать интерес к учебе. Для этого преподавание учебных предметов должно быть выстроено так, чтобы в процессе обучения ребенок получал новое знание, чтобы у него была возможность самостоятельного поиска этого знания, его применения.  Важная роль в формировании учебной мотивации принадлежит учителю. От его профессиональной подготовки, от его отношения к детям зависит их интерес к учебе.

Заключение

Проблема формирования мотивации учения является наиболее актуальной на сегодняшний день.

Необходимо развивать познавательную мотивацию, формировать интерес к учебе. Для этого преподавание учебных предметов должно быть выстроено так, чтобы в процессе обучения ребенок получал новое знание, чтобы у него была возможность самостоятельного поиска этого знания, его применения.

Важная роль в формировании учебной мотивации принадлежит учителю. От его профессиональной подготовки, от его отношения к детям зависит их интерес к учебе.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!