Просмотр содержимого документа
«Презентация по психологии: "Психологические основы обучения"»
Психологические основы обучения
Работу выполнила:
студентка 1 курса
ГАОУ ВО МГПУ ИМИиЕН Группы ЕСБ-161
Деулина Юлия
Обучение как общественно-историческое явление и как психолого-педагогический процесс
Обучение =
деятельность обучающего + деятельность обучаемого
Организация, стимуляция, помощь
характерные черты традиционной модели школьного обучения
- ориентация обучения на запоминание информации.
- цель активности школьника- приобретение системы знаний
- будущее представляется в виде абстрактной перспективы — применения знаний.
- информационно-сообщающее
- направлено на осознание самого предмета освоения — знания, а не на способы их получения
- нет управления процессом усвоения, оно неуправляемое.
- обучение построено по дисциплинарно-предметному принципу.
Наименование модели
Характеристика
Активизирую-щая модель
- направлена на повышение уровня познавательной активности учащихся, развитие творческого, научного мышления.
- опирается на познавательные потребности и интеллектуальные чувства.
- перед учениками ставится проблема, и они исследуют пути ее решения.
- ключевой психологический элемент — познавательный интерес.
Формирующая модель
- влиять на умственное развитие ребенка — значит осуществлять целенаправленное управление процессом усвоения знаний и умений.
- прохождение учеником всех его необходимых этапов - сформированность знаний, умений с заранее заданными качествами (программированное и алгоритмическое обучение).
- ключевой психологический элемент - умственное действие.
Свободная модель
- максимально учитывается внутренняя инициатива ребенка.
- отсутствует жесткая система педагогических воздействий.
- поощряется импровизация и детей и учителя относительно содержания и способов обучения.
- ключевой психологический элемент — свобода индивидуального выбора
Психологически ориентированные модели школьного обучения
Наименование модели
Характеристика
Личностная модель
Развивающая модель
- общее развитие учащегося, его познавательных, эмоционально-волевых, нравственных, эстетических возможностей.
- обучение ведется на высоком уровне трудности, с быстрым темпом прохождения учебного материала
- создаются условия для проявления индивидуальности слабых и сильных учеников, формирование на уроке атмосферы доверительного общения, многовариантности учебного процесса.
- резко повышается удельный вес теоретических знаний.
- ключевой психологический элемент — целостный личностный рост
- в центре внимания - перестройка учебной деятельности ребенка как на уровне содержания, так и на уровне формы ее организации
- основное содержание учебной деятельности -теоретические знания.
- направлено от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от анализа сущности к различным проявлениям этой сущности, т.е. развивает теоретическое мышление.
- ключевой психологический элемент — способы деятельности
Учебная деятельность
- Учение (или учебная деятельность)- это процесс изменения личности обучаемого и его деятельности — функция самого обучаемого.
- Цель этой деятельности — приобретение новых знаний, выработка соответствующих умений и навыков (решающим в этом процессе является поступательное изменение самой личности обучаемого)
Подходы в определении главных компонентов качественных изменений в науке
Акцент на отборе и организации системы знаний (Л.С. Выготский, С Л . Рубинштейн, В.В. Давыдов и др.)
Акцент
на организации самой деятельности (Д.Б. Эльконин)
Акцент
на отборе и использовании орудийных средств деятельности
- Учение — специфическая форма индивидуальной активности, направленная на усвоение знаний, формирование навыков и умений, а также развитие самого учащегося.
- Психологическая сторона сознательности учения заключается в том, какой смысл для ученика приобретают усваиваемые им знания.
Необходимо формировать сознательное отношение ребенка к учению, понимание того, почему, зачем нужно учиться.
Учебная деятельность
- Учебная, как и любая развернутая, деятельность предполагает достижение ряда целей.
- Учебная задача не всегда совпадает с конкретно-практической.
- Учебное действие складывается из учебных операций.
- Действие по контролю за ходом усвоения — сличение, соотнесение выполненных действий с образцом, который задается извне.
- Действие оценки степени усвоения процесса оценивания ребенком своей деятельности на различных этапах ее осуществления (оценки как компонента учебной деятельности) — идентично некоторым аспектам самооценки.
Научение
- Научение — это устойчивое, целесообразное изменение физической и психической деятельности (поведения), которое возникает благодаря предшествующей деятельности и не вызывается непосредственно врожденными физиологическими реакциями организма.
сенсорное
моторное
интеллектуальное
сенсомоторное
Усвоение знаний не выступает как цель, поэтому результаты такого научения, как правило, случайны, а знания отрывочны и бессистемны.
Это разрозненные сведения, умения, навыки.
Как изучить мотивацию учеников?
А.Н. Леонтьев различает понятия «мотив» и «цель».
- Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком.
- Мотив - побуждение к достижению цели.
По мнению А.К. Марковой, наиболее реальные для учителя методы изучения мотивации
- наблюдение
- результаты наблюдений фиксируются в дневниках учителя, в педагогических характеристиках
- использование ряда специально подобранных ситуаций
- индивидуальная беседа с учеником
- анкетирование
Процесс усвоения знаний и его психологические компоненты
Психологические компоненты усвоения знаний
Формирование научных понятий у
учащихся
- положительное отношение учащихся к учению. Оно является необходимым условием полноценного усвоения учебного материала.
- процессы непосредственного чувственного ознакомления с материалом.
- процесс мышления как процесс активной переработки полученного материала.
- процесс запоминания и сохранения полученной и обработанной информации.
Источники информации
- http:// www.nnre.ru/shpargalki/teorija_obuchenija/p6.php
- http:// do.gendocs.ru/docs/index-60714.html?page=33
- http:// p-lib.ru/pedagogika/sitarov_didaktika/sitarov_didaktika26.html
- http:// genmed.ru/med_b6_601_03.html
- https:// 4brain.ru/pedagogika/psy.php
Спасибо за внимание!!!