СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Особенности литературных произведений последних десятилетий"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация выполнена учеником 10 класса во время написания исследовательской работы на указанную тему.

Автор работы рассматривает жанровое своеобразие, тематику, проблематику, а также некоторые языковые особенности современных литературных произведений. Об актуальности работы говорит тот факт, что сегодня читательский интерес невысок, и мало кто знает современных авторов и их произведения.

Данная презентация может быть интересна учителям литературы при подготовке к урокам по современной литературе, а также всем тем, кто желает разобраться в сложной и многоликой литературе современности.

Просмотр содержимого документа
«презентация "Особенности литературных произведений последних десятилетий"»

Особенности литературных произведений последних десятилетий

Особенности литературных произведений последних десятилетий

Цель работы :

Цель работы :

 План: 1.Вступление 2.Поиски системного анализа современного литературного процесса. 3.Гипертекстуальность новейшей русской литературы 4.Роль творческой индивидуальности писателя в формировании литературной ситуации. 5.Заключение.

План:

1.Вступление

2.Поиски системного анализа современного литературного процесса.

3.Гипертекстуальность новейшей русской литературы

4.Роль творческой индивидуальности писателя в формировании литературной ситуации.

5.Заключение.

Девятые годы ХХ века войдут в историю русской литератур как особый период смены этетических,идеологических,нравствен- ных парадигм,как глубоко перепаханное пространство всей культуры.
  • Девятые годы ХХ века войдут в историю русской литератур как особый период смены этетических,идеологических,нравствен- ных парадигм,как глубоко перепаханное пространство всей культуры.
Сегодня в недрах современного литературного процесса рождены или реанимированы такие явления,направления ,как авангард и поставангард,модерн и постмодерн,сюрреализм,иперссионизм,  неосентиментализм,метереализм,соц-арт,концептуализм и т.д.
  • Сегодня в недрах современного литературного процесса рождены или реанимированы такие явления,направления ,как авангард и поставангард,модерн и постмодерн,сюрреализм,иперссионизм,

неосентиментализм,метереализм,соц-арт,концептуализм и т.д.

Литература добровольно сложила с себя полномочия выступать в качестве рупора  общественного мнения и воспитателя человеческих душ , а места положительных героев-маяков заняли бомжы, алкоголики,убийцы и представители древнейщих профессий .
  • Литература добровольно сложила с себя

полномочия выступать в качестве рупора

общественного мнения и воспитателя человеческих душ , а места положительных героев-маяков заняли бомжы, алкоголики,убийцы и представители древнейщих профессий .

Если в 1986 году наиболее читаемые книги по опросу «Книжного обозрения»:»Улисс» Дж.Джойса, «1984»Дж.Оруэлла, «Железная женщина» Н.Берберовой,-то в 1995году в списках бестселлеров уже иная литература:»Профессия-киллер», «Спутники волкодава», «Мент поганный».Подобная ориентация массового читателя стала острейшей проблемой как школьного,так и вузовского преподавания литературы.
  • Если в 1986 году наиболее читаемые книги по опросу «Книжного обозрения»:»Улисс» Дж.Джойса, «1984»Дж.Оруэлла, «Железная женщина» Н.Берберовой,-то в 1995году

в списках бестселлеров уже иная литература:»Профессия-киллер», «Спутники волкодава», «Мент поганный».Подобная ориентация массового читателя стала острейшей проблемой как школьного,так и вузовского преподавания литературы.

Названия произведений середины 1990-х годом только у одного В.Ерофеева иллюстрируют состояние «здоровья» литературы: «Жизнь с идиотом», «Исповедь икрофила», «Ядрена Феня», «Приспущенный оргазм столетия».

Названия произведений середины 1990-х годом только у одного В.Ерофеева иллюстрируют состояние «здоровья» литературы: «Жизнь с идиотом», «Исповедь икрофила», «Ядрена Феня», «Приспущенный оргазм столетия».

Утро Вениамин Ерофеев Вы когда-нибудь видели рассвет? Когда-нибудь наблюдали, как медленно, словно с неимоверной тяжестью поднимается солнце? Когда первые лучи начинают рассеивать тьму, разжижая и изничтожая ее. Когда небо из черного превращается в голубое... за несколько часов. И когда все же первые лучи солнца, которое только-только краешком выглянуло из-за горизонта, рассекут небо - не думаешь ни о чем и не слушаешь ничего. Просто смотришь. Ибо такое нигде больше не увидишь.  А когда приходишь в себя, недоумеваешь - почему ты вернулся? Почему ты не Там? Что ты Здесь забыл?...

Утро

Вениамин Ерофеев

Вы когда-нибудь видели рассвет? Когда-нибудь наблюдали, как медленно, словно с неимоверной тяжестью поднимается солнце? Когда первые лучи начинают рассеивать тьму, разжижая и изничтожая ее. Когда небо из черного превращается в голубое... за несколько часов. И когда все же первые лучи солнца, которое только-только краешком выглянуло из-за горизонта, рассекут небо - не думаешь ни о чем и не слушаешь ничего. Просто смотришь. Ибо такое нигде больше не увидишь. А когда приходишь в себя, недоумеваешь - почему ты вернулся? Почему ты не Там? Что ты Здесь забыл?...

В то же время в очертания литературного пространства 1990-х годов мощными знаковыми фигурами вписались и продолжают осуществлять свое влияние возращенные, опубликованные в России произведения В.Набокова , Е.Замятина, Д.Хармса и многие другие. Фактом Фактом современной литературы стали и такие явления,как запрещенные уже в 1960-1970-е годы произведения и тогда же опубликованные на западе или в самиздате. Среди них «Пушкинский дом» А.Битова, «Ожог» В.Аксенова, «Верный Руслан», Г.Владимова, «Москва-Петушки» В.Ерофеева, «Сандро из Чегема»

В то же время в очертания литературного пространства 1990-х годов мощными знаковыми фигурами вписались и продолжают осуществлять свое влияние возращенные, опубликованные в России произведения В.Набокова , Е.Замятина, Д.Хармса и многие другие. Фактом Фактом современной литературы стали и такие явления,как запрещенные уже в 1960-1970-е годы произведения и тогда же опубликованные на западе или в самиздате. Среди них «Пушкинский дом» А.Битова, «Ожог» В.Аксенова, «Верный Руслан», Г.Владимова, «Москва-Петушки» В.Ерофеева, «Сандро из Чегема»

Критика отмечает, насколько существенны все вышеназванные факты воскрешения и присутствия большой литературы для работы современных авторов, которые постоянно оказываются в зоне притяжения и воздействия этих художественных миров .

Критика отмечает, насколько существенны все вышеназванные факты воскрешения и присутствия большой литературы для работы современных авторов, которые постоянно оказываются в зоне притяжения и воздействия этих художественных миров .

Активизация творчества писательниц конца столетия - факт объективный и значимый. Так же как начало ХХ века было ознаменовано возрождением поэзии женщин, а модернизм стал освобождающей стихией для творчества русских писательниц, внесших в культуру Серебряного века свободу чувств, индивидуализм и тонкий эстетизм, так и конец Века проходит в значительной степени под знаком эстетических открытий женщин писательниц.

Активизация творчества писательниц конца столетия - факт объективный и значимый. Так же как начало ХХ века было ознаменовано возрождением поэзии женщин, а модернизм стал освобождающей стихией для творчества русских писательниц, внесших в культуру Серебряного века свободу чувств, индивидуализм и тонкий эстетизм, так и конец

Века проходит в значительной степени под знаком эстетических открытий женщин писательниц.

Превосходные произведения 1990-х годов , принадлежащие таким писательницам, как Т.Толстая(сб. «Река Оккервиль», «Кысь»),Л.Улицкая (романы «Медея и ее дети», «Казус Кукоцкого»), Л.Петрушевская, М.Палей (сб. «Месторождение ветра»), М. Вишневецкая(сб. «Вышел месяц из тумана») и ряд других, содержат в себе высокую энергию художественного творчества, обогащающего большую литературу

Превосходные произведения 1990-х годов , принадлежащие таким писательницам, как Т.Толстая(сб. «Река Оккервиль», «Кысь»),Л.Улицкая (романы «Медея и ее дети», «Казус Кукоцкого»), Л.Петрушевская, М.Палей (сб. «Месторождение ветра»), М. Вишневецкая(сб. «Вышел месяц из тумана») и ряд других, содержат в себе высокую энергию художественного творчества, обогащающего большую литературу

Особое место в жанровом формотворчестве занимает антиутопия. Эволюционирование антиутопии, рассмотренное только на отрезке 1990-х годов - конца ХХ века, показывает, сколь сложна и разветвлена картина жанровой подвижности. Теряя формальные жестокие черты, она обогащается за счет новых качеств, главным из которых становиться своеобразное мировидение.

Особое место в жанровом формотворчестве занимает антиутопия. Эволюционирование антиутопии, рассмотренное только на отрезке 1990-х годов - конца ХХ века, показывает, сколь сложна и разветвлена картина жанровой подвижности. Теряя формальные жестокие черты, она обогащается за счет новых качеств, главным из которых становиться своеобразное мировидение.

«Утопии страшны тем, что сбываются», -писал в свое время Н.Бердяев. Классический пример- «Сталкер»А.Тарковскогои последующая чернобыльская катастрофа с развернутой вокруг этих мест Зоной смерти.

«Утопии страшны тем, что сбываются», -писал в свое время Н.Бердяев. Классический пример- «Сталкер»А.Тарковскогои последующая чернобыльская катастрофа с развернутой вокруг этих мест Зоной смерти.

В большинстве произведений , воссоздающих антиутопические сюжеты, практически не возникает тенденции рисовать картины глобальных крушений. Тотальная катастрофа может предстать в виде экономического обвала с бешеной инфляцией(цены, например, выросли в 100 раз), абсолютной талонной системой (талоны- на все!), люди не вырождаются в мохнатых чудовищ, просто им, например, никогда нельзя мыться, так как их руки от запястий до плеч сплошь исписаны номерами очередей(В.Рыбаков  «не успеть»).Катастрофа- ползуча, стабильна, как вязкое болото.

В большинстве произведений , воссоздающих антиутопические сюжеты, практически не возникает тенденции рисовать картины глобальных крушений. Тотальная катастрофа может предстать в виде экономического обвала с бешеной инфляцией(цены, например, выросли в 100 раз), абсолютной талонной системой (талоны- на все!), люди не вырождаются в мохнатых чудовищ, просто им, например, никогда нельзя мыться, так как их руки от запястий до плеч сплошь исписаны номерами очередей(В.Рыбаков «не успеть»).Катастрофа- ползуча, стабильна, как вязкое болото.

В атмосфере бушующего океана литературной жизни и внелитературной жизни 1990-х годов продолжают творить или активно присутствовать своими текстами крупные русские писатели, такие как Сергей Залыгин, Фазиль Искандер, Александр Солженицын , Виктор Астафьев, Василий Быков, Михаил Кураев, и многие другие В буйном цветении и эстетическом обновлении литературы писатели- реалисты ищут свои пути и способы обновления поэтики.

В атмосфере бушующего океана литературной жизни и внелитературной жизни 1990-х годов продолжают творить или активно присутствовать своими текстами крупные русские писатели, такие как Сергей Залыгин, Фазиль Искандер, Александр Солженицын , Виктор Астафьев, Василий Быков, Михаил Кураев, и многие другие В буйном цветении и эстетическом обновлении литературы писатели- реалисты ищут свои пути и способы обновления поэтики.

Сложную картину эстетического разброса дополняет ситуация в области русской поэзии конца столетия. Общепризнано, что проза доминирует в современном литературном процессе. В течение последнего десятилетия поэзия пережила эволюцию от состояния практически полного бескнижья до положения, когда книжные полки и прилавки книжных магазинов проседают под грузом стихотворных сборников, изданных либо за авторский, либо за спонсорский счет тиражами 300-500 экземпляров. Поэзия несет тот же груз времени, те же стремления войти в новые специфические зоны творчества. Поэзия более болезненно, чем проза, ощущает утрату читательского внимания, собственной роли быть эмоциональнымвозбудителем общества.

Сложную картину эстетического разброса дополняет ситуация в области русской поэзии конца столетия. Общепризнано, что проза доминирует в современном литературном процессе. В течение последнего десятилетия поэзия пережила эволюцию от состояния практически полного бескнижья до положения, когда книжные полки и прилавки книжных магазинов проседают под грузом стихотворных сборников, изданных либо за авторский, либо за спонсорский счет тиражами 300-500 экземпляров. Поэзия несет тот же груз времени, те же стремления войти в новые специфические зоны творчества. Поэзия более болезненно, чем проза, ощущает утрату читательского внимания, собственной роли быть эмоциональнымвозбудителем общества.

Например гипертекстуальность активно использует переносы сюжетных элементов текста в одновременно присутствующие в едином пространстве различные временные и географические позиции(романы «До и во время», «След в след», «Старая девочка», В.Шарова и др.). Сложная разветвленная картина смыслов представлена в современной прозе в виде циклов.

Например гипертекстуальность активно использует переносы сюжетных элементов текста в одновременно присутствующие в едином пространстве различные временные и географические позиции(романы «До и во время», «След в след», «Старая девочка», В.Шарова и др.). Сложная разветвленная картина смыслов представлена в современной прозе в виде циклов.

Л.Петрушевская создает новаторский жанр, до этого не известный в русской литературе. Она пишет продолжающееся в уже в течение ряда лет огромное «полотно»текстов-малых циклов в рамках заданной концепции: «Где я была: рассказы из иной реальности», «Черное пальто: рассказы из иной реальности» и др., а в другом едином цикле «Измененное время» объеденяет (т.е. циклизует) пьесы и рассказы

Л.Петрушевская создает новаторский жанр, до этого не известный в русской литературе. Она пишет продолжающееся в уже в течение ряда лет огромное «полотно»текстов-малых циклов в рамках заданной концепции: «Где я была: рассказы из иной реальности», «Черное пальто: рассказы из иной реальности» и др., а в другом едином цикле «Измененное время» объеденяет (т.е. циклизует) пьесы и рассказы

Заявляется уже в названиях романов и далее реализуется в тестах: «Живите в Москве: рукопись на правах романа» Д.Пирогов, «Смерть царя Федора: микророман» М.Ю.Дружникова, «Эросипед и другие виньетки» А.Жолковского. Е.Попов жанр своего романа «Хаос» определил как роман-коллаж, название романа С.Гандлевского- «НРЗБ», У н.Кононова- «нежный театр: шоковый роман».

Заявляется уже в названиях романов и далее реализуется в тестах: «Живите в Москве: рукопись на правах романа» Д.Пирогов, «Смерть царя Федора: микророман» М.Ю.Дружникова, «Эросипед и другие виньетки» А.Жолковского. Е.Попов жанр своего романа «Хаос» определил как роман-коллаж, название романа С.Гандлевского- «НРЗБ», У н.Кононова- «нежный театр: шоковый роман».

Таким образом, в ситуации новой эпохи смены веков творческая личность оказывается поставленной в эпицентр литературного движения. Она наделана правом собственной самореализации, возможностью в той или иной степени воздействовать на ход литературного развития и, не принося присяги верности какому-либо направлению, группе, школе, т.п., ценой собственных творческих усилий реализовать то, что принято называть вкладом в литературу. Крупные писательские индивидуальности играют сегодня роль своеобразных энергетических центров, от которых осуществляется отсчет эволюционных маршрутов.

Таким образом, в ситуации новой эпохи смены веков творческая личность оказывается поставленной в эпицентр литературного движения. Она наделана правом собственной самореализации, возможностью в той или иной степени воздействовать на ход литературного развития и, не принося присяги верности какому-либо направлению, группе, школе, т.п., ценой собственных творческих усилий реализовать то, что принято называть вкладом в литературу. Крупные писательские индивидуальности играют сегодня роль своеобразных энергетических центров, от которых осуществляется отсчет эволюционных маршрутов.

Остановим внимание на двух творческих портретах современных прозаиков, чтобы проанализировать на их примере то, что называют художественной стратегией творчества, и тем самым обосновать право голоса каждого из них на создание художественных ценностей, выходящих за рамки личного успеха, популярности, шоковой новизны, моды и т.п.

Остановим внимание на двух творческих портретах современных прозаиков, чтобы проанализировать на их примере то, что называют художественной стратегией творчества, и тем самым обосновать право голоса каждого из них на создание художественных ценностей, выходящих за рамки личного успеха, популярности, шоковой новизны, моды и т.п.

Одной из таких фигур, значимое присутствие которой в пространстве последних двух десятилетий отчетливо обозначено, является прозаик Владимир Маканин.

Одной из таких фигур, значимое присутствие которой в пространстве последних двух десятилетий отчетливо обозначено, является прозаик Владимир Маканин.

Таким сложным и казалось бы не поддающимся систематизации предстает перед нами пространство литературного процесса 1990-х годов, лишенное четких разделений и ориентиров, утратившее понятие о иерархии и репутациях, как бы бросающее вызов новой реальности. Здесь смешались тексты подлинные с гипертекстами,образуя своего рода гиперпотоки, где культурная галактика Интернета вместе с литературным процессом ежечасно творит виртуальную действительность.

Таким сложным и казалось бы не поддающимся систематизации предстает перед нами пространство литературного процесса 1990-х годов, лишенное четких разделений и ориентиров, утратившее понятие о иерархии и репутациях, как бы бросающее вызов новой реальности. Здесь смешались тексты подлинные с гипертекстами,образуя своего рода гиперпотоки, где культурная галактика Интернета вместе с литературным процессом ежечасно творит виртуальную действительность.