Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 2 «Солнышко» с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников 623640 г. Талица, ул. Заводская, 2 , тел. 2-18-30 Аналитический отчет
Тема: «Устное - народное творчество в развитии речевой активности детей дошкольного возраста»
О себе: Тутарова Елена Валерьевна,
воспитатель МКДОУ № 2 «Солнышко»
Образование: среднее -специальное
Ирбитское педагогическое училище.
Квалификация: воспитатель детей дошкольного возраста
Стаж педагогической работы 19 лет, в МКДОУ «Солнышко» работаю 15 лет.
В 2013 г. Поступила в РГППУ кафедра психологии и педагогики
Нормативно-правовое обеспечение деятельности
- Конституция РФ от 2014 года;
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (вступил в силу с 01.09.2013 г.)
- СанПин 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 г.
- Устав МКДОУ № 2 «Солнышко»;
- Конвенция о правах ребенка 1990 год;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 года №1155;
- Закон Свердловской области «Об образовании» от 15 июля 2013 года №78-03;
- Образовательная программа «От рождения до школы» 2014 .
Повышение квалификации
* «Культура пользования современными информационными технологиями»;
* «Актуальные вопросы теории и практики дошкольного образования» (с учётом ФГОС ДО)
* Семинар по аттестации (программа КАИС ИРО 06.02.2015 год.)
* «Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников в рамках празднования 70 лет Великой Победы»
* «Актуальные вопросы теории и практики дошкольного образования» (с учётом ФГОС ДО
Актуальность
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой.
Маленький ребенок многое усваивает путем подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами.
Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений.
Противоречия и пути их решения
В процессе работы над темой выявила противоречие между потенциальными возможностями форм фольклора в речевом развитии дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов дошкольного образования методиками развития речи детей средствами различных форм фольклора.
Выделенное противоречие указывает на проблему недостаточного использования различных форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста. Оптимальными и эффективными средствами считаю следующие мероприятия:
цикл тематических занятий по различным видам деятельности ,
проведение подвижных, дидактических, сюжетно - ролевых игр, игр-драматизаций;
специальные игровые задания;
психогимнастика;
досуги;
консультативная работа с воспитателями и родителями;
свободно - самостоятельная деятельность; загадывание загадок, проведение наблюдений.
- цикл тематических занятий по различным видам деятельности , проведение подвижных, дидактических, сюжетно - ролевых игр, игр-драматизаций; специальные игровые задания; психогимнастика; досуги; консультативная работа с воспитателями и родителями; свободно - самостоятельная деятельность; загадывание загадок, проведение наблюдений.
- цикл тематических занятий по различным видам деятельности , проведение подвижных, дидактических, сюжетно - ролевых игр, игр-драматизаций; специальные игровые задания; психогимнастика; досуги; консультативная работа с воспитателями и родителями; свободно - самостоятельная деятельность; загадывание загадок, проведение наблюдений.
- цикл тематических занятий по различным видам деятельности , проведение подвижных, дидактических, сюжетно - ролевых игр, игр-драматизаций; специальные игровые задания; психогимнастика; досуги; консультативная работа с воспитателями и родителями; свободно - самостоятельная деятельность; загадывание загадок, проведение наблюдений.
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом.
Устное - народное творчество , имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи – своем будущем.
С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку.
В межаттестационный период работала по теме: «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей дошкольного возраста».
Цель: воспитание ребенка активно говорящего, хорошо ознакомленного с произведениями устного - народного творчества, эмоционального, инициативного раскрепощенного.
Для достижения поставленной цели по развитию речевой активности дошкольников, были намечены следующие задачи:
1. Изучить литературу, разработать проект по УНТ, а так же методические рекомендации для родителей.
2. Познакомить детей с понятием и содержанием «Детский фольклор», дать представление об укладе жизни и быта русского народа
3. Развивать кругозор, интерес к народному слову, его истории
4. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на учебную деятельность.
- 1. Изучить литературу, разработать проект по УНТ, а так же методические рекомендации для родителей. 2. Познакомить детей с понятием и содержанием «Детский фольклор», дать представление об укладе жизни и быта русского народа 3. Развивать кругозор, интерес к народному слову, его истории 4. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на учебную деятельность.
Мониторинг результатов развития речевой активности детей дошкольного возраста группы «Сударушка» проводился с сентября 2010 года по май 2015 года. Результаты диагностики (сентябрь 2010 года) : дети в основном пользуются в речи короткими фразами, только 55 % детей при общении со взрослыми пользуются предложениями из трех слов, употребляя прилагательные и местоимения. Повторить за взрослым предложения из 3-4 слов смогли только 35 % детей.
В старшей группе (2013-2014 уч. год ) была проведена диагностика детей по Ушаковой О.С. Диагностика дала следующие результаты. Высокий уровень развития имели 3 человека –13,5%, средний уровень имеют 15 человек - 73 %, низкий уровень – 3 человека – 13,5%.
Задачи
чистоговорки
скороговорки
потешки
беседы
загадки
драмматизации
сказок
игровые ситуации
После проведенной работы в конце учебного года диагностика показала такие данные: высокий уровень имели 4 человека -13,5%, средний 17 детей-86,5%, низкий уровень 0%.
Методы
Словесные
Практические
Наглядные
Создание специальных условий для развития речи детей имело свою эффективность, о чём показывают результаты диагностики в подготовительной группе.
Начало года
высокий
19%
средний
72%
Конец года
низкий
высокий
9%
47%
средний
53%
низкий
0%
-презентации
-папки-передвижки
-родительские собрания
-семинары и консультации
-анкетирование
-круглые столы
-конкурсы и проекты
-деловые игры
-семейные клубы
-вечера вопросов и ответов
Принимала активное участие с детьми в районных соревнованиях и конкурсах: «ЭКО - колобок», «Лыжня России», «Кросс наций», «Мисс - малышка 2015», «Моя Родина-Россия», «180 лет неопалимая Купина», «25 лет МЧС», акция «Бессмертный полк» и др., - где занимали призовые места и награждались грамотами и благодарностями. Так же участвовала в культурно - спортивном фестивале «Деловая женщина», в районном фестивале - конкурсе художественного самодеятельного творчества, посвященного «70-летию Победы в ВОВ) (лауреат 3 степени в номинации видео - презентация), участвовала в выставке ДПИ «Звездные россыпи», посвященной 283 – й годовщине города Талицы.
Учительская конференция
«День защитников отечества»
Участие в мероприятиях
«Лыжня России»
«Бессмертный полк»
«Моя Родина-Россия»
Встреча с Ивановым И.М
«Поклонимся великим тем годам»
Принимаю участие в работе педагогических интернет сообществ, для общения с коллегами и родителями создала группу «Сударушка»: http://www.ok.ru/gruppasuda ,
Проведена консультация для коллег «Приобщение дошкольников к русской народной культуре», мастер-класс «Путешествие в прошлое России».
Создала свой сайт «Мультиурок»:
http://multiurok.ru/gyselki/
Выкладываю свои разработки, делюсь опытом со своими коллегами
Мои успехи
« Новый год»
«Деловая женщина»
Участие в жизни коллектива
«1 сентября»
«Деловая женщина»
«Кросс наций»
«9 мая»
Поездка в Москву
«Родительское собрание»
«Учительская конференция»
- Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Мой опыт работы показывает, что фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка , его речи.
- В дальнейшей своей работе я планирую новые формы работы по УНТ, а одно из направлений при работе с детьми старшего дошкольного возраста взять за основу нравственно-патриотическое воспитание
Это только начало жизненного пути.
И пусть уже в самом начале этот путь будет освещен лучами устного народного творчества.