Песенное народное творчество нашего края Шуйская гармонь
Народная песня
- Песня нужна людям, и в этом причина ее тысячелетнего существования. В народной песне отражается жизнь людей: их труд, мысли, настроения, чувства, умения и познания. Народная песня нужна людям как вид искусства, создающий красоту своеобразными выразительными средствами: музыкальными, динамическими, ритмичными и слышимыми. Этими средствами она служит человеку в жизни, помогая в труде и праздниках, в горе и радости.
- Музыкальные образы народной песни всегда эмоциональны, заразительны, увлекательны. Это все вместе определяет особую поэтику народной песни, ее связь с природой и народным музыкально-поэтическим скла¬дом любого национального искусства.
- Русское песенное творчество занимает большое место в современной культурном процессе страны. Русские народные песни со¬ставляют основу репертуара многих профессиональных музыкальных коллективов, занимают ведущее положение в творчестве люби¬тельских ансамблей и участников художественной самодеятельности. Являясь замечательным средством образной характеристики, русские песни входят в обширный репертуар оперно-балетных и музыкально-драматических театров.
Шуйская гармонь
- Шуйская гармонная фабрика
- Год основания 1935
- Российское предприятие в Ивановской области г. Шуя по производству музыкальных инструментов: гармоней, баянов и аккордеонов.
Шуйская гармонная фабрика хранит традиции старинного промысла
- Слова этой частушки знают в Шуе все. "Я поеду в город Шую и куплю гармонь большую, как приеду на село, заиграю весело!". Шуйские гармошки – такая же визитная карточка города на Тезе, как лаковая миниатюра — для Палеха и Холуя. О том, насколько высок уровень местных "гармонных дел мастеров", говорит уже тот факт, что на шуйской гармошке играл автор популярнейшей передачи "Играй, гармонь!" Геннадий Заволокин. В пользу "шуянок" сделали свой выбор и многие его последователи, постоянные участники известного телепроекта.
Предыстория
- Гармонь – это очень молодой инструмент. Первый аккордеон был создан в 1840-х годах в Австрии. Одновременно с аккордеоном появился баян, который изготовили тульские мастера.
- Гармонное производство в Шуе зародилось из мелких частных мастерских. В начале прошлого века часть из них объединилась в артели, на базе которых в 1935 году была организована Шуйская гармонная фабрика. Уже в первый год на предприятии было выпущено 417 гармоней.
- В годы Второй мировой войны гармонь была незаменимым помощником Красной Армии, она поднимала боевой дух бойцов. На фронт было отправлено около 11 тысяч инструментов. С 60-х годов двадцатого века на фабрике внедряли новые виды музыкальных инструментов. Продукция шуян принимала участие в международных выставках и ярмарках в Японии, Турции, Сирии, Югославии, Австрии, Швейцарии, Венгрии.
Найти свой голос
- Фирменное отличие шуйских гармошек от всех прочих – это не только их внешний вид с изящными рисунками сеток, росписью лицевых поверхностей корпуса. Главное достоинство инструмента, по мнению ценителей – придуманный местными мастерами особый строй голосов, что делает звучание шуйских гармошек неповторимым и легко узнаваемым: оно гораздо мягче и мелодичнее, нежели у изделий "конкурентов". Именно эта "изюминка" на долгие годы обеспечила популярность продукции "Шуйской гармонной фабрики" среди знатоков в России и за рубежом.
На современном этапе
- Раньше в России было около 60 предприятий по производству язычковых музыкальных инструментов – на Дальнем Востоке, в Красноярске, Санкт-Петербурге, Вологде, в Москве. Сейчас в стране осталось всего три – в Туле, Кирове и Шуе.
- Экономический кризис 90-х годов привел к резкому снижению спроса на музыкальные инструменты.
- Сегодня "Шуйская гармонь" выпускает порядка 150 гармоней в месяц (в советские годы производилось до 4,5 тысячи). В производстве музыкальных инструментов занято всего 40 человек.
- География рынка сбыта предприятия обширна — от Камчатки до Калининграда. Раньше поступали заказы из Америки, Бельгии, даже Австралии и Эфиопии. Наиболее тесные связи фабрика поддерживает с Германией.
Искусство заказывали?
- Ассортимент шуйской фабрики достаточно широкий. Кроме гармоней в Шуе выпускают баяны и аккордеоны. Таким образом, предприятие производит язычковые музыкальные инструменты всех основных видов и размеров — от детских инструментов с ограниченным диапазоном и звукорядом до баянов. Всего существует 37 наименований изделий.
- Фабрика делает гармони и по индивидуальным заказам. Мастера могут изготовить гармонь любого диапазона, тональности и внешнего оформления. Иногда даже заказывают гармони под голос исполнителя (для этого инструмент специально настраивают).
- Шуйская гармонь является достойным сувениром из Ивановской области, ведь на фабрике изготавливают и сувенирную продукцию. Такие гармошки украшены стразами, а русские сказочные сюжеты проиллюстрированы с помощью палехской росписи. Что говорить, если шуйскую гармонь до сих пор везут за границу в качестве сувенира?
Hand made
- На Шуйской гармонной фабрике нет конвейера: каждый инструмент — hand made, ручной сборки. И в этом шуйские гармони – особенные. Один мастер собирает гармонь от начала до конца. "Гармонь – дитя определенного мастера, — говорит Игорь Нестеров. — Шуйскую гармонь создают фанаты своего дела, такие, как, например, Николай Медведев, один из наших старейших мастеров. Но мастеров становится все меньше, а притока свежих кадров у нас, к сожалению, нет".
Шуйская гармошка в деталях
- При изготовлении гармони используются различные группы материалов: дерево, текстильные материалы, металл и пластмасса. Вначале для будущего инструмента делают комплектующие. Причем все необходимые детали для гармони – от металлических гвоздей до деревянных корпусов – производят на предприятии. В деревообрабатывающем цехе изготавливают деревянные заготовки, в цехе по изготовлению механики – металлические. Количество комплектующих для одной гармони – более тысячи штук.
- Второй этап в создании музыкального инструмента – сборка. Это самый важный участок работы. В сборочный отдел поступают все комплектующие, а специалисты-сборщики собирают из них гармонь, настраивают и украшают поверхность корпуса.
Заключение
- Несмотря на то, что такой инструмент, как гармонь, в наше время не популярен, по мнению директора фабрики Игоря Нестерова, шуйская гармонь всегда была — и остается — брендом не только города Шуи, но и всей Ивановской области.
Народный ансамбль «Шуйские гармоники».
Руководитель – Владимир Иванович Морозов.
Дата основания – 1990 г.
- Ансамбль насчитывает 16 человек, активно развивается, осваивая новые пласты народной музыкальной культуры, радует души и сердца многочисленных слушателей. Все участники - гармонисты выступают в концертах в русских национальных костюмах и используют музыкальные инструменты, выполненные местными мастерами-умельцами на Шуйской гармонной фабрике.
- Ансамбль является постоянным участником Всероссийских, областных, городских фестивалей и конкурсов.
Коллектив лауреат областных, Всероссийских фестивалей и конкурсов «Играй, гармонь», «Гармошечка-говорушечка», «Самоцветы России», «От Волги до Вятки» и других.
Ансамбль неоднократно показывали по ЦТ, он был участником гала-концерта «Юность России» в Москве.
- Участники ансамбля и слушатели в доступной форме приобщаются к народной музыкальной исполнительской культуре. Занятия по программе В.И. Морозова в школе и ансамбле дают прочную базу для поступления в музыкальные образовательные учреждения. Данная программа является средством сохранения и развития традиций народного музицирования на двухрядной гармонике-хромке на Шуйской земле и Ивановской области, достойна высокой оценки, дальнейшего продолжения и развития.
Региональный фестиваль-конкурс традиционной народной песни «Ивановские напевы»
- Фестиваль-конкурс проводится с целью сохранения и развития певческих традиций Ивановского края, мастерства народных хоровых коллективов и фольклорных ансамблей, повышения значимости народного песенного творчества.
- В феврале 2012 года в фестивале-конкурсе приняли участие 15 народных хоровых коллективов и фольклорных ансамблей, 4 солиста, работающих в жанре народной песни Ивановской области:
- «Лебедушки» (п. Нижний Ландех Пестяковского района), «Россияночка» (п.Пестяки), «Живица» (п.Аньково), «Палиха» (п.Палех), «Беседушка» (с. Илья-Высоково Пучежского района), «Русская горница» (п. Новые Горки Лежневского района), «Кросны» (с. Кукарино Лежневского района), «Добрица» (г. Иваново), «Волжские узоры» (г. Пучеж), Хор ветеранов (г.Вичуга); детские коллективы: «Забава» (г.Кохма), «Весна-красна» (с. Кукарино Лежневского района), «Махоня» (г.Иваново), «Росинка» (г.Иваново), «Алые щечки» (г.Иваново); и многие другие.
- Выступления коллективов и солистов представляют собой фольклорную программу, состоящую из произведений различных жанров (устный, песенно-музыкальный, танцевальный фольклор, показ фрагментов народных праздников, обычаев, обрядов) на материале Ивановской области или Владимирской губернии (до 1918 года).
Народный ансамбль русской песни "Добрица"
- Народный ансамбль русской песни «Добрица» создан в 1992 году на базе областного государственного образовательного учреждения «Ивановское областное училище культуры» по специализации «Народное хоровое творчество».
- В 1993 г. коллективу присвоено звание «Народный». Возглавляет ансамбль преподаватель народных хоровых дисциплин Марина Николаевна Ковалева, концертмейстер - Сергей Валерьевич Кондратьев, хормейстер - Сергей Николаевич Гарманов, балетмейстер - Лариса Валерьевна Мифтахова.
- Ансамбль является творческой лабораторией и базой практики студентов специализации «Народное хоровое творчество». Занимаясь в творческом коллективе, студенты приобретают навыки концертных выступлений, совершенствуют сценическое мастерство, обмениваются опытом, получают практические знания организации работы творческого коллектива, что способствует профессиональному росту будущих специалистов культуры.
- Важнейший аспект работы ансамбля – воспитание у студентов любви к Родине, русской песне, отечественной культуре, ее истории и традициям.
Репертуар ансамбля составляют песни и танца не только Ивановской области, но и других регионов России
- Все песенные номера сопровождаются хороводами, плясками, играми, а также входят в обряды и игровые блоки сценической редакции.
- Репертуар ансамбля насыщен, интересен и разнообразен:
- «Девчоночка по гаю ходила» (календарная, Брянская область);
- «Ой, во поле травушка» (хороводная, Ставропольский край);
- «Скажи, Надя, где была» (плясовая, Ярославская область);
- «Ой, как вскрывалась» (протяжная, Ростовская область);
- «Летят утки» (страдание, Воронежская область);
- «Ехал Ванька с поля» (шуточная, Ивановская область);
- «Всем-всем мальчик был доволен» (плясовая, Волгоградская область);
- «Пошли девки по грибочки по грибы» (плясовая, Владимирская область);
- «Вот кум к куме шел» (плясовая, Московская область);
- «С чего наша Анна» (плясовая, Воронежская область);
- «А у нас дома открыты» (муз. А. Абрамовского, сл. народные);
- «Не бесудьте гостеньки» (плясовая, Астраханская область);
- «Гей, славяне» (Всеславянский гимн, обр. В. Бакке).
- Особую часть репертуара составляют песни Ивановской области, собранные и аранжированные участниками ансамбля в Савинском, Гаврилово-Посадском и Пучежском районах:
- «Уж как под лесом» (лирическая);
- «Ай, каду кэле мэне» (частушки);
- «Пошел козел в огород» (плясовая);
- «Выходила Катерина» (плясовая);
- «По канавке росла травка» (плясовая);
- «Вдоль по морю» (хороводная);
Духовная музыка. Ивановский ансамбль «Светилен»
- Ансамбль народной духовной музыки под руководством Д. Гаркави «Светилен» существует с 1989 года и занимается возрождением древнерусской певческой традиции. Традиция эта воплощается в двух ипостасях: церковное пение и пение мирское. Объединяет их особая проникновенность исполнения, попытка дойти до сути Божественного слова, что, несомненно, говорит о единой «отправной точке», едином музыкально-культурном пространстве. «Светилен» старается охватить и осмыслить это пространство взглядом людей, живущих сегодня, и соединить достоинство певческой культуры Древней Руси с самосознанием современников. Поиски оригинальных хоровых аранжировок, ритмики и гармонии, соответствующих характеру и формам аутентичного пения, определяют основное направление творческих усилий ансамбля «Светилен» — достижения стилевой достоверности. Произведения исполняются а капелла, иногда неповторимую «краску» добавляют древние инструменты — гусли, колесная лира, дудук и хатамба.
Хор мальчиков под управлением А. Жуковского
- Александр Жуковский – основатель и бессменный художественный руководитель детского художественного коллектива, хоровой школы мальчиков. Под его руководством коллектив, насчитывающий 200 учеников, получил признание в России и за рубежом.
- В 2004 году хоровая капелла стала лауреатом Международного фестиваля хоров мальчиков «Звучат мальчишек голоса» в городе Дубна. По инициативе Александра Жуковского хоровая капелла участвует во многих европейских проектах, совершает турне по Италии, Германии и Швейцарии
- Александр Жуковский является почетным членом Всероссийского музыкального общества, награжден Почетной грамотой Губернатора Ивановской области, трижды удостаивался премии «За личный вклад в развитие культуры и искусства города Иваново» и является обладателем золотого знака «Триумф».
Тейковский ансамбль «Березовские гусляры» и Ольга Тихомолова
Дуэт «Берёзовские гусляры» - Сергей
Тихомолов и Анатолий Иванов.
Изначально их судьба была связана с
Берёзовским храмом. По приглашению друга
музыканта ( в настоящем монаха Стефана)
молодые люди стали петь на клиросе в
Берёзовском храме. Затем с течением
времени, освоив церковное песнопение,
стали выступать с Тейковским церковным
хором в Рождественских концертах. На
одном из них увидели и услышали гусляров:
отца Андрея (Воронина) и Юрия
Стрельникова. Исполнение и звучание
гуслей произвело огромное впечатление. От
Юрия Стрельникова узнали, как сделать
гусли и как на них играть. Отец Алексий из
Берёзовского храма пожертвовал старые
половицы, которым 300 лет. Сергей и
Анатолий смастерили свои первые гусли.
Освоив инструмент, они играли и пели для
прихожан, участвовали в благотворительных
концертах, на «Царских чтениях».
С дуэтом «Берёзовские гусляры» стала
выступать с 2003 года и Ольга Тихомолова
солистка Ивановской государственной
филармонии. Её лёгкий, полётный голос
сливается в единой гармонии со звучанием
былинных гуслей.