СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по педагогике "Организация коллективных дел как технология воспитательной работы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему "Организация коллективных дел как технология воспитательной работы" может быть использована преподавателями на уроке педагогики для иллюстрации объемного методического материала по теме "Технологии воспитательной работы".

Студенты могут воспользоваться презентацией для уточнения знаний по теме "Технологии воспитательной работы", при составлении собственных проектов коллективных дел и коллективных творческих дел.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по педагогике "Организация коллективных дел как технология воспитательной работы"»

Организация коллективных дел как технология воспитательной работы

Организация коллективных дел

как технология воспитательной работы

Воспитательная технология  (обобщенно) - трехэтапный процесс, проектируемый педагогом:  диагностика,  организация общения,  организация взаимодействия . В рамках каждого этапа существует своя технология, имеющая общие звенья и свои особенности.

Воспитательная технология (обобщенно) - трехэтапный процесс, проектируемый педагогом:

  • диагностика,
  • организация общения,
  • организация взаимодействия .

В рамках каждого этапа существует своя технология, имеющая общие звенья и свои особенности.

Диагностический этап   Цель - установление неодинаковости обучающихся, различение их индивидуальных и личностных особенностей.  Средства – схемы для изучения группы, тесты и диагностические программы по изучению личностных особенностей, сформированности профессионально важных и значимых качеств .  См. Лещинский, В.И. Педагогическая технология личностной ориентации. -Воронеж, 1998.

Диагностический этап

Цель - установление неодинаковости обучающихся, различение их индивидуальных и личностных особенностей.

Средства – схемы для изучения группы, тесты и диагностические программы по изучению личностных особенностей, сформированности профессионально важных и значимых качеств .

См. Лещинский, В.И. Педагогическая технология личностной ориентации. -Воронеж, 1998.

Этап  организации общения  Цель - создание такого сообщества обучающихся, которое помогало бы развитию личности, обладало характеристиками (прежде всего – эмоциональной и профессиональной идентификации), способствующими как самореализации, так и защищенности обучающегося.  Стратегия - создание ситуаций необходимости принятия собственных решений обучающимися по поводу каких-либо организационно-воспитательных мероприятий.  Приемы работы - стимулирование инициативы, мотивации, шаги контакта, умения слушать, успокоить себя и партнера и т.д..

Этап организации общения

Цель - создание такого сообщества обучающихся, которое помогало бы развитию личности, обладало характеристиками (прежде всего – эмоциональной и профессиональной идентификации), способствующими как самореализации, так и защищенности обучающегося.

Стратегия - создание ситуаций необходимости принятия собственных решений обучающимися по поводу каких-либо организационно-воспитательных мероприятий.

Приемы работы - стимулирование инициативы, мотивации, шаги контакта, умения слушать, успокоить себя и партнера и т.д..

Этап организации взаимодействия   Цель – стимулирование собственной активности и инициативности обучающихся.  Стратегия - создание ситуаций, в которых взаимодействие происходит не столько между педагогом и обучающимися, сколько между обучающимися (

Этап организации взаимодействия

Цель – стимулирование собственной активности и инициативности обучающихся.

Стратегия - создание ситуаций, в которых взаимодействие происходит не столько между педагогом и обучающимися, сколько между обучающимися ("этап отстранения", предоставления обучающимся максимальной инициативы).

Этот этап требует особенно тщательной подготовки.

В основе методики коллективных дел - приобретение жизненных (практических и нравственных) навыков в самодеятельности, направленной на улучшение окружающей жизни, совместное с педагогом ежедневное преодоление обыденных трудностей, единение педагога с обучающимися при обучении их творческому действию, желание совершить которое исходит от самих обучающихся. Основные моменты методики: побуждение к деятельности происходит через поощрение и раскрытие

В основе методики коллективных дел - приобретение жизненных (практических и нравственных) навыков в самодеятельности, направленной на улучшение окружающей жизни, совместное с педагогом ежедневное преодоление обыденных трудностей, единение педагога с обучающимися при обучении их творческому действию, желание совершить которое исходит от самих обучающихся. Основные моменты методики:

побуждение к деятельности происходит через поощрение и раскрытие "малых талантов", имеющихся у каждого обучающегося

творчество обязательно во всем, потому что обучающиеся, освобожденные от назойливой опеки старших, но погруженные в условия необходимости поиска самостоятельных решений, все делают творчески, с полным напряжением внутренних сил

Под алгоритмом коллективного и творческого дела  понимается обязательная последовательность, единство, системность действий, выступающих в качестве организационных опор, где важна каждая мелочь, но и остается простор для творческой интерпретации каждого шага.

Под алгоритмом коллективного и творческого дела понимается обязательная последовательность, единство, системность действий, выступающих в качестве организационных опор, где важна каждая мелочь, но и остается простор для творческой интерпретации каждого шага.

 Организационными опорами выступают:  - совместное планирование творческого дела; - совместный выбор главного направления в работе; - контроль обучающихся и проверка хода - подготовки и проведения творческого дела; - распределение временных обязанностей руководства по принципу перемены социальных ролей.

Организационными опорами выступают:

- совместное планирование творческого дела;

- совместный выбор главного направления в работе;

- контроль обучающихся и проверка хода - подготовки и проведения творческого дела;

- распределение временных обязанностей руководства по принципу перемены социальных ролей.

Алгоритм организации коллективной и творческой деятельности в микрогруппе  Выборы ВИГ(временной инициативной группы)  2. Разработка ТД ВИГом: составляет программу и план действий.  3. На этом этапе распределяются обязанности кураторов - членов ВИГ за отдельными группами по подготовке ТД. За каждым участником микрогруппы закрепляются определенные задания.

Алгоритм организации коллективной и творческой деятельности в микрогруппе

  • Выборы ВИГ(временной инициативной группы)

2. Разработка ТД ВИГом: составляет программу и план действий.

3. На этом этапе распределяются обязанности кураторов - членов ВИГ за отдельными группами по подготовке ТД. За каждым участником микрогруппы закрепляются определенные задания.

4. Задания распределяются в микрогруппе. Члены ВИГ поясняют смысл предстоящих действий ответственным за каждый участок задуманного ТД.  5. Совместная подготовка ТД. ВИГ осуществляет контроль и оказывает посильную помощь ответственным.  6. Проведение ТД. ВИГ проводит активное наблюдение и оказывает помощь участникам.  7. Подведение итогов, анализ эффективности ТД . Прекращение работы ВИГ. Создание новой ВИГ.

4. Задания распределяются в микрогруппе. Члены ВИГ поясняют смысл предстоящих действий ответственным за каждый участок задуманного ТД.

5. Совместная подготовка ТД. ВИГ осуществляет контроль и оказывает посильную помощь ответственным.

6. Проведение ТД. ВИГ проводит активное наблюдение и оказывает помощь участникам.

7. Подведение итогов, анализ эффективности ТД . Прекращение работы ВИГ. Создание новой ВИГ.

Алгоритм организации коллективной и творческой деятельности в макрогруппе: Предварительная работа инициативной команды педагогов;  2. Совместное с обучающимися планирование жизни макрогруппы на значительную перспективу (семестр, год) как последовательная цепь ТД;  3. Совместная подготовка ТД: тактическое планирование, программы микрогрупп, уточнение планов, разработка вариантов в Советах ТД;

Алгоритм организации коллективной и творческой деятельности в макрогруппе:

  • Предварительная работа инициативной команды педагогов;

2. Совместное с обучающимися планирование жизни макрогруппы на значительную перспективу (семестр, год) как последовательная цепь ТД;

3. Совместная подготовка ТД: тактическое планирование, программы микрогрупп, уточнение планов, разработка вариантов в Советах ТД;

4. Проведение ТД: осуществление плана со всеми спонтанными коррективами и отклонениями от первоначального замысла 5. Совместное подведение итогов: анализ положительного и отрицательного по микрогруппам, выход на сбор макрогруппы, обобщение итогов, совместный поиск лучших, неосуществленных решений; 6. Совместный анализ ближайших последствий ТД: совместное определение результативности для участников близкого и дальнего окружения.

4. Проведение ТД: осуществление плана со всеми спонтанными коррективами и отклонениями от первоначального замысла

5. Совместное подведение итогов: анализ положительного и отрицательного по микрогруппам, выход на сбор макрогруппы, обобщение итогов, совместный поиск лучших, неосуществленных решений;

6. Совместный анализ ближайших последствий ТД: совместное определение результативности для участников близкого и дальнего окружения.

Основным содержанием алгоритмов являются:  Совместное планирование - общий сбор (общее собрание, слет делегатов) -

Основным содержанием алгоритмов являются:

Совместное планирование

- общий сбор (общее собрание, слет делегатов) - "старт", на котором составляется план общего дела или целого периода жизни (с помощью вопросов - задач типа: что и для кого сделаем? Когда? Где? Кому лучше участвовать? С кем вместе сделать? Кто будет ведущим?);

- конкурс на лучшие предложения по плану, на лучший проект дела;

- анкеты предложений (Что ты хотел бы сделать? Для кого? И т. п.);

- «молнии» с предложениями к плану (для обсуждения).

Текущая организаторская деятельность - работа советов дел (из представителей всех первичных объединений и добровольцев); - работа командиров сводных объединений добровольцев; - работа (по очереди) групповых объединений в качестве дежурного отряда для контроля и выполнением плана общих дел; - выход совета коллектива в отстающие групповые коллективы для совместной ударной работы, обучения на собственном опыте; - «молнии», стенные газеты, посвященные ходу выполнения плана; - общий сбор (общее собрание), на котором обсуждаются экстренные вопросы текущей жизни; - встречи между групповыми и колледжными коллективами для взаимного контроля, оценки работы, обмена опытом; - чередование творческих поручений минигруппам, каждый из которых по очереди, в течение одной или двух недель, организует и осуществляет один из видов повседневной заботы о своей группе и окружающей жизни (дежурные, ответственные за концерт и т.д.).

Текущая организаторская деятельность

- работа советов дел (из представителей всех первичных объединений и добровольцев);

- работа командиров сводных объединений добровольцев;

- работа (по очереди) групповых объединений в качестве дежурного отряда для контроля и выполнением плана общих дел;

- выход совета коллектива в отстающие групповые коллективы для совместной ударной работы, обучения на собственном опыте;

- «молнии», стенные газеты, посвященные ходу выполнения плана;

- общий сбор (общее собрание), на котором обсуждаются экстренные вопросы текущей жизни;

- встречи между групповыми и колледжными коллективами для взаимного контроля, оценки работы, обмена опытом;

- чередование творческих поручений минигруппам, каждый из которых по очереди, в течение одной или двух недель, организует и осуществляет один из видов повседневной заботы о своей группе и окружающей жизни (дежурные, ответственные за концерт и т.д.).

Совместное обсуждение и оценка сделанного - общий сбор (общее собрание) - огонек, на котором (сначала по первичным коллективам, а потом сообща) обсуждаются итоги проведения дела или периода жизни (по вопросам - задачам такого типа: что нам удалось и почему? Что не получилось и почему? Какие уроки извлечем на будущее?); - анкеты оценки (Что больше всего понравилось? Почему? Чему научились? Чему и кого научила сам? и т.п.); - газеты, посвященные итогам сделанного; - линейки с творческими рапортами; - общий сбор (общее собрание), на котором сначала по первичным коллективам (или по группам), а затем сообща обсуждаются итоги жизни в истекшем периоде и составляется план дел на новый период.

Совместное обсуждение и оценка сделанного

- общий сбор (общее собрание) - огонек, на котором (сначала по первичным коллективам, а потом сообща) обсуждаются итоги проведения дела или периода жизни (по вопросам - задачам такого типа: что нам удалось и почему? Что не получилось и почему? Какие уроки извлечем на будущее?);

- анкеты оценки (Что больше всего понравилось? Почему? Чему научились? Чему и кого научила сам? и т.п.);

- газеты, посвященные итогам сделанного;

- линейки с творческими рапортами;

- общий сбор (общее собрание), на котором сначала по первичным коллективам (или по группам), а затем сообща обсуждаются итоги жизни в истекшем периоде и составляется план дел на новый период.

Формы проведения дел коллективных      творческих  «Атака» - операция, имеющая своей целью быстрое исправление тех замеченных в окружающей жизни недостатков, которые можно устранить силами группы; совершаются в короткий срок, в течение одного или нескольких часов Организационные – дела-поручения, газеты – молнии «Десант» - операции, проводимой силами обучающихся и педагогов: выход или выезд добровольцев для помощи другим организациям в каком-то важном деле. Помощь может быть и должна быть оказана в сравнительно короткое время, обычно в течение одного или нескольких дней Познавательные творческие дела – вечера тайн, защита фантастических проектов, пресс – бой, турнир знатоков и т.д. «Рейд» - операции комплексного характера, имеющей своей целью разностороннюю заботу о людях и включающей в себя средства для достижения этой цели трудовые дела других видов Литературно-художественные конкурсы – концерты – молнии, конкурс на лучшую сказку, кольцовка песен, конкурс рисованных фильмов и т.д.

Формы проведения дел

коллективных творческих

«Атака» - операция, имеющая своей целью быстрое исправление тех замеченных в окружающей жизни недостатков, которые можно устранить силами группы; совершаются в короткий срок, в течение одного или нескольких часов

Организационные – дела-поручения, газеты – молнии

«Десант» - операции, проводимой силами обучающихся и педагогов: выход или выезд добровольцев для помощи другим организациям в каком-то важном деле. Помощь может быть и должна быть оказана в сравнительно короткое время, обычно в течение одного или нескольких дней

Познавательные творческие дела – вечера тайн, защита фантастических проектов, пресс – бой, турнир знатоков и т.д.

«Рейд» - операции комплексного характера, имеющей своей целью разностороннюю заботу о людях и включающей в себя средства для достижения этой цели трудовые дела других видов

Литературно-художественные конкурсы – концерты – молнии, конкурс на лучшую сказку, кольцовка песен, конкурс рисованных фильмов и т.д.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!