Тема: Лист. Внешнее строение
Учитель биологии
ГУ «Ломоносовская средняя школа отдела акимата
Мендыкаринского района
Сейдагалеева С.С.
Тема: Лист. Внешнее строение.
Цель: выявить особенности внешнего строения листьев, форм листовых пластинок.
Лист – один из важных вегетативных органов растения, занимающих боковое положение на стебле и выполняющих функции:
Строение листа
- Листовая пластинка 2. Черешок
3. Прилистники
Формы прикрепления листьев к стеблю:
1 - … ?, 2 - … ?, 3 … -?
Формы листовых пластинок
Простые листья
Сложные листья
- Дать определение
- Привести примеры
- Дать определение
- Привести примеры простых листьев
3. Примеры форм листовых пластинок
- Примеры форм листовых пластинок
Виды жилкования листьев:
- Сетчатое (перистое)
- Параллельное
- Дуговое (дуговидное)
Виды расположения листьев на стебле:
- Очередное
- Супротивное
- Мутовчатое (розеточное)
Расположение листьев на стебле:
Супротивное расположение: КОЛЕУС
Клён
Сирень
Крапива
Фуксия
Толстянки
Руэллия
Поочерёдное (спиралевидное)
Подсолнечник
Тополь
Плющ
Гибискус
Бальзамин
Мутовчатое расположение (розеточное)
Вороний глаз
Циперус
Определите вид листорасположения
Тема: Внутреннее строение листа
Цель: Изучить внутреннее строение листовой пластинки, выявить значение структур листа.
Функции клеток листа
Губчатая ткань
Это ткань из округлых, рыхло расположенных клеток, с большими пространствами – межклетниками.
Губчатая ткань приспособлена улавливать рассеянный свет. У теневыносливых больше губчатой ткани.
Что такое устьица?
Устьица – это высокоспециализиро-ванные образования листа, состоящие из:
- 2-х замыкающих клеток;
- Щели между ними.
На 1 кв.см. листа пшеницы – 1500 устьиц, подсолнечника – 15 000 !
-Почему устьица замыкаются?
Наружная стенка у них очень тонкая, «эластичная», внутренняя – неравномерно утолщённая и жёсткая. Поэтому, когда клетки заполняются водой, стенки изгибаются и устьичная щель открывается. Если же клетки теряют 3-4% воды, они опадают, сближаясь друг с другом, и щель закрывается.
Ответьте на вопросы:
- Почему устьица образно называют «форточкой листа»?
- Как вы думаете, где больше устьиц: на внутренней или наружной стороне листа? Почему?
- Если сделать поперечный срез листа можно увидеть ещё очень важные структуры листа. Как они называются?
Тема: Фотосинтез, его значение.
Цель: раскрыть смысл образования органических веществ в самом растении.
В басне И.А. Крылова «Листы и корни» идёт спор между листьями и корнями.
- Внимательно прочитайте и определите, в чём была ошибка баснописца?
-Что же важнее – корни или листья?
Мы те (корни…) Которые, здесь роясь в темноте
Питаем вас – Ужель не знаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветёте!
Красуйтесь, в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной - лист новый народится;
А если корень иссушится – не станет
Дерева, ни вас!
Кратко из истории изучения роли листьев.
- В 1630 году голландец Ван Гельмонт доказал, что растения не получают органические вещества из почвы в готовом виде, как то получают сами./ 5 лет поливал иву в кадке. Вес раст увелич. На 64 кг, а почвы уменьш. На 56 г.!?/
- (1843-1920) К.А. Тимирязев впервые описал роль хлорофилла при фотосинтезе.
Опыт!
Джозеф Пристли проведя опыт с мышами доказал, что зелёные растения «облагораживают» воздух. Так было доказано, что растения в процессе фотосинтеза выделяют кислород, а выделяют СО2
-Какие компоненты нужны для фотосинтезирующей функции листа?
- Для получения этого компонента листья приспособились специально к «мозаике», могут изгибаться или прикорневые розетки?
- Почему большинство растений имеют зелёные листья?
- Этот газ выделяют все живые организмы в результате дыхания.
- Вещества, которые передвигаются по сосудам древесины?
- Происходит ли фотосинтез в листьях с разной окраской?
Какое вещество содержат хлоропласты?
Хлорофилл содержится в хлоро –пластах. Это вещество зелёного цвета!
Хлоропласты только в зелёных частях растений!
-В каком взаимодействии находятся эти компоненты?
Фотосинтез = углекислый + вода + свет +
газ хлорофилл → крахмал + кислород
Крахмал → сахар → крахмал
глюкоза
Что такое фотосинтез?
Процесс образования органических веществ(крахмала) из неорганических (СО2 и Н2О) с использованием энергии солнечного света в хлоропластах листьев и выделением углекислого газа.
Значение фотосинтеза для жизни на Земле.
- Источник питания
- Для дыхания
- Поддерживает газовый состав атмосферы
- Защита от УФЛ и др. излучений
- Озоновый слой предотвращает перегрев
- Источник полезных ископаемых
- Источник энергии для живых организмов
Тема: Испарение воды листьями
Цель: раскрыть значение транспирации для жизни растений, для процессов в природе.
Улавливая лучи солнца,
тонкая и нежная пластинка
листа подвергается сильному
нагреванию от этих лучей!
Сорвите лист в жаркую погоду, приложите к щеке! Какой он?
- Почему вода поднимается вверх? - По каким структурам?
- Через какие структуры листа вода испаряется?
- Объясните опыт, доказывающий, что листья испаряют воду.
- В чём значение воды для растения?
- В чём значение испарения для растения ?
- Какие процессы и факторы окружающей среды влияют на транспирацию?
- Какие процессы и факторы окружающей среды влияют на транспирацию?
Тема: Видоизменения листьев.
Цель: выявить многообразие форм видоизменений листа в связи с различными приспособительными механизмами.
Виды приспособлений листьев:
к влажному климату и сухому
? ?
Приспособления листьев
К влажному климату
К сухому климату
- Крупные листья
- Тёмно-зелёные по цвету
- Много устьиц
- Слаборазвитые
- Мелкие по размеру
- Колючки
- Чешуйки
- Усики
- Восковой налёт
- Густые волоски
- Сбрасыванине листьев
- Густое переплетение
- Сочные листья
А, что вы знаете о растениях – хищниках?
/презентация!/
Хищные растения ? Составьте список хищных растений
Тема: Способы размножения комнатных растений.
Цель: знакомство с понятием биологического значения вегетативного размножения.
Вегетативное размножение - это увеличение числа особей растений в результате их развития из корней, стеблей, листьев, то есть из вегетативных органов.
Способы вегетативного размножения
- Корневыми черенками /корневая поросль, корневые отпрыски/
- Листовыми черенками
- Побегами
подземными ↔ надземными
стеблевыми черенками
? отводками
? усами
? прививками
Лабораторная работа № 11 Тема: Черенкование комнатных растений.
Цель: научиться размножать комнатные растения стеблевым черенком.
Задание:1. Самостоятельно выполнить практическую деятельность по заданиям, указанным в лаб. Раб. № 11 в конце 21 параграфа. Оформить лаб. Работу оформить, описывая действия по 3-м пунктам, сделать общий вывод.
2. Вырастить растение из черенка и весной принести в школу.
Способы вегетативного размножения
Виды размножения
Примеры растений
- Корневые черенки
- Листовые черенки
- Стеблевые черенки
- Отводки
- Усы
- Прививки
- Корневище
- Клубень
- Луковица