Подготовил
преподаватель технологии
Е.Н. Буянова
Художественное конструирование (дизайн) представляет собой творческий процесс, а также определенный метод проектирования, с помощью которого создаются промышленные изделия. Изучается это понятие такой дисциплиной, как техническая эстетика. Художественное конструирование идет параллельно с инженерным. При этом оно позволяет решать экономические, технические и конструктивные задачи. Специалист, занимающийся художественным конструированием, называется художником-конструктором или дизайнером.
Художественное конструирование изделий берет свое начало в середине 19-го в. Подготовительным этапом для его формирования явился период, начавшийся от самого зарождения человеческого общества, когда существовало кустарное производство ремесленников. Это был ручной труд с примитивными технологиями. Производство при этом велось простейшими орудиями труда и было малосерийным. Однако каждая выпущенная мастером вещь являлась полезной для человека и учитывала все его потребности. При этом все работы кустаря были эстетичными и эксклюзивными.
Приход индустриального производства охарактеризовался выпуском «нечеловечных и холодных вещей». На этом этапе появился примитивный дизайн, когда специалистом создавались прототипы изделий, производимых рабочими при помощи машин. При этом экономичностью и функциональностью товаров занимался инженерный состав. Дизайнеры же отвечали только за эстетичный вид изделия. Однако это не устраивало покупателей. Выяснилось, что дизайнерам, прежде чем создавать прототипы товаров, необходимо изучить технологию производства и свойства используемых материалов. Это было связано с тем, что простоте обращения с изделиями придавалось столь же большое значение, как и их внешним формам. Именно поэтому в компании, производящие художественное конструирование промышленных товаров, стали приходить инженеры и проектировщики, модельщики и чертежники, а также специалисты, изучающие рынок.
Далее последовал дизайнерский этап, соединивший в себе новшества двух предыдущих. Специалисты стали работать на промышленных производствах, используя при этом разнообразные технологии и материалы. Дизайнер перестал быть оформителем и бутафором для своих вещей. Он научился мыслить масштабно, представляя себе будущее творение. При этом он наперед продумывал, как его изделие повлияет на среду обитания и как оно уживется в ней. Основная задача художественного конструктора заключалась в сохранении чистоты идеи, а также создании симпатичной человеку вещи, функционально обоснованной формы. Для этого дизайнеру понадобились знания по демографической ситуации, социологии быта, физиологии, психологии, эргономике, медицине и т. д.
Художественное конструирование классифицируется на: духовный арт-дизайн; коммерческий дизайн; промышленный дизайн. Рассматривая виды художественного конструирования, хочется, прежде всего, выделить из них арт-дизайн. Это самая изящная линия в сфере создания различных вещей. Дизайнерские решения данного направления основываются на принципах высокого (чистого) искусства. Казалось бы, созданные художниками необычные предметы должны вызывать интерес далеко не у всех людей. Однако сегодня и рядовой потребитель на ура воспринимает новое направление . Ему нравятся вещи, выражающие тонкие интонации, теплоту человеческих рук и глубокие чувства.
Коммерческий дизайн. представляет собой дизайн общественных помещений и направлен на получение прибыли. Ведь покупатель, приходя в магазин, бар или ресторан, должен оказаться в стильном и приятном для него интерьере. Без сомнения, в шикарном бутике человеку легче расстаться с деньгами, чем в убогом магазине.
Промышленным дизайном называют ту область дизайнерского искусства, которая занимается внешним видом и функциональностью производимых промышленностью изделий. Этот тип дизайна называют иногда индустриальным или предметным дизайном. Но суть его остается неизменной - сделать продукцию не только функциональной и качественной, но и способной удовлетворять эстетический потребности самых изысканных пользователей. Промышленный дизайн - это конструирование станков, транспортных средств, бытовых приборов, посуды, мебели и многого другого.
Первые промышленные дизайнеры появились ещё в XVIII веке в Англии, что связано, прежде всего, с деятельностью Джозайи Веджвуда (Josiah Wedgwood). Именно этот промышленник, занимавшийся производством набивных тканей, впервые в истории уделил столь пристальное внимание именно дизайну своей продукции. Определение «индустриальный дизайн» появилось в 1919 году благодаря архитектору из Германии Вальтеру Гропиусу, основавшему революционную школу индустриального дизайна «Баухаус» в Веймаре (Германия).
После второй мировой войны индустриальный дизайн получил серьёзное развитие в Скандинавии и Нидерландах. Примерно в это же время интерес к направлению высказали прагматичные американцы - с целью увеличения продаж. В 60-е годы XX века направление стало настолько популярно в США, что была организована Коллегия Индустриального дизайна. В 1969 году член этой коллегии Томас Малдонадо дал весьма ёмкое определение индустриальному дизайну: «Индустриальный дизайн - это творческая активность, имеющая цель улучшать внешние достоинства объектов, производимых в промышленности».
На сегодняшний день существуют такие разновидности промышленного дизайна, как транспортное и автомобильное художественное конструирование. Развитию дизайна способствует не только возросшее благосостояние населения, но и появление новейших технологий, а также все возрастающая конкуренция на рынке.
Как создать действительно красивый предмет? Для этого специалисты используют законы художественного конструирования, добиваясь единства формы и содержания. Любое изделие они создают так, чтобы соблюдалась пропорциональность всех его элементов. При этом предмет непременно должен быть красивым и представлять собой единое целое. А для этого необходимо выполнение определенных требований. Прежде всего должна соблюдаться пропорциональность изделия. Для этого существующая форма делится на части в горизонтальном или вертикальном направлении. Соблюдение пропорциональности особенно важно при строительстве каркасов крыш и судов, изготовлении стульев и столов и многих других вещей. Одним из наглядных свойств изделий является симметрия. Человек наблюдает ее уже на протяжении многих веков в природе. Используя симметрию, люди создают красивые и совершенные вещи.
Одним из требований художественного конструирования является создание динамичной формы. Оно связано с равными пропорциями всех частей изделия. К динамичным можно отнести формы самолетов и поездов, планеров и легковых автомобилей.
Еще одним требованием дизайна является статичность предмета, связанная с его неподвижностью. В отличие от динамичных, такие вещи массивны и обладают явным центром тяжести. Это различные станки и прессы.
В композиции изделия очень важен контраст. Он противопоставляет и выделяет различные свойства предмета. Например, использование белого и черного цветов, высоких и низких элементов, шероховатых и гладких поверхностей.
При создании вещей дизайнер обращает внимание и на равновесие их формы. Оно представляет собой такое состояние, когда элементы правой и левой сторон предмета сбалансированы между собой. Равновесие достигается при распределении всех частей изделия относительно его центра.
Для создания красивой вещи немаловажным фактором является и ее цветовое оформление. Оно служит не только одним из средств композиции, но и фактором качества. Цвет помогает подчеркнуть все особенности формы объекта и создать для человека психологический комфорт.