Современные подходы к формированию УУД и развитию коммуникативных навыков
Главная задача ФГОС – научить детей учиться, а
именно самостоятельно добывать необходимую информацию и использовать ее
в учебной и повседневной жизни .
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных
учебных
действий , которые
выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
Универсальные учебные действия
- умение учиться , т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
- совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса .
В состав основных видов универсальных учебных действий входят четыре блока:
- 1. личностные
- 2. регулятивные
- 3. познавательные
- 4. коммуникативные
Личностные УУД = ценностно - смысловая, нравственная, социальная ориентация
1 )действия в личностном самоопределении (связанные с формированием Я-концепции);
2 ) действия смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между результатом учебной деятельности по овладению ИЯ и тем, что побуждает эту деятельность, ради чего она осуществляется.
Школьник должен видеть смысл, в том, что он делает на уроке ИЯ: ради чего (зачем) он говорит, читает, слушает, пишет на ИЯ;
3 ) действия нравственно-этической ориентации, обеспечивающие личностный моральный выбор – оценка того, что ученик слышит, читает на иностранном языке и того, что говорит и пишет сам.
Упражнение на формирование личностных УУД
- « Как пройти» «How can I get there?»
- Цель: активизация изученной лексики, умения реагировать на просьбу, умение ориентироваться на местности.
- Возраст: от 10 лет
- Форма выполнения: парная
Регулятивные УУД=организация учебной деятельности
- целеполагание
- планирование
- прогнозирование
- контроль
- коррекция
- оценка
Упражнения на формирование регулятивных УУД
- «Найди время для встречи» «Find a time to meet»
- Цель: Активизация лексико-грамматических навыков по теме «My day».
- Возраст: 13-14 лет.
- Форма выполнения задания: парная
Работа над ошибками
ww = wrong word
prep. =preposition
Ѵ = word missing
? = sorry, I don’t understand
Познавательные УУД = работа с информацией
- общеучебные – определение познавательной цели, информационный поиск,
- знаково-символические действия, структурирование знаний, рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- знаково-символические – кодирование, декодирование, моделирование;
- логические – анализ, синтез, сравнение, классификация, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование
- Какие слова/выражения используют англичане, чтобы…
- Какую информацию мне надо использовать, чтобы…
- Что из прочитанного, услышанного я использую для…
- Какие слова и выражения я использую для…
- Почему я пишу, говорю это слово, предложение?
Упражнения на формирование познавательных УУД
- «Печатная машинка» «Type writer»
- Цель: выработка навыка речевого внимания в процессе выполнения задания,
- развитие навыков составления и чтения английских слов, усвоение, контроль усвоения порядка слов в предложении.
- Возраст: от 9 лет
- Форма выполнения задания: весь класс
- «Паспорт» «The passport»
- Цель: практика письменной и устной речи
- Возраст: от 9 лет
- Форма выполнения задания: индивидуальная
Коммуникативные УУД = социальная компетентность, коммуникативное взаимодействие
- ЧТО? - Учет позиции других людей, умение слушать и слышать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
- КАК? – Определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов;
- разрешение конфликтов;
- управление поведением партнёра;
- умение четко выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
Упражнения на формирование коммуникативных УУД
- «Телефонный разговор» «Telephone talking»
- Цель: активизация лексики и совершенствование грамматических навыков устной речи
- Возраст: от 10 лет
- Форма выполнения задания: парная
« Telephone talking»
May I speak to…
Who is calling, please?
Hold the line, please.
Can I have a message?
Hello! Tom is speaking.
This is Ann calling.
I am fine, thank you.
I’m calling about….
OK. Let’s meet at…o’clock.
May I speak to…
Who is calling, please?
Any massage?
Can you tell him to call me back?
«Составить распорядок дня» «Make up your diary»
- Цель: активизировать навыки извлечения необходимой информации из предложенного текста
- Возраст: от 10 лет
- Форма выполнения задания: индивидуальная
My name is Ivan. I’m ten years old. I study in the 5th form of the state secondary school 1. I attend school six days a week. Sunday is the only weekend that I have. My day usually starts at 7.30 .Then I brush my teeth and have a shower. After that I wear my school uniform and have a quick breakfast in the kitchen. My mum makes a sandwich for me and a cup of tea. Then I quickly leave for school. Luckily, I live 5 minutes away from school so I’m almost never late. My classes usually start at 8.30 (half past eight). My lessons finish at about 1 or 2 pm. When I come back home I have my lunch and take a short rest. After that I do my homework for tomorrow. Then I’m allowed to watch my favorite shows, play computer games or go for a walk with my friends. On Wednesdays and Fridays I go to the swimming-pool. And on Tuesdays and Thursdays I attend martial arts. So that leaves little free time for anything else. Saturdays are freer. We only have four lessons on these days and I don’t attend any sections. I go to bed at about ten o'clock, but my parents like to sit up late and write letters or read.
- Проект «Путешествие» «Travelling»
- Цель: приобретение навыков самостоятельной работы и работы в команде;
развитие умения пользоваться современными информационными технологиями;
развитие умений и навыков работы с информацией;
развитие навыков самоанализа;
развитие критического мышления;
развитие творческой активности.
развитие навыков различных видов речевой деятельности: аудирования, чтения, говорения, письма;
увеличение активного словарного запаса учащихся.
- Возраст: от 12 лет
- Форма выполнения задания: групповая
Некоторые примеры учебной деятельности
- Игры и эксперименты (со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами )
- Работа с учебными моделями (слова, устные высказывания, тексты)
- Наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий)
- Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение
- Преобразование и создание (списки слов, «словарные паутины», памятки, плакаты и т.д.)