Проблема формирования мотивации учения у школьников
Работа выполнена
Сальниковой Светланой
Научиться можно только тому, что любишь. Гёте И.
Цель:
Проанализировать проблему формирования мотивации учения у школьников и определить способы формирования учебной мотивации
Задачи:
- Дать определение понятия «мотивация».
- Охарактеризовать мотивацию учения младших школьников и подростков.
- Проиллюстрировать проблему формирования мотивации сюжетом из фильма
- Выделить причины спада школьной мотивации.
- Определить способы формирования учебной мотивации и охарактеризовать их.
Методы
- Сбор и анализ психолого-педагогической литературы.
- Приведение примеров из фильмов
- Анализ фрагмента фильма
Что это?
Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:
- познавательные;
- коммуникативные;
- эмоциональные;
- мотивы саморазвития;
- позиция школьника;
- мотивы достижения;
- внешние
(поощрения, наказания).
Младший школьный возраст
В мотивации учения младших школьников ведущую роль играют широкие социальные мотивы, прежде всего «позиционный» мотив (быть хорошим учеником) и мотив долга и ответственности (чувство долга перед учителями и родителями).
Собственно учебная мотивация не занимает значимого места в мотивации учения детей в начальной школе, они не испытывают серьезного интереса к содержанию и способам учебной деятельности.
Уровень мотивации школьников к учебе снижается к концу младшего школьного возраста.
Подростковый возраст
С переходом в среднее звено происходят серьезные изменения в мотивационной сфере детей. Мотив долга и ответственности отходит на вторые позиции, а другие социальные мотивы подростком недостаточно осознаны.
Важнейшая потребность детей подросткового возраста – это потребность в самоутверждении, желание занять определенное место в коллективе. Поэтому притязание на признание со стороны сверстников может стать важным стимулом к учению.
Г.И. Щукина подчеркивает, что у значительной части школьников (младшие школьники и подростки) познавательный интерес направлен на практическое использование знаний
Помимо субъективных особенностей самих учеников, мотивация определяется:
- спецификой образовательного учреждения,
- организацией образовательного процесса,
- субъективными особенностями педагога,
- отношением педагога к ученику,
- своеобразием учебного предмета.
Снижение мотивации учения приводит к снижению школьной успеваемости
Причины спада школьной мотивации:
- У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
- Отношение ученика к учителю.
- Отношение учителя к ученику.
- Личная значимость предмета.
- Умственное развитие ученика.
- Продуктивность учебной деятельности.
- Непонимание цели учения.
- Страх перед школой.
В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями :
1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения ;
2. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.
Развитие мотивов учения
Конкретные условия , вызывающие интерес школьника к учебной деятельности:
- Способ раскрытия учебного материала
- Организация работы над предметом малыми группами
- Отношение между мотивом и целью
- Проблемность обучения
Способы формирования мотивации учения
Способ 1.
Укрепление чувства "открытости" к воздействиям , т.е. к обучаемости, а именно:
- участие ученика в коллективистических формах организации разных видов деятельности
- отношения сотрудничества учителя и учащегося
Способ 2.
Использование упражнений на укрепление адекватной самооценки .
Важно! Нужно учить школьников грамотному объяснению своих успехов и неудач
Способ 3.
Обдуманное поощрение учителем
- Для мотивации школьника более важной, чем оценка учителя оказывается скрытая в отметке информация о его возможностях.
- Оценка учителя повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом , а к тем усилиям , которые прилагает ученик при выполнении задания.
- Учитель должен сравнивать успехи ученика не с успехами других учеников, а с его прежними результатами.
Способ 4
Мотивации способствуют
- занимательное изложение,
- необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся;
- эмоциональность речи учителя;
Способ 5
- Создание ситуаций спора и дискуссии;
- Анализ жизненных ситуаций.
Способ 6
Использование игровых технологий
Применение игровых технологий стимулирует развитие всех сфер личности учащихся – мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, коммуникативной, деятельностной, морально-нравственной.
Фильмы
- Перед классом 2008г, США, реж. Питер Уэрнер
- Умница Уилл Хантинг 1997г, США, реж. Гас Ван Сент
- Общество мёртвых поэтов 1989г, США, реж. Питер Уир
- Учитель на замену 2011г, США, реж. Тони Кэй
- Хористы 2004г, Франция, реж. Кристоф Барратье
- Звёздочки на земле 2007г, Индия, реж. Аамир Кхан, Амол Гуптэ
- Писатели свободы 2006г, Германия, США, реж. Ричард ЛаГравенес
- Класс 2008г, Франция, реж. Лоран Конте
- Господин Лазар 2011г, Канада, реж. Филипп Филардо
- Улыбка Мона Лизы 2003г, США, реж. Майк Ньюэлл
- Человек эпохи Возрождения 1994г, США, реж. Пенни Маршалл
- Учителю с любовью 1967г, Великобритания, реж. Джеймс Клавелл
- Опус мистера Холланда 1995г, США, реж. Стивен Херек
- Учитель года 2003г, Канада, США, реж. Уильям Дир
Опус мистера Холланда
1995г, США, реж. Стивен Херек
5 фрагментов из фильма
Анализ ситуации
Отсутствие интереса к предмету у учащихся
Негативный настрой учителя
Неуспеваемость учащихся по предмету
Раздражение учителя
Осознание учителем своего негативного настроя и желание исправить ситуацию
Использование иного метода обучения
Мотивация учащихся
Заключение
Проблема формирования мотивации учения является наиболее актуальной на сегодняшний день.
Необходимо развивать познавательную мотивацию, формировать интерес к учебе. Для этого преподавание учебных предметов должно быть выстроено так, чтобы в процессе обучения ребенок получал новое знание, чтобы у него была возможность самостоятельного поиска этого знания, его применения.
Важная роль в формировании учебной мотивации принадлежит учителю. От его профессиональной подготовки, от его отношения к детям зависит их интерес к учебе.
Спасибо за внимание!