СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по религиоведению на тему "Новые религиозные движения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомит с новыми религиозными движениями.Дает характеристику и выявляет особенности.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по религиоведению на тему "Новые религиозные движения"»

Тема: № 5 Новые религиозные движения  Учебные вопросы: 1. Понятие о новых религиозных движениях. 2. Характеристика современных новых религиозных движений. 3. Особенности отдельных новых религиозных движений.

Тема: № 5

Новые

религиозные

движения

Учебные вопросы:

1. Понятие о новых религиозных движениях.

2. Характеристика современных новых религиозных движений.

3. Особенности отдельных новых религиозных движений.

Вопрос 1 Понятие о новых религиозных движениях

Вопрос 1

Понятие о новых религиозных движениях

ПОНЯТИЕ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ

Новыми называются религиозные движения, возникшие в XVII – ХХ вв., и продолжающие появляться поныне.

Точное число новых религиозных движений неизвестно. По приблизительным подсчётам в их рядах состоит около 150 млн. чел. По темпам роста новые движения опережают все другие религиозные системы.

Наличие тайных элементов вероучения, скрываемых при публичной саморекламе и доступных только посвящённым

Неустойчивость в ероучения и культа, которая крайне негативно сказывается на психическом состоянии людей, всецело доверившихся этим движениям

Тоталитарны й и общественноопасны й характер вероучения и культа большинства из них    

Коммерциализаци я всех сторон жизни, превращение религиозной веры и спасения души в товар

  Снижени е общественного авторитета христианской церкви

   Сохранени е неразрешёнными вечных вопросов человечества, в особенности вопроса о смерти

Развити е науки и техники, значительно расширившей возможности человека и поставившей перед наукой новые проблемы

Развити е средств массовой информации, увеличение скорости донесения информации до потребителя, что оставляет ему значительно меньше времени на её обдумывание

Расширени е связей между разными странами, народами, взаимопроникновения культур, появление стремления к объединению между ними

2

Вопрос 2 Характеристика современных новых религиозных движений

Вопрос 2

Характеристика современных новых религиозных движений

РАЗНОВИДНОСТЬ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ

Саентологические

направления

Харизматические

культы

Неохристианские

объединения

Неоориенталистские

культы

Характерно стремление объединить христианское вероучение с элементами восточных религий, наукообразная фразеология в изложении вероучения, ярко выраженные мотивы скорого конца света и мессианизм, наделение руководителя статусом посланника Бога

Наукообразные направления в вероучении, в которых получают мистическую трактовку различные неисследованные явления природы и психики человека

Преобладает агрессивная антиинтеллекту-алистская направленность, а также способы психофизического воздействия на человека

Во главе стоит харизматический лидер, обладающий «особой благодатью»

«Белое братство» и др.

«Общество Сознания Кришны» и др.

«Церковь саентологии» Р. Хаббарда и др.

«Церковь объединения», «Свидетели Иеговы» и др.

Используется определенная техника контроля за поведением обращенных, обычно предполагающая изоляцию от внешнего мира.

Лидер создает особую «семью» или коммуну, в которой его называют «отцом».

Во главе стоит харизматический лидер, уверяющий, что он обладает новым уникальным «откровением» относительно Бога и реальности.

Культ предпочтительно коллективный, используется «техника» психологического манипулирования, психотерапия, особое внимание уделяется новообращенным, их адаптированию к группе.

Группа придерживается катастрофически-апокалиптического взгляда на мир. Члены организации часто отказываются от всего имущества, меняют место жительства.

Лидер устанавливает обязательные для всех абсолютные правила поведения, но не обязательно следует им сам.

3

Вопрос 3 Особенности отдельных новых религиозных движений

Вопрос 3

Особенности отдельных новых религиозных движений

«СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ»

Секта возникла в 70-х гг. ХIХ в. в США, выделившись из адвентистского движения. Её основатель – Чарльз Тейт Рассел.

Суть учения :

  • Бог один, его имя – Иегова, учение о троичности Бога является дьявольским измышлением, а Христос является не Богом, а просто высоконравственным человеком, получившим от Бога способность не грешить и задание искупить человечество смертью на кресте.
  • Хилиазм особого вида – вера во второе пришествие Христа, после которого на земле установится 1000-летнее царство праведников, устроенное по образцу общества потребления, по окончании которого произойдёт третье пришествие Христа и все люди (независимо от праведности) воскреснут и будут наслаждаться райской жизнью.

Культовые действия в секте иеговистов практически отсутствуют. Единственный их праздник – воспоминание о распятии Христа, в который они собираются в «залах царства» и, считающие себя включёнными в число 144 тыс. избранных «причащаются», отпивая из общего стакана виноградный сок или вино.

Основной обязанностью сектантов является пропаганда своего учения, втягивание в секту новых людей. На пропаганду сектанты отдают 10% своих доходов и должны посвящать пропагандистской работе не менее 10 часов в месяц. Пропаганда иеговистов носит назойливый характер и ориентирована на малообразованных людей.

4

«ЦЕРКОВЬ ОБЪЕДИНЕНИЯ»

Основана в 1954 г. в Южной Корее Сан Мён Муном .

В учении смешиваются христианские, буддистские и языческие корейские представления. Бог, согласно учению является двуполым существом, и, как все существа в мире подчиняется половому инстинкту.

Распорядок дня сектанта строго регламентирован. В секте царит жёсткая дисциплина, действует система подавления личности и «промывания мозгов». Свободное от работы время «дети» Муна посвящают изучению «Принципа» - священного писания секты, составленного Муном, и «священного» корейского языка . Питание и сон сектантов сильно ограничиваются. Мужчины и женщины живут в одной квартире, но спят в разных комнатах. Долгие взгляды друг на друга, тем более, словесное общение пресекаются и наказываются. Сектанту постоянно прививается чувство несоответствия принятым нормам, вины, ущербности. За нарушение установленных норм лидер группы может наложить жестокие наказания. Всё это, естественно, негативно отражается на психике и физическом здоровье людей. После нескольких лет такой работы и изучения «Принципа» сектант получает «благословение» и вступает в брак с партнёром, которого ему подбирает сам Мун. Церемония «бракосочетания» происходит один раз в год, на стадионе, одновременно сочетаются браком несколько тысяч пар, на подбор пары уходят считанные секунды.

5

«ЦЕРКОВЬ ХРИСТА»

Наиболее тоталитарная и деструктивная секта протестантского толка. Основана в Бостоне в 1979 г. пастором Кип Мак Кингом.

С уть учения : библия даёт ответ на все жизненные вопросы; целью секты является всеобщая евангелизация планеты Земля и возвращение к нормам церковной жизни I века христианской эры.

Имеет жёсткую организацию и дисциплину. Центром её является Бостонская церковь, которой подчиняются 24 региональные «столповые» церкви. Руководитель каждой группы является наставником нижестоящих и учеником вышестоящих руководителей. Сектант обязан беспрекословно подчиняться своему наставнику, отчитываться перед ним в своих делах и мыслях. Ему запрещается сомневаться в правильности слов и действий начальника. Сектанты должны бросить семью и работу. Они живут в «семейных группах» из 5-10 чел. под руководством лидера. День сектанта проходит в молитвах, слушании проповедей, отчётах перед лидером, бесплатной работе на секту – сборе милостыни или публичной агитации. За любые нарушения, а также «для профилактики» лидер может подвергнуть сектанта наказанию – посту или бодрствованию в течение нескольких дней, обливанию холодной водой по полчаса и более.

«Церковь Христа» отличается назойливостью пропаганды, она обладает чётко отработанной технологией «промывания мозгов», в короткий срок превращающих новичка в убеждённого сектанта

6

«ЦЕРКОВЬ САЕНТОЛОГИИ»

Основана в 1953 г. в Фениксе, штат Аризона США писателем- фантастом Р.Л.Хаббардом

С уть учения : В основе лежит идея о том, что человечество - это бессмертные души (фетаны), потерявшиеся во времени, пространстве и материи (мэст). Перевоплощаясь из одного тела в другое они забыли о своем истинном происхождении. Причина забывчивости гнездится в «реактивном уме», который подсознательно регистрирует реакции человека на разного рода душевные и телесные травмы. Эти реакции (инграммы) можно удалить с помощью специального метода (одитинга), который очищает сознание и делает человека «клиром». Чем больше подобных людей будет на земле, тем меньше на ней будет преступности, войн, наркомании и т.д.

Церковь имеет очень сложную и разветвленную управленческую структуру, которая во многом напоминает структуру международных корпораций. Ее центр расположен в Лос-Анджелесе. По данным самой церкви, число ее членов составляет около 10 млн. человек, более чем в 600 церквах, более чем в 100 странах мира.

Р.Л.Хаббард охарактеризовал саентологию как прикладную религиозную философию . Саентология включает в себя философию и технику духовного совершенствования и охватывает такие темы как мораль, этика, детоксикация, образование, управление и др.

Подобно трансцендентальной медитации, сайентология не препятствует своим членам оставаться христианами, буддистами и т.д. и настроена на религиозный диалог. Однако основной корпус ее идей вряд ли совместим с христианским мировоззрением.

7

«МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО СОЗНАНИЯ КРИШНЫ»

Основано в 1955 г. индуистским проповедником Абхеем Сараном Шри Шримад Бхактиведанта Свами Прабхупадой. Основы учения изложены в сочинениях основателя секты – английских переводах священных индуистских писаний и комментариях к ним. Кришна (одно из воплощений бога Вишну) считается самостоятельным божеством и главным богом Вселенной. Культ строится на индуистских обрядах.

Суть вероучения: с уществует единственный абсолютный Бог – Кришна, который выступает в трех сторонах своего проявления: Бхагавака, Брахман, Паратама .

Брахман это внеличностная сторона, всепроникающая абсолютная истина, непостижимая, бесконечная сила, излучение трансцендентального тела Личности Бога

Паратама в ней выражается Верховная душа, которая находится в сердце каждого живого существа наряду с индивидуальной душой – дживой

Бхагавак это сторона Бога как Верховной личности, обладающей непостижимыми качествами, всем богатством, могуществом, красотой

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТА

В публичных проповедях предусматривает ся уважение к живой природе, отказ от употребления пищи животного происхождения, кроме молока, запрет употребления алкоголя, кофеина, табака, наркотиков, запрет половых отношений вне брака.

Считается, что « карми» – все, кто не входит в секту, могут потратить деньги только на греховные дела. Поэтому кришнаит должен изъять у них как можно больше денег путём попрошайничества, продажи изготовленных на принадлежащих секте предприятиях товаров (ароматических веществ, книг, пряностей, косметики, предметов индуистского религиозного культа) по явно завышенной цене.

Основное моральное требование – преданное служение Кришне. Это беспрекословное исполнение воли духовного наставника – гуру . С теми, кто не разделяет учения секты, кришнаиту запрещено поддерживать какие-либо отношения, кроме изымания у них денег.

Дети сектантов тщательно оберегаются от связей с внешним «сатанинским» миром, не получают медицинской помощи, в случае болезни должны терпеливо ждать смерти, которая позволит им «соединиться с Кришной».

Чтобы подавить волю сектанта к сопротивлению, предписывается ограничение времени сна – не более четырёх часов в сутки, диета, чтение мантры «харе Кришна» до 2000 раз в день и более.

8