МОУ Староустинская ОШ
Обучение детей с особыми образовательными способностями
Киселева А.В.
2016 год
Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.
Дэвид Бланкет
Основная задача воспитания и образования любого ребенка - подготовка его к жизни в обществе как полноправного гражданина, способного к самостоятельной жизни, продуктивной деятельности, взаимоотношениям с окружающими людьми.
Достижение этой цели - серьезный и нелегкий труд не только для ребенка, но и для родителей и педагогов. Для детей с особыми образовательными способностями эта задача усложняется:
дети с нарушениями развития требуют специального постоянного сопровождения со стороны взрослых.
Образовательный процесс является важнейшим фактором, определяющим дальнейшую судьбу ребенка.
Под ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности ребенка понимают некоторый «сбой» в деятельности психофизиологических систем организма, который значительно нарушает адаптацию ребенка к условиям жизни в обществе и приводит в дальнейшем к патологическим формированиям личности
(В.И. Лубовский, 2003).
К детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относят:
- детей- инвалидов;
- с диагнозом умственной отсталости;
- с нарушением слуха, зрения, недоразвитостью речи;
- с аутизмом;
- с комбинированными нарушениями в развитии.
Для детей с ОВЗ характерны:
- Низкая работоспособность
- Повышенная утомляемость
- Неорганизованность
- Склонность к нарушениям дисциплины
- Ослабленная память
- Низкий образовательный уровень
В настоящее время в России применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:
- дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и ментального развития в специальных (коррекционных) учреждения I-VIII видов;
- интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях;
- инклюзивное обучение , когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
В Концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) отмечено:
«Все дети-инвалиды и дети с ОВЗ школьного возраста имеют право на обучение в общеобразовательных школах по месту жительства».
Основная цель уроков интегрированного обучения —
создание таких условий, чтобы дети могли контактировать друг с другом, чтобы все ученики класса были вовлечены в коллективную деятельность, чтобы каждый школьник по мере своих способностей был включен в общий учебно-воспитательный процесс.
Инклюзивное (включенное) образование –
термин, используемый для описания процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах.
В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учеников, но в то же время создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Эта теория признает, что все дети могут полноценно учиться, а их отличительные особенности достойны уважения.
(А. Шпагина)
Инклюзивное обучение предполагает, что:
- дети с ОВЗ учатся вместе с детьми с сохранными психофизическими возможностями в обычной школе;
- организуют обучение детей с ограниченными возможностями здоровья специалисты (учителя-дефектологи, психолог, социальный педагог и др.);
- создаются специальные условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (санитарно-гигиенические, материально-технические, методические и др.);
- дети с ОВЗ получают возможность жить вместе с родителями;
- дети с ОВЗ получают полноценное и эффективное образование в соответствии с их образовательными потребностями для дальнейшей социальной адаптации в обществе.
Структура инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы должна включать в себя:
- Всестороннее планирование инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
- В процесс создания инклюзии детей с ограниченными возможностями включаются все учителя и администрация школы.
- Методическое обучение учителей, специалистов, всех участников процесса инклюзии.
Инклюзивное образование предполагает создание учебного плана на каждого ученика, имеющего ограниченные возможности здоровья, включающего как общеобразовательную программу, так и коррекционно-развивающую.
Учебный план
основного общего образования для детей с задержкой психического развития VII вид на 2015-2016 уч. год
Число учебных часов в неделю
5
Русский язык
Учебные дисциплины
кл
Литературное чтение
6
7
кл
Английский язык
кл
8
2
кл
9
2
кл
2
2
2
К сожалению, традиционная форма ведения урока или занятия не дает детям данной категории возможности непосредственной деятельности.
Эти дети быстро пресыщаются заданиями,
теряют внимание,
выражают неудовольствие, истощаются.
Для учителя главная трудность на уроке состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные возможности детей с ОВЗ с необходимостью выполнения образовательного стандарта.
Планирование урока в инклюзивном классе должно включать в себя как общеобразовательные задачи (удовлетворение образовательных потребностей в рамках государственного стандарта), так и коррекционно-развивающие задачи.
Стоит ли детям с ОВЗ изучать иностранный язык?
Возможно, НО при условии смещения акцента в постановке целей с точки зрения практического владения языком – НА общее развитие.
Цель изучения иностранного языка в классах коррекции:
НЕ знания, А развитие!!!
- память
- речь
- восприятие
- мышление
- кругозор
Приоритетные виды деятельности:
- Чтение, умение пользоваться словарем
- Игра как двигательная активность, сопровождающаяся языковым материалом
- Развитие моторики через интегрированные уроки –
- иностранный язык + музыка
- иностранный язык + рисование
Иностранный язык + музыка
Иностранный язык + рисование
Иностранный язык + труд
Рекомендации для проведения уроков иностранного языка:
- Создание благоприятного психологического климата (комфорта) на уроке.
- Предупреждение утомляемости (паузы, смена видов работы, песни, считалки).
- Частая повторяемость учебного материала .
- Обучение через игру (обязательно на каждом уроке и желательно не одна).
- Введение материала небольшими порциями в контексте.
- Поощрение малейшего прогресса + вербальная оценка.
- Домашние задания лучше не задавать, так как это вызывает негативную реакцию и дети выполняют его очень редко в этих классах.
Примеры работы:
cat
snake
fat
lake
hat
black
plane
Jane
can
cake
hand
Dave
man
plate
1. Сорбонки
2 Договорки
Поля с пшеницей спелою Радуют нас цветом (yellow)
Кудрявый очень негр Джек От солнца стал совсем уж (black)
Синеву небес люблю,
Ношу я джинсы цвета (blue)
3. Проекты
4. Сторителлинг
Принцип педагогического оптимизма
Специальная педагогика исходит из того, что учиться могут все дети.