СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по психологии: "Психологические основы обучения"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация по психологии: "Психологические основы обучения"

 

Просмотр содержимого документа
«Презентация по психологии: "Психологические основы обучения"»

Психологические основы обучения Работу выполнила: студентка 1 курса ГАОУ ВО МГПУ ИМИиЕН Группы ЕСБ-161 Деулина Юлия

Психологические основы обучения

Работу выполнила:

студентка 1 курса

ГАОУ ВО МГПУ ИМИиЕН Группы ЕСБ-161

Деулина Юлия

Обучение как общественно-историческое явление и как психолого-педагогический процесс Обучение = деятельность обучающего + деятельность обучаемого Организация, стимуляция, помощь характерные черты  традиционной модели школьного обучения   ориентация обучения на запоминание информации. цель активности школьника- приобретение системы знаний будущее представляется в виде абстрактной перспективы — применения знаний. информационно-сообщающее направлено на осознание самого предмета освоения — знания, а не на способы их получения нет управления процессом усвоения, оно неуправляемое. обучение построено по дисциплинарно-предметному принципу.

Обучение как общественно-историческое явление и как психолого-педагогический процесс

Обучение =

деятельность обучающего + деятельность обучаемого

Организация, стимуляция, помощь

характерные черты  традиционной модели школьного обучения  

  • ориентация обучения на запоминание информации.
  • цель активности школьника- приобретение системы знаний
  • будущее представляется в виде абстрактной перспективы — применения знаний.
  • информационно-сообщающее
  • направлено на осознание самого предмета освоения — знания, а не на способы их получения
  • нет управления процессом усвоения, оно неуправляемое.
  • обучение построено по дисциплинарно-предметному принципу.

Наименование модели

Характеристика

Активизирую-щая модель

  • направлена на повышение уровня познавательной активности учащихся, развитие творческого, научного мышления.
  • опирается на познавательные потребности и интеллектуальные чувства.
  • перед учениками ставится проблема, и они исследуют пути ее решения.
  • ключевой психологический элемент — познавательный интерес.

Формирующая модель

  • влиять на умственное развитие ребенка — значит осуществлять целенаправленное управление процессом усвоения знаний и умений.
  • прохождение учеником всех его необходимых этапов - сформированность знаний, умений с заранее заданными качествами (программированное и алгоритмическое обучение).
  • ключевой психологический элемент - умственное действие.

Свободная модель

  • максимально учитывается внутренняя инициатива ребенка.
  • отсутствует жесткая система педагогических воздействий.
  • поощряется импровизация и детей и учителя относительно содержания и способов обучения.
  • ключевой психологический элемент — свобода индивидуального выбора

Психологически ориентированные модели школьного обучения

Наименование модели

Характеристика

Личностная модель

Развивающая модель

  • общее развитие учащегося, его познавательных, эмоционально-волевых, нравственных, эстетических возможностей.
  • обучение ведется на высоком уровне трудности, с быстрым темпом прохождения учебного материала
  • создаются условия для проявления индивидуальности слабых и сильных учеников, формирование на уроке атмосферы доверительного общения, многовариантности учебного процесса.
  • резко повышается удельный вес теоретических знаний.
  • ключевой психологический элемент — целостный личностный рост
  • в центре внимания - перестройка учебной деятельности ребенка как на уровне содержания, так и на уровне формы ее организации
  • основное содержание учебной деятельности -теоретические знания.
  • направлено от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от анализа сущности к различным проявлениям этой сущности, т.е. развивает теоретическое мышление.
  • ключевой психологический элемент — способы деятельности
Учебная деятельность Учение (или учебная деятельность)- это процесс изменения личности обучаемого и его деятельности — функция самого обучаемого. Цель этой деятельности — приобретение новых знаний, выработка соответствующих умений и навыков (решающим в этом процессе является поступательное изменение самой личности обучаемого)         Подходы в определении главных компонентов качественных изменений в науке Акцент на отборе и организации системы знаний (Л.С. Выготский, С Л . Рубинштейн, В.В. Давыдов и др.) Акцент на организации самой деятельности (Д.Б. Эльконин) Акцент на отборе и использовании орудийных средств деятельности Учение  — специфическая форма индивидуальной активности, направленная на усвоение знаний, формирование навыков и умений, а также развитие самого учащегося. Психологическая сторона сознательности учения заключается в том, какой смысл для ученика приобретают усваиваемые им знания. Необходимо формировать сознательное отношение ребенка к учению, понимание того, почему, зачем нужно учиться.

Учебная деятельность

  • Учение (или учебная деятельность)- это процесс изменения личности обучаемого и его деятельности — функция самого обучаемого.
  • Цель этой деятельности — приобретение новых знаний, выработка соответствующих умений и навыков (решающим в этом процессе является поступательное изменение самой личности обучаемого)

Подходы в определении главных компонентов качественных изменений в науке

Акцент на отборе и организации системы знаний (Л.С. Выготский, С Л . Рубинштейн, В.В. Давыдов и др.)

Акцент

на организации самой деятельности (Д.Б. Эльконин)

Акцент

на отборе и использовании орудийных средств деятельности

  • Учение  — специфическая форма индивидуальной активности, направленная на усвоение знаний, формирование навыков и умений, а также развитие самого учащегося.
  • Психологическая сторона сознательности учения заключается в том, какой смысл для ученика приобретают усваиваемые им знания.

Необходимо формировать сознательное отношение ребенка к учению, понимание того, почему, зачем нужно учиться.

Учебная деятельность Учебная, как и любая развернутая, деятельность предполагает достижение ряда целей. Учебная задача не всегда совпадает с конкретно-практической. Учебное действие складывается из учебных операций. Действие по контролю за ходом усвоения — сличение, соотнесение выполненных действий с образцом, который задается извне. Действие оценки степени усвоения процесса оценивания ребенком своей деятельности на различных этапах ее осуществления (оценки как компонента учебной деятельности) — идентично некоторым аспектам самооценки.

Учебная деятельность

  • Учебная, как и любая развернутая, деятельность предполагает достижение ряда целей.
  • Учебная задача не всегда совпадает с конкретно-практической.
  • Учебное действие складывается из учебных операций.
  • Действие по контролю за ходом усвоения — сличение, соотнесение выполненных действий с образцом, который задается извне.
  • Действие оценки степени усвоения процесса оценивания ребенком своей деятельности на различных этапах ее осуществления (оценки как компонента учебной деятельности) — идентично некоторым аспектам самооценки.
Научение Научение — это устойчивое, целесообразное изменение физической и психической деятельности (поведения), которое возникает благодаря предшествующей деятельности и не вызывается непосредственно врожденными физиологическими реакциями организма. сенсорное моторное интеллектуальное сенсомоторное Усвоение знаний не выступает как цель, поэтому результаты такого научения, как правило, случайны, а знания отрывочны и бессистемны. Это разрозненные сведения, умения, навыки.

Научение

  • Научение — это устойчивое, целесообразное изменение физической и психической деятельности (поведения), которое возникает благодаря предшествующей деятельности и не вызывается непосредственно врожденными физиологическими реакциями организма.

сенсорное

моторное

интеллектуальное

сенсомоторное

Усвоение знаний не выступает как цель, поэтому результаты такого научения, как правило, случайны, а знания отрывочны и бессистемны.

Это разрозненные сведения, умения, навыки.

Как изучить мотивацию учеников? А.Н. Леонтьев различает понятия «мотив» и «цель». Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив - побуждение к достижению цели. По мнению А.К. Марковой, наиболее реальные для учителя методы изучения мотивации наблюдение результаты наблюдений фиксируются в дневниках учителя, в педагогических характеристиках использование ряда специально подобранных ситуаций индивидуальная беседа с учеником анкетирование

Как изучить мотивацию учеников?

А.Н. Леонтьев различает понятия «мотив» и «цель».

  • Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком.
  • Мотив - побуждение к достижению цели.

По мнению А.К. Марковой, наиболее реальные для учителя методы изучения мотивации

  • наблюдение
  • результаты наблюдений фиксируются в дневниках учителя, в педагогических характеристиках
  • использование ряда специально подобранных ситуаций
  • индивидуальная беседа с учеником
  • анкетирование
Процесс усвоения знаний и его психологические компоненты Психологические компоненты усвоения знаний Формирование научных понятий у учащихся положительное отношение учащихся к учению. Оно является необходимым условием полноценного усвоения учебного материала. процессы непосредственного чувственного ознакомления с материалом. процесс мышления как процесс активной переработки полученного материала. процесс запоминания и сохранения полученной и обработанной информации.

Процесс усвоения знаний и его психологические компоненты

Психологические компоненты усвоения знаний

Формирование научных понятий у

учащихся

  • положительное отношение учащихся к учению. Оно является необходимым условием полноценного усвоения учебного материала.
  • процессы непосредственного чувственного ознакомления с материалом.
  • процесс мышления как процесс активной переработки полученного материала.
  • процесс запоминания и сохранения полученной и обработанной информации.
Источники информации http:// www.nnre.ru/shpargalki/teorija_obuchenija/p6.php http:// do.gendocs.ru/docs/index-60714.html?page=33 http:// p-lib.ru/pedagogika/sitarov_didaktika/sitarov_didaktika26.html http:// genmed.ru/med_b6_601_03.html https:// 4brain.ru/pedagogika/psy.php

Источники информации

  • http:// www.nnre.ru/shpargalki/teorija_obuchenija/p6.php
  • http:// do.gendocs.ru/docs/index-60714.html?page=33
  • http:// p-lib.ru/pedagogika/sitarov_didaktika/sitarov_didaktika26.html
  • http:// genmed.ru/med_b6_601_03.html
  • https:// 4brain.ru/pedagogika/psy.php
Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!