Цели урока:
- С формировать у учащихся понятие форм мышления;
- ознакомить с биографий ученого Древней Греции Аристотеля, ученого средних веков В.Лейбница, ученого ХIХ века Д.Буля;
Этапы развития алгебры логики :
- I этап - формальная логика .
Основатель – Аристотель (284 -322 гг. до н.э.), ввел основные формы абстрактного мышления.
- II этап – математическая логика .
Основатель – немецкий ученый и философ Лейбниц (1642 -1716), предпринял попытку логических вычислений.
- III этап – математическая логика (булева алгебра).
Основатель – английский математик Джордж Буль (1815 - 1864), ввел алфавит, орфографию и грамматику для математической логики.
АРИСТОТЕЛЬ (384 – 322 гг.до н.э.)
- Основы формальной логики заложил ученый Древней Греции Аристотель
- Заслуга ученого состоит в том, что он отделил форму мышления от содержания.
- Попытался соединить логику и математику, разработал раздел теории доказательств.
- Биография
ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ (1646-1716)
- Лейбниц взглянул на логику Аристотеля через призму математики
- Он создал «Азбуку мыслей», сжатый и краткий язык символов.
- Разработал идею логического исчисления. Рассуждения обозначил буквами, сложные высказывания-формулами.
- В результате удалось содержательные рассуждения заменить формальными вычислениями.
- Биография
ДЖОРДЖ БУЛЬ (1815-1864 гг.)
- Дж.Буль автор известный произведений «Математический анализ логики»(1847г.)
- Основной труд Дж. Буля «Исследование законов мысли», в ней представлен раздел логики- алгебра высказываний.
- В 1844 г. Буль получает золотую медаль за работ по математическому анализу.
- Биография
ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ
ЛОГИКА – это наука о формах и способах мышления
- Аристотель отделил формы мышления от его содержания
- Логика позволяет строить формальные модели окружающего мира, отвлекаясь от содержательной стороны.
- Мышления всегда существует в каких – то формах – это понятие, высказывание, мозаключение.
Понятие – это форма мышления, фиксирующая основные, существенные признаки объекта.
- Понятие выделяет существенные признаки объекта, которые отличают его от других объектов.
- Например, признак понятия “компьютер”: мышь, клавиатура и т.д. Его трудно спутать с другим объектом.
Понятие имеет две стороны: содержание и объем.
- Содержание понятия можно раскрыть следующим образом:
“ Персональный компьютер – это универсальное электронное устройство для автоматической обработки информации”
- Объем понятия определяется совокупностью предметов, на которые он распределяется. В настоящее время в мире сотни ПК .
Высказывание – это форма мышления, где что-либо утверждается или отрицается. Высказывание может быть истинно или ложно.
“ Процессор - это устройство для обработки информации”- истинно
“ Процессор - это устройство печати” – ложно, то есть оно не соответствует реальной действительности.
- Высказывание не может быть выражено повелительным или вопросительным предложением, так как оценка истинности или ложности невозможна.
- Например:
Уходя гасите свет.
Выполни упражнение.
Вы любите информатику?
Умозаключение – это форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений может быть получено новое суждение (заключение).
- Умозаключения позволяют на основе суждений (высказываний), получить заключение, то есть новые знания.
- “ Все углы в треугольнике равны”,
то путем умозаключений доказать, что “Этот треугольник равносторонний”
- Федеральным компонентом государственного стандарта, чётко определены требования к уровню подготовки выпускников. Выпускник должен уметь проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования; уметь проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога); распознания логически некорректных рассуждений; записи математических утверждений, доказательств; анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц.