Педагогическая компетентность преподавателя детской школы искусств
«Компетентность» (лат. competentia, от competo – совместно добиваюсь, достигаю, соответствую, подхожу) в словарях трактуется как «обладание знаниями, позволяющими судить о чём-либо», «осведомлённость, правомочность», «авторитетность, полноправность». «Компетентный» в своём деле человек (от лат. Competents – соответствующий, способный) означает «осведомлённый, являющийся признанным знатоком в каком-нибудь вопросе, авторитетный, полноправный, обладающий кругом полномочий, способный».
Маркова Аэлита Капитоновна Профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАГС), доктор психологических наук, академик Международной Академии акмеологических наук, лауреат премии Президента РФ в области образования за 1999 год.
Роботова Алевтина Сергеевна Окончила историко-филологический факультет ЛГПИ им. А. И. Герцена. На кафедре работает с 1972 года. Область научных интересов – методология педагогики и педагогических исследований, высшее педагогическое образование, педагогическая деятельность, междисциплинарные связи педагогики с философией, культурологией, филологией. Основные читаемые курсы – «Гуманитарные предметы базисного учебного плана (старшая ступень обучения) как источник воспитания духовности личности». Доктор психологических наук, профессор, лауреат премии Совета министров СССР, заслуженный деятель науки РФ.
Альберт Александрович Крылов (р. 1935) - доктор психологических наук, профессор, лауреат премии Совета министров СССР, заслуженный деятель науки РФ.
Овчарова Раиса Викторовна Автор 300 научных работ, в том числе монографий «Родительство как психологический феномен», 2006; «Психологическая фасилитация работы школьного учителя», 2008; «Развитие нравственной сферы личности дошкольника», 2008; «Влияние личностного потенциала педагога на диалог в педагогическом общении», «Криминальная мотивация несовершеннолетних правонарушителей и ее коррекция», 2011; «Гармония и дисгармония субъектов образовательного процесса», 2012; «Социально-педагогическая запущенность детей и подростков», 2012.
БЕЛКИН Август Соломонович - заслуженный деятель науки РФ, академик Академии педагогических и социальных наук и МАНПО, доктор педагогических наук, профессор. Председатель диссертационного совета Д 212.283.03 при УрГПУ по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Уральском государственном педагогическом университете. Валерий Вениаминович Нестеров (родился 16 декабря 1943 г., Свердловск) — министр общего и профессионального образования Свердловской области, член правительства Свердловской области.
когнитивная (профессионально-педагогическая эрудиция); психологическая (эмоциональная культура и психологическая зоркость); коммуникативная (культура общения и педагогический такт); риторическая (профессиональная культура речи); профессионально-информационная (мониторинговая культура). Таким образом, к базовым компетентностям следует отнести комплекс универсальных знаний, включающих общенаучные и общепрофессиональные категории, понятия, законы, принципы и закономерности функционирования науки, техники и общества.
Компетенции – обобщённые способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности.
Психолого-педагогическая компетентность – системное явление, сущность которого состоит в системном единстве психолого-педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического общения и также предполагающих личностное развитие и совершенствование педагога.
Профессиональная компетентность является результатом профессионального образования. Формирование профессиональной компетентности - процесс воздействия, предполагающий некий стандарт, на который ориентируется субъект воздействия; процесс, подразумевающий некую законченность, достижение определённого уровня стандарта.
Личность педагога
Педагогическая компетентность учителя
Деятельностная (знания, умения, навыки и способы осуществления педагогической деятельности
Коммуникативная (знания, умения, навыки и способы осуществления педагогического общенияк
Эмоциональная гибкость - оптимальное гармоничное сочетание эмоциональной экспрессивности и эмоциональной устойчивости учителя
Эмоциональная устойчивость - свойство психики, благодаря которому учитель способен успешно осуществлять необходимую деятельность в сложных эмоциональных условиях.
Профессиональное развитие неотделимо от личностного – в основе и того и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, что характерно для модели профессионального развития учителя.
Имидж современного педагога
Имидж – это стиль, который обусловлен внутренним содержанием. Слово «image» переводится с английского языка как «образ». Это не только визуальный образ человека (вид, облик), но и образ мыслей, действий, поступков.
Структурные компоненты имиджа:
- 1. Визуальный образ : костюм, прическа, мимика, пластика, макияж.
- 2. Внутренний образ :
а) вербальное поведение: голос, настроение.
- б) невербальное поведение: манера поведения, жесты, мимика, этикет.
- 3. Менталитет : интеллект, духовная практика.
Личностная компетентность педагога детской школы искусств
Виды общения учителя и ученика
Конформный стиль
Авторитарный
стиль
Диалогический стиль
Авторитарный стиль общения подразумевает то, что учитель оставляет за собой право решать вопросы самостоятельно. Они могут касаться отношений между учениками, активности в классе или касаться каждого ученика лично. Как правило, такой режим включает в себя одновременно диктаторство и заботу о подчиненных. Конформный стиль - поверхностное, депроблематизированное и бесконфликтное общение с недостаточно четко определенными педагогическими и коммуникативными целями, превращающееся в пассивное реагирование на изменение ситуации, отсутствие стремления к углубленному пониманию учащихся, подмена его ориентацией на некритическое "согласие" (иногда - сведение необходимой дистанции до минимума, панибратство), внешняя формальная доброжелательность при внутреннем безразличии или повышенной тревожности; Диалогический стиль - это работа с неизвестным, негарантированным результатом. Сам поиск нередко и является предметом диалога. Диалог — это взаимопонимание, взаимопроникновение, основанное нередко на интуиции, импровизации.
«Это удивительное сложное и волнующее общение педагога с учеником. Пытаешься понять личность и делаешь всё, чтобы помочь этой личности вылупиться из скорлупы. Только в этом случае педагог, преподающий тот или иной предмет, из простого преподавателя становится Учителем в высоком значении этого слова, формирующим характер отношения ученика к самому себе, к искусству, другим людям, обществу.» «Поэзия педагогики» театральный режиссёр и педагог О. Л. Кнебель
Ге́нрих Густа́вович Нейга́уз 31 марта 1888 , -10 октября 1964,-— советский пианист и педагог.
Народный артист РСФСР ( 1956 ).
«… Учитель игры на любом инструменте (будем считать и человеческий голос инструментом) должен быть прежде всего учителем м у з ы к и, то есть ее разъяснителем и толкователем. Особенно это необходимо на низших ступенях развития учащегося: тут уже совершенно неизбежен к о м п л е к с н ы й метод преподавания, то есть учитель «должен довести до ученика не только так называемое «содержание» произведения, не только заразить его поэтическим образом, но и дать ему подробнейший анализ формы, структуры в целом и в деталях, гармонии, мелодии, полифонии, фортепианной фактуры, короче, он должен быть одновременно и историком музыки и теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии, контрапункта и игры на фортепиано» «Я считаю большой ошибкой, серьезным упущением, наносящим ущерб педагогическому делу вообще, что огромное большинство учителей наших школ и училищ совершенно не работает над собой исполнительски …могли бы все-таки давать своим ученикам хорошие убедительные образцы исполнения хотя бы тех пьес, которые изучаются в классе. Какм хорошо было бы, если бы это мое горячее пожелание стало законом для училищ и школ!. Нечего и говорить, насколько повысился бы общий уровень преподавания»
когнитивная (профессионально-педагогическая эрудиция); психологическая (эмоциональная культура и психологическая зоркость); коммуникативная (культура общения и педагогический такт); риторическая (профессиональная культура речи); профессионально-информационная (мониторинговая культура). Таким образом, к базовым компетентностям следует отнести комплекс универсальных знаний, включающих общенаучные и общепрофессиональные категории, понятия, законы, принципы и закономерности функционирования науки, техники и общества.
Личность педагога
Спасибо за внимание!