Организация коллективных дел
как технология воспитательной работы
Воспитательная технология (обобщенно) - трехэтапный процесс, проектируемый педагогом:
- диагностика,
- организация общения,
- организация взаимодействия .
В рамках каждого этапа существует своя технология, имеющая общие звенья и свои особенности.
Диагностический этап
Цель - установление неодинаковости обучающихся, различение их индивидуальных и личностных особенностей.
Средства – схемы для изучения группы, тесты и диагностические программы по изучению личностных особенностей, сформированности профессионально важных и значимых качеств .
См. Лещинский, В.И. Педагогическая технология личностной ориентации. -Воронеж, 1998.
Этап организации общения
Цель - создание такого сообщества обучающихся, которое помогало бы развитию личности, обладало характеристиками (прежде всего – эмоциональной и профессиональной идентификации), способствующими как самореализации, так и защищенности обучающегося.
Стратегия - создание ситуаций необходимости принятия собственных решений обучающимися по поводу каких-либо организационно-воспитательных мероприятий.
Приемы работы - стимулирование инициативы, мотивации, шаги контакта, умения слушать, успокоить себя и партнера и т.д..
Этап организации взаимодействия
Цель – стимулирование собственной активности и инициативности обучающихся.
Стратегия - создание ситуаций, в которых взаимодействие происходит не столько между педагогом и обучающимися, сколько между обучающимися ("этап отстранения", предоставления обучающимся максимальной инициативы).
Этот этап требует особенно тщательной подготовки.
В основе методики коллективных дел - приобретение жизненных (практических и нравственных) навыков в самодеятельности, направленной на улучшение окружающей жизни, совместное с педагогом ежедневное преодоление обыденных трудностей, единение педагога с обучающимися при обучении их творческому действию, желание совершить которое исходит от самих обучающихся. Основные моменты методики:
побуждение к деятельности происходит через поощрение и раскрытие "малых талантов", имеющихся у каждого обучающегося
творчество обязательно во всем, потому что обучающиеся, освобожденные от назойливой опеки старших, но погруженные в условия необходимости поиска самостоятельных решений, все делают творчески, с полным напряжением внутренних сил
Под алгоритмом коллективного и творческого дела понимается обязательная последовательность, единство, системность действий, выступающих в качестве организационных опор, где важна каждая мелочь, но и остается простор для творческой интерпретации каждого шага.
Организационными опорами выступают:
- совместное планирование творческого дела;
- совместный выбор главного направления в работе;
- контроль обучающихся и проверка хода - подготовки и проведения творческого дела;
- распределение временных обязанностей руководства по принципу перемены социальных ролей.
Алгоритм организации коллективной и творческой деятельности в микрогруппе
- Выборы ВИГ(временной инициативной группы)
2. Разработка ТД ВИГом: составляет программу и план действий.
3. На этом этапе распределяются обязанности кураторов - членов ВИГ за отдельными группами по подготовке ТД. За каждым участником микрогруппы закрепляются определенные задания.
4. Задания распределяются в микрогруппе. Члены ВИГ поясняют смысл предстоящих действий ответственным за каждый участок задуманного ТД.
5. Совместная подготовка ТД. ВИГ осуществляет контроль и оказывает посильную помощь ответственным.
6. Проведение ТД. ВИГ проводит активное наблюдение и оказывает помощь участникам.
7. Подведение итогов, анализ эффективности ТД . Прекращение работы ВИГ. Создание новой ВИГ.
Алгоритм организации коллективной и творческой деятельности в макрогруппе:
- Предварительная работа инициативной команды педагогов;
2. Совместное с обучающимися планирование жизни макрогруппы на значительную перспективу (семестр, год) как последовательная цепь ТД;
3. Совместная подготовка ТД: тактическое планирование, программы микрогрупп, уточнение планов, разработка вариантов в Советах ТД;
4. Проведение ТД: осуществление плана со всеми спонтанными коррективами и отклонениями от первоначального замысла
5. Совместное подведение итогов: анализ положительного и отрицательного по микрогруппам, выход на сбор макрогруппы, обобщение итогов, совместный поиск лучших, неосуществленных решений;
6. Совместный анализ ближайших последствий ТД: совместное определение результативности для участников близкого и дальнего окружения.
Основным содержанием алгоритмов являются:
Совместное планирование
- общий сбор (общее собрание, слет делегатов) - "старт", на котором составляется план общего дела или целого периода жизни (с помощью вопросов - задач типа: что и для кого сделаем? Когда? Где? Кому лучше участвовать? С кем вместе сделать? Кто будет ведущим?);
- конкурс на лучшие предложения по плану, на лучший проект дела;
- анкеты предложений (Что ты хотел бы сделать? Для кого? И т. п.);
- «молнии» с предложениями к плану (для обсуждения).
Текущая организаторская деятельность
- работа советов дел (из представителей всех первичных объединений и добровольцев);
- работа командиров сводных объединений добровольцев;
- работа (по очереди) групповых объединений в качестве дежурного отряда для контроля и выполнением плана общих дел;
- выход совета коллектива в отстающие групповые коллективы для совместной ударной работы, обучения на собственном опыте;
- «молнии», стенные газеты, посвященные ходу выполнения плана;
- общий сбор (общее собрание), на котором обсуждаются экстренные вопросы текущей жизни;
- встречи между групповыми и колледжными коллективами для взаимного контроля, оценки работы, обмена опытом;
- чередование творческих поручений минигруппам, каждый из которых по очереди, в течение одной или двух недель, организует и осуществляет один из видов повседневной заботы о своей группе и окружающей жизни (дежурные, ответственные за концерт и т.д.).
Совместное обсуждение и оценка сделанного
- общий сбор (общее собрание) - огонек, на котором (сначала по первичным коллективам, а потом сообща) обсуждаются итоги проведения дела или периода жизни (по вопросам - задачам такого типа: что нам удалось и почему? Что не получилось и почему? Какие уроки извлечем на будущее?);
- анкеты оценки (Что больше всего понравилось? Почему? Чему научились? Чему и кого научила сам? и т.п.);
- газеты, посвященные итогам сделанного;
- линейки с творческими рапортами;
- общий сбор (общее собрание), на котором сначала по первичным коллективам (или по группам), а затем сообща обсуждаются итоги жизни в истекшем периоде и составляется план дел на новый период.
Формы проведения дел
коллективных творческих
«Атака» - операция, имеющая своей целью быстрое исправление тех замеченных в окружающей жизни недостатков, которые можно устранить силами группы; совершаются в короткий срок, в течение одного или нескольких часов
Организационные – дела-поручения, газеты – молнии
«Десант» - операции, проводимой силами обучающихся и педагогов: выход или выезд добровольцев для помощи другим организациям в каком-то важном деле. Помощь может быть и должна быть оказана в сравнительно короткое время, обычно в течение одного или нескольких дней
Познавательные творческие дела – вечера тайн, защита фантастических проектов, пресс – бой, турнир знатоков и т.д.
«Рейд» - операции комплексного характера, имеющей своей целью разностороннюю заботу о людях и включающей в себя средства для достижения этой цели трудовые дела других видов
Литературно-художественные конкурсы – концерты – молнии, конкурс на лучшую сказку, кольцовка песен, конкурс рисованных фильмов и т.д.
Спасибо за внимание!