Слово «музей» происходит от греческого museion и латинского museum, что в переводе означает – храм муз, место, посвященное наукам и искусствам.
Музей – это учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.
Своеобразным музейным учреждением является школьный музей, поскольку он ведет в меру своих возможностей различные виды музейной работы.
Школьный музей – это ядро образовательного пространства школы. Играет ведущую роль в системе патриотического воспитания школьников, становится самым доступным способом знакомства с музейной культурой и традициями.
Музей максимально открытое место для деятельности детей, для их творческой и созидательной активности.
Здесь ученик не только «потребитель» музейных ценностей, но и непосредственный их созидатель. Этим обуславливаются предпосылки культурологического воспитания духовного мира детей, приобретаются: необходимое осознание прошлого и бережное отношение к истории родного края.
Работа в музее – это возможность широкого творческого диалога заинтересованных участников образовательного и воспитательного процесса: педагогов, музейных работников, ветеранов, родителей, общественности.
Школьный музей имеет ряд признаков.
Основной признак любого музей, в том числе и школьного,- наличие фонда подлинных материалов, представляющих собой первоисточники сведений о природе и истории обществ. Эти предметы и документы составляют основу музея. Для создания музейной экспозиции привлекаются также разнообразные воспроизведения подлинников, вспомогательные материалы.
В школьной практике иногда совершенно неправомерно музеем называют собрание копий тех или иных документов и предметов, репродукций с картин, наглядных пособий, оформленных в виде выставок и уголков. Конечно, подобного вида выставки имеют познавательную и воспитательную ценность, но отнюдь, не представляют собой музея в настоящем смысле этого слова.
Каждый музей предполагает наличие экспозиции. Причем, экспозиционные материалы должны с достаточной глубиной и полнотой раскрывать содержание выбранной темы. Опять-таки, в школьной практике это правило не всегда выдерживается.
Нередко в экспозиции оказываются документы и предметы, не имеющие отношения к тематике музея.
Материалы музейной экспозиции должны выставляться в определенной системе – в соответствии с логикой разделов.
Музей имеет необходимые помещения и оборудование, которые обеспечивают хранение и показ собранных коллекций.
Обязательное условие функционирования школьного музея – постоянный актив учащихся, способных вести под руководством педагогов систематическую поисковую и исследовательскую работу, участвовать в комплектовании, учете и хранении фондов, в показе и пропаганде собранных материалов.
Только при наличии этих признаков можно говорить о том, что в школе имеется музей.
Об одном из таких школьных музеев мне бы хотелось рассказать.