Просмотр содержимого документа
«Презентация "Образовательная и развивающая среда в начальных классах"»
Образовательная развивающая среда в начальной школе
Среда, в которой ребенок чувствует себя комфортно, является одним из основных условий здоровьесбережения
Роль образовательной развивающей среды может быть представлена с позиции ее функций:
- Воспитывающая функция
- Образовательно – развивающая функция
- Организационная функция
При проектировании среды необходимо опираться на следующие принципы:
1. Принцип целесообразности и рациональности
Рациональность использования
пространства территории
Рациональное совмещение
зон
Целесообразность
и рациональность предметного
наполнения каждой зоны
При этом важно учитывать:
- Возрастные и индивидуальные особенности детей
- Особенности УМК или образовательных программ
- Особенности географического расположения населенного пункта
2.Принцип доступности
и открытости
Предметный мир должен быть
представлен в открытом виде
Предметная среда должна быть
актуальной для данного возраста
3. Принцип
содеятельности
Непосредственное участие
ребенка в создании среды
От руководства учителем
к самоорганизации
Каждый учитель -мастер, как по нотам, играет свой урок, пользуясь своими «секретами». Вот некоторые из таких «секретов»:
- 1. В любом обучающем действии необходимо предоставлять ученику право выбора.
- 2. Не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.
- 3. Освоение учениками знаний, умений и навыков преимущественно в форме деятельности.
- 4. Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
- 5. Максимально использовать возможности, знания,интересы самих учащихся, с целью повышения результативности.
4. Принцип дифференциации
развивающих зон
Игровая
Интеллектуальная
Двигательная
Творческая
Бытовая
Игровая зона
Цели:
- удовлетворение потребности детей в привлекательном виде деятельности;
- способствовать рациональному использованию свободного времени.
Компоненты:
- детские игрушки: куклы, машинки, кубики,
- дидактические игры: набор магнитный по правилам дорожного движения, счетное лото, «Круговорот воды в природе» и др.
- развивающие игры: «Разборный домик», «Дачный домик», «Строитель», «Детский городок», «Старинный замок», «Юный архитектор», «Сложи узор», «Мозаика» и др.
- уголок театра и ряженья: настольный театр, кукольный театр, маски, аксессуары костюмов, ширма и др.
Двигательная зона
Цели:
- реализация потребности детей в движении;
- снятие физического напряжения.
Компоненты:
- Спортивный комплекс «Мини-стадион»;
- Сухой бассейн;
- Спортивный инвентарь: обручи, гантели, скакалки, кегли, мячи для подскоков – «хопы»;
- Объемные модули для создания спортивно-игровой среды;
- «Беговая дорожка», «Детский тренажер», массажные коврики
Интеллектуальная зона
Цели:
- создание условий для развития интереса к учебной деятельности в целом;
- удовлетворение познавательной потребности каждого ребенка;
- организация интеллектуального взаимодействия
Компоненты:
- дидактический материал, классифицированный по предметам;
- предметные уголки;
- классная библиотека
Творческая зона
Цель:
- развитие творческих способностей
- реализация потребности в самовыражении
- формирование потребности в сотворчестве
Компоненты:
- стол(ы) для творческой деятельности;
- место для хранения материалов и инструментов;
- место для хранения «полуфабрикатов»;
- место для организации выставка творческих работ;
- материал для творчества: краски, карандаши, пластилин, ткань и др.
Бытовая зона
Цель:
- формирование общей культуры;
- развитие навыков самообслуживания;
- развитие мотивации к взаимопомощи
Компоненты:
- санитарный уголок (место хранения веника, совка, ведра и др.)
- полотенца (лучше бумажные), салфетки, туалетная бумага;
- зеркало;
Создание и совершенствование развивающей образовательной среды начальной школы возможно и необходимо в современных условиях.
- Учителю следует:
- - наблюдать за тем, как дети работают и делают выбор, как они преодолевают трудности, каковы их интересы и каким детям необходимо помочь развить чувство независимости и ответственности.
- - лично общаться с каждым учеником, дети должны видеть и слышать, что учитель интересуется их работой и ценит их работу, облегчать и направлять работу при возникновении проблем.
Образовательная среда начальной школы обладает значительным развивающим потенциалом. Она способствует реализации творческих задатков и скрытых способностей детей; обеспечивает высокий уровень знаний и постоянный интерес к ним, а также успешную адаптацию к новым условиям жизни, в частности, более, спокойный переход в среднюю школу.