СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Память, речь, мышление, сознание"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предназначена для проведения уроков по физиологии ВНД, раскрывает понятия  - память, речь, мышление, сознание. Содержит классификационные материалы данных терминов. Может служить опорой для урока-лекции

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Память, речь, мышление, сознание"»

Память

Память

Память -  это сложный психический процесс, способность мозга хранить и воспроизводить информацию.

Память - это сложный психический процесс, способность мозга хранить и воспроизводить информацию.

Каждая часть мозга хранит свою информацию

Каждая часть мозга хранит свою информацию

Виды памяти П  А М Я Т Ь Кратковременная память Долговременная память Ассоциативная память Визуальная память Аудиальная память Tактильная память Эмоциональная память

Виды памяти

П А

М

Я

Т

Ь

Кратковременная память

Долговременная память

Ассоциативная память

Визуальная память

Аудиальная память

Tактильная память

Эмоциональная память

Память Кратковременная память - Долговременная память - вид памяти человека и животных, характеризующийся прежде всего длительным сохранением материала после многократного его повторения и воспроизведения. один из видов памяти, характеризующийся ограниченным временем хранения информации (до 30 с) и ограниченным количеством удерживаемых элементов.

Память

Кратковременная память -

Долговременная память - вид памяти человека и животных, характеризующийся прежде всего длительным сохранением материала после многократного его повторения и воспроизведения.

один из видов памяти, характеризующийся ограниченным временем хранения информации (до 30 с) и ограниченным количеством удерживаемых элементов.

Память Ассоциативная память - Визуальная память - память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно. это память способна хранить воспоминания о посещенных местах, лица и внешний вид людей, картины, фильмы, и даже тексты. Визуальная память хранится в образах и картинках.

Память

Ассоциативная память -

Визуальная память -

память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно.

это память способна хранить воспоминания о посещенных местах, лица и внешний вид людей, картины, фильмы, и даже тексты. Визуальная память хранится в образах и картинках.

Память Аудиальная память - это звуковая память, то есть Tактильная память - это это речь, звуки и музыка которую слышит человек. хранение информации, полученной путем осязания.

Память

Аудиальная память - это звуковая память, то есть

Tактильная память - это

это речь, звуки и музыка которую слышит человек.

хранение информации, полученной путем осязания.

Речь

Речь

Речь - это способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.

Речь - это способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.

Виды речи Устная речь Письменная Мысленная Монологическая Диалогическая

Виды речи

Устная речь

Письменная

Мысленная

Монологическая

Диалогическая

Речь Устная речь Письменная речь Устная речь — форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме. Письменная речь – это речь, которую мы видим и пишем. Это на-писанная речь. Для письма люди используют буквы или другие знаки.

Речь

Устная речь

Письменная речь

Устная речь — форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме.

Письменная речь – это речь, которую мы видим и пишем. Это на-писанная речь. Для письма люди используют буквы или другие знаки.

Мысленная речь Мысленная речь — это беззвучная речь, которая возникает в тот момент, когда мы думаем о чем-либо, решаем в уме какие-либо задачи, мысленно составляем планы, припоминаем прочитанные книги и разговоры

Мысленная речь

Мысленная речь — это беззвучная речь, которая возникает в тот момент, когда мы думаем о чем-либо, решаем в уме какие-либо задачи, мысленно составляем планы, припоминаем прочитанные книги и разговоры

Мышление

Мышление

Мышление - переработка информации в процессе течения мыслей, образов и ощущений.

Мышление - переработка информации в процессе течения мыслей, образов и ощущений.

Виды мышления Наглядно-действенное мышление Наглядно-образное мышление Абстрактное(словесно-логическое) мышление Теоретическое мышление Практическое мышление Аналитическое мышление Интуитивное мышление

Виды мышления

  • Наглядно-действенное мышление
  • Наглядно-образное мышление
  • Абстрактное(словесно-логическое) мышление
  • Теоретическое мышление
  • Практическое мышление
  • Аналитическое мышление
  • Интуитивное мышление
Мышление  Наглядно-действенное мышление заключается в том, что решение задач осуществляется путем реального преобразования ситуации и выполнения двигательного акта. Наглядно-образное мышление основывается на образах представлений, преобразовании ситуации в план образов. Особенностью абстрактного (словесно-логического) мышления является то, что оно происходит с опорой на понятие, суждение, не используя эмпирических данных . Теоретическое мышление состоит в познании законов, правил.

Мышление

Наглядно-действенное мышление заключается в том, что решение задач осуществляется путем реального преобразования ситуации и выполнения двигательного акта.

Наглядно-образное мышление основывается на образах представлений, преобразовании ситуации в план образов.

Особенностью абстрактного (словесно-логического) мышления является то, что оно происходит с опорой на понятие, суждение, не используя эмпирических данных .

Теоретическое мышление состоит в познании законов, правил.

Мышление Основная задача практического мышления является физическое преобразование действительности. Интуитивное мышление , наоборот, - свернуто во времени, в нем отсутствует разделение на этапы, оно было представлено в сознании. Аналитическое мышление - это вид мышления, развернутого во времени, имеет четко выраженные этапы, в достаточной мере осознанные субъектом .

Мышление

Основная задача практического мышления является физическое преобразование действительности.

Интуитивное мышление , наоборот, - свернуто во времени, в нем отсутствует разделение на этапы, оно было представлено в сознании.

Аналитическое мышление - это вид мышления, развернутого во времени, имеет четко выраженные этапы, в достаточной мере осознанные субъектом .

Сознание

Сознание

Cознание — высшая форма обобщённого и целенаправленного отражения действительности, свойственная только людям и связаная с речью. Это функция мозга, заключающаяся в получении и использовании знаний, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.

Cознание — высшая форма обобщённого и целенаправленного отражения действительности, свойственная только людям и связаная с речью. Это функция мозга, заключающаяся в получении и использовании знаний, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.

Деятельность сознания Сознательная деятельность Бессознательная деятельность Сознательная деятельность — это деятельность, которая осуществляется со знанием её задач, значения и последствий. Бессознательная деятельность —деятельность, при которой недостаточно осознаются её цель, задачи и последствия, а действия, которые были осознаваемы, в процессе обучения сделались автоматическими и непроизвольными.

Деятельность сознания

Сознательная деятельность

Бессознательная деятельность

  • Сознательная деятельность — это деятельность, которая осуществляется со знанием её задач, значения и последствий.
  • Бессознательная деятельность —деятельность, при которой недостаточно осознаются её цель, задачи и последствия, а действия, которые были осознаваемы, в процессе обучения сделались автоматическими и непроизвольными.
Сознание всегда связано с протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них. Особенности высшей формы жизни — сознания : Сознание является высшей формой отражения мира и связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями, что присуще только человеку. Стержнем сознания, способом его существования является знание. Труд развивает сознание. Речь (язык) формирует сознание. Сознание является функцией мозга. Сознание многокомпонентное, но составляет единое целое. Сознание активно и обладает возможностью воздействовать на окружающую действительность. Сознание — это результат общественно-исторического опыта поколений (труд, язык и знания)

Сознание всегда связано с протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них.

Особенности высшей формы жизни — сознания :

  • Сознание является высшей формой отражения мира и связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями, что присуще только человеку.
  • Стержнем сознания, способом его существования является знание.
  • Труд развивает сознание.
  • Речь (язык) формирует сознание.
  • Сознание является функцией мозга.
  • Сознание многокомпонентное, но составляет единое целое.
  • Сознание активно и обладает возможностью воздействовать на окружающую действительность.
  • Сознание — это результат общественно-исторического опыта поколений (труд, язык и знания)

Этапы формирования сознания

Первый этап — бодрствующее сознание (до 1 года). На этом этапе ребёнок может оценивать наиболее приятную для него ситуацию, например находиться на руках у матери или засыпать при покачивании.

Второй этап — предметное сознание (от 1 года до 3 лет). На этом этапе ребёнок ещё не улавливает взаимосвязь реальных событий и предметов с прошлым и будущим, он живёт только в настоящем и не выделяет себя из окружающей среды. Поэтому в его речи пока отсутствует местоимение «я».

Третий этап — индивидуальное сознание (от 3 до 9 лет). На этом этапе появляются первые представления о пространстве и времени и выделение себя из окружающей среды.

Четвёртый этап — коллективное сознание (от 9 до 16 лет). В этот период появляются представления о взаимоотношениях в коллективе, о связи переживаемых в прошлом событий с настоящим. Обучение в старших классах школы сопровождается участием в общественных мероприятиях и появлением социального (общественного) сознания.

Пятый этап — рефлексивное, высшее, социальное сознание (от 16 до 22 лет). На этом этапе приобретённые знания соотносятся с реальными событиями и возникает рефлексия — размышление о собственных мыслях и переживаниях.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!