Презентация педагогического опыта
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧИТЕЛЯ
« Проектно – исследовательская деятельность обучающихся начальной школы »
«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный».
(М. Монтень)
Цель: стимулирование развития интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, развитие умственных действий (широта, гибкость, вариативность мышления, мера самостоятельности)
ЗАДАЧИ :
- учить проведению учебных исследований младших школьников;
- развивать творческую исследовательскую активность детей;
- стимулировать у детей интерес к фундаментальным и прикладным наукам;
- знакомить с научной картиной мира;
- развивать навыки коллективной проектной деятельности;
- формировать у школьников готовность к переносу полученных учебных навыков в ситуации реальной жизнедеятельности и реального общения;
- развивать социально-психологические качества личности;
- вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс.
ЦЕЛИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Развитие познавательных умений и навыков;
- Умения ориентироваться в информационном пространстве;
- Умения самостоятельно конструировать свои знания и интегрировать их из различных областей наук;
- Умения критически мыслить.
ВИДЫ РАБОТ
РЕФЕРАТ
ИЗДЕЛИЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОЕКТ
ТРИ ЭТАПА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1. Подготовительный этап.
«Для полного совершенства надо, чтобы подготовка
была труднее самого дела»
Бэкон Френсис.
2. Исполнительский этап.
3. Итоговый этап.
?
?
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Что я хочу сделать?
Чему научиться?
Кому помочь?
ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ЭТАП
Что я буду делать?
Как буду выполнять проект
шаг за шагом?
?
?
ИТОГОВЫЙ ЭТАП
Выполнил ли я то, что задумал?
Получилось ли достичь главный результат проекта?
Что было сделано хорошо?
Что не получилось?
Что было выполнить легко, а что оказалось трудно?
Кто бы мог сказать «СПАСИБО» за этот проект?
Попрошу оценить мою работу:
- Что сказала мама? (папа, брат и др.)
- Что сказала учительница?
- Как оценили проект мои друзья?
ПЛАН СБОРА ИНФОРМАЦИИ
- Подумаем, что нам известно о …
- Обратимся к родителям, учителю, библиотекарю…
- Посмотрим справочники, энциклопедии и научно-популярную литератур у …
- Посмотрим специальные видеоматериалы (телепередачи) …
- Обратимся к компьютеру …
- Понаблюдаем …
- Проведём эксперимент (опыт) …
КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ?
- Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.
- Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам расследования.
- Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности.
- Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
КРИТЕРИИ УСПЕХА РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
- Достигнут конечный результат
- Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем
- Результат проекта использован другими коллективами
- Информация о проекте широко распространена
- Получено удовольствие от своей деятельности
ФОРМА АННОТАЦИИ ДЛЯ 1 - 4 КЛАССОВ
Актуальность - необходимо описать, почему была выбрана данная тема, назначение (какие проблемы позволит решить проделанная работа и пр.)
Проблема - вопрос или задача, возникшие в ходе познавательной деятельности, и требующие решения путем исследования
Цель - предполагаемый результат исследовательской деятельности
Объект - процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения
Предмет - то, что находится в рамках, в границах объекта. Предмет исследования - это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем объект в целом, выделяя его главные, наиболее существенные признаки
Задача - путь и способ достижения поставленной цели. Задачи конкретизируют цель и дают представление о том, как будет проводиться исследование
Этапы работы - описание последовательности проведенных этапов исследовательской деятельности
Сроки выполнения - временные границы выполнения проекта
Форма представления результатов - текстовая презентация и ее иллюстративное обеспечение
Библиография - основные источники информации в алфавитном порядке с указанием выходных данных книг и печатных изданий, ссылки на Интернет-ресурсы с указанием даты, когда была взята данная информация
ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОВ
- презентация на конференции
- выступление для определённого круга лиц
- выставка достижений
- выпуск газеты, сборника, альманаха и др.
- концерт
- спектакль
- видеосюжет (фильм)
- слайд-шоу
Наши проекты
«Мой дом»
«Моя квартира»
«Красота спасет мир!» Садовые цветы
Моя родословная
Проекты по предмету «Окружающий мир»
Аквариум
Зоопарк
«Чайный сервиз»
Дельфины
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ШКОЛЫ УЧИТ ДЕТЕЙ:
- распознавать проблему и преобразовывать её в цель собственной деятельности;
- ставить цель (отдалённую по времени, но значимую) и разбивать её на тактические шаги;
- оценивать собственные силы и время, правильно распределять их;
- добывать информацию из различных источников, критически оценивать её, ранжировать по значимости и ограничивать по объёму;
- планировать свою работу;
- оценивать результат работы, сравнивать его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;
- выявлять и анализировать допущенные ошибки;
- публично представлять результаты исследования.
ЧТО ЭТО ДАЁТ УЧАЩИМСЯ?
- позволяет удовлетворить собственные интересы;
- позволяет решать значимые личностные проблемы;
- формирует опыт общения и взаимодействия с другими людьми;
- способствует повышению мотивации к учению;
- способствует решению учебных затруднений;
- стимулирует личностный рост;
- способствует развитию индивидуальности
«Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь»
А. Дистервег
Спасибо
за
внимание!
Список литературы
1.Журнал «Административная работа в школе» 2006-2010г.
2. Савенков А.И. Виды исследований школьников// Одаренный ребенок.-2005.-№2. - с.84-106 .
3.Савенков А.И. Истоки практики исследовательского обучения// Исследовательская работа школьников.-2005.-№4. - с.29-39.
4. Савенков А.И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. – 2002. №1. – С. 34-45.
5. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 160 с.
6. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – 204 с.
7. Селевко Г.К.Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств.//Москва. НИИ школьных технологий. - 2005.
8.Селевко Г.К.Современные образовательные технологии.//Москва, «Народное образование». – 1998.
9.Суровцева И.В. Добываем знания с помощью компьютера.//Начальная школа плюс До/и После. – 2007. - №7.
10.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.