СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по синтаксису и орфографии 6 -й класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет сделать урок более интересным.. и познавательным. Учитель сможет проверить знания и умения учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по синтаксису и орфографии 6 -й класс»

Синтаксис и пунктуация Предложение Простое - сложное Распространённое – нераспространённое Односоставное – двусоставное Усложнённое-неусложнённое Полное-неполное По цели высказывания По эмоциональной окраске

Синтаксис и пунктуация

Предложение

Простое - сложное

Распространённое – нераспространённое

Односоставное – двусоставное

Усложнённое-неусложнённое

Полное-неполное

По цели высказывания

По эмоциональной окраске

Рассказать о выделении однородных членов , используя опорный конспект  О,О,О,О.  и О,и О,и О.  О и О,О и О.  О,а (но) О.  О и О.

Рассказать о выделении однородных членов , используя опорный конспект

О,О,О,О.

и О,и О,и О.

О и О,О и О.

О,а (но) О.

О и О.

Обобщающие слова при однородных  членах предложения Обоб.сл. : О,О,О. О,О,О – обоб.сл. Всё веселит мой взор золотая пчела на песке разноцветные бабочки перламутровые стрекозы.

Обобщающие слова при однородных

членах предложения

Обоб.сл. : О,О,О.

О,О,О – обоб.сл.

Всё веселит мой взор золотая пчела на песке разноцветные бабочки перламутровые стрекозы.

Расставить знаки препинания Твоя живая тишина твои лихие непогоды твои леса твои луга и Волги пышные брега и Волги радостные воды  всё мило. На прилавке лежали яблоки и груши вишни и сливы смородина и черника. Радостно было и на небе и на земле и в сердце человека. В большом лесу во время бури деревья стонут трещат и ломаются.

Расставить знаки препинания

  • Твоя живая тишина твои лихие непогоды твои леса твои луга и Волги пышные брега и Волги радостные воды всё мило.
  • На прилавке лежали яблоки и груши вишни и сливы смородина и черника.
  • Радостно было и на небе и на земле и в сердце человека.
  • В большом лесу во время бури деревья стонут трещат и ломаются.
Спишите, подчеркните однородные члены. Расставьте знаки препинания. Укажите, чем выражены однородные члены. Бледно-серое небо светлело холодело синело. Весёлые голоса шутки смех разносились по долине.
  • Спишите, подчеркните однородные члены. Расставьте знаки препинания. Укажите, чем выражены однородные члены.
  • Бледно-серое небо светлело холодело синело.
  • Весёлые голоса шутки смех разносились по долине.
Что такое обращение?  Придумать предложения с обращениями.  Обр. ! А…………… .  А……. ,обр, ……… .  А……………… ,обр. ?  Расставить знаки препинания.  Ты царица всех милее,  всех румяней и белее.   Свет наш солнышко  Ты ходишь круглый год по небу….   «Как это Чернушка?»-- спросил Алёша.

Что такое обращение? Придумать предложения с обращениями. Обр. ! А…………… . А……. ,обр, ……… . А……………… ,обр. ? Расставить знаки препинания. Ты царица всех милее, всех румяней и белее. Свет наш солнышко Ты ходишь круглый год по небу…. «Как это Чернушка?»-- спросил Алёша.

 Орфография Написание а/о в корнях –зар-, -зор- Вставьте пропущенные буквы. Оз…рённый радостью , занимающаяся  з…ря, любоваться з…рницей,оз…рить мир, ранняя з…рька , погасшие з…ри, долгожданная з…рюшка. 1 вариант. Придумать и записать предложение с выделенным словосочетанием 2 вариант. Придумать и записать предложение с выделенным словосочетанием
  • Орфография
  • Написание а/о в корнях –зар-, -зор-
  • Вставьте пропущенные буквы.
  • Оз…рённый радостью , занимающаяся
  • з…ря, любоваться з…рницей,оз…рить мир,
  • ранняя з…рька , погасшие з…ри, долгожданная з…рюшка.
  • 1 вариант. Придумать и записать предложение с выделенным словосочетанием
  • 2 вариант. Придумать и записать предложение с выделенным словосочетанием
Написание о-а в корнях –гар-, -гор-  Вставьте пропущенные буквы .  Сг…рать от любопытства, усилить г…рение, разг…рающееся пламя, сг…рел на солнце, красивый з…гар , г…рел ярким пламенем ,  перег…рел костёр, наг…р от пламени,заг…реться идеей   С выделенным словосочетанием составить 3 связных предложения.

Написание о-а в корнях –гар-, -гор- Вставьте пропущенные буквы . Сг…рать от любопытства, усилить г…рение, разг…рающееся пламя, сг…рел на солнце, красивый з…гар , г…рел ярким пламенем , перег…рел костёр, наг…р от пламени,заг…реться идеей С выделенным словосочетанием составить 3 связных предложения.

О-е в суффиксах и окончаниях имён существительных и прилагательных после шипящих и ц. Найдите 8 слов с орфографическими ошибками, объясните написание этих слов. Мой дедушка работает врачём и живёт в деревне. Его уютный домик с красной крышой стоит в саду, в окружении живописной природы. Здесь всегда хорошо, но особенно сейчас, ранней осенью. Прямо перед крыльцом замерла белоствольная берёзка. Её листья кажутся золотыми, а вся она – огромной свечёй. Рядом густым багрянцом пламенеют высокие клёны. А чуть подальше, под густой зеленью красавцов дубов, спряталась старая беседка, обвитая плющём. В этой беседке мы с товарищом спорим, читаем, мечтаем. А иногда мы просто бродим по тропинкам сада, любуемся осенним пейзажом.
  • О-е в суффиксах и окончаниях имён существительных и прилагательных после шипящих и ц.
  • Найдите 8 слов с орфографическими ошибками, объясните написание этих слов.
  • Мой дедушка работает врачём и живёт в деревне. Его уютный домик с красной крышой стоит в саду, в окружении живописной природы. Здесь всегда хорошо, но особенно сейчас, ранней осенью.
  • Прямо перед крыльцом замерла белоствольная берёзка. Её листья кажутся золотыми, а вся она – огромной свечёй. Рядом густым багрянцом пламенеют высокие клёны. А чуть подальше, под густой зеленью красавцов дубов, спряталась старая беседка, обвитая плющём. В этой беседке мы с товарищом спорим, читаем, мечтаем. А иногда мы просто бродим по тропинкам сада, любуемся осенним пейзажом.
Орфограмма –рас, -рос  Вставить пропущенные буквы Буйно разр…статься, разновозр…стной отряд жить в Р…стове-на-Дону, обр…стать слухами Р…стовщический капитал, семена прор…сли Выр…щенный урожай, купить на выр…ст известный р…стениеводство, возр…стающий интерес непроходимые зар…сли, молодая пор…сль одноклассник Р…стислава, немного подр…сти Выр…сший дуб, волосы отр…сли новая отр…сль производства, зелёный р…сточек

Орфограмма –рас, -рос Вставить пропущенные буквы

Буйно разр…статься, разновозр…стной отряд

жить в Р…стове-на-Дону, обр…стать слухами

Р…стовщический капитал, семена прор…сли

Выр…щенный урожай, купить на выр…ст

известный р…стениеводство, возр…стающий интерес

непроходимые зар…сли, молодая пор…сль

одноклассник Р…стислава, немного подр…сти

Выр…сший дуб, волосы отр…сли

новая отр…сль производства, зелёный р…сточек

Гласные и, ы после ц  Корень – и ; и в словах на -ция  суффикс – ын ; окончание - Р.п , ед. число число; Им.п множ.число - ы  Исключения: цыц, цыган, цыплёнок,  цыкать, на цыпочках  1. Вставьте пропущенные гласные, объясните написание.    Певц…, ц…рк, ц…ган, творц… писать ц…фры, мудрец…,   ходить на ц….почках, душистый нарц…сс, любимц…  публики, ц…плёнок, мелкие  частиц…., нарисовать ц…ркулем,  ц…рковое представление, красавиц…,  ц…п-ц…п, мотоц…кл, ц…- ц…п, синиц…,  умельц…, огурц…, ц…ркач,  длинные пальц…, зимние месяц…, панц…рь черепахи.

Гласные и, ы после ц

  • Корень – и ; и в словах на -ция

суффикс – ын ;

  • окончание - Р.п , ед. число число; Им.п множ.число - ы
  • Исключения: цыц, цыган, цыплёнок,
  • цыкать, на цыпочках
  • 1. Вставьте пропущенные гласные, объясните написание. 

Певц…, ц…рк, ц…ган, творц… писать ц…фры, мудрец…,

ходить на ц….почках, душистый нарц…сс, любимц…

  • публики, ц…плёнок, мелкие частиц…., нарисовать ц…ркулем,
  • ц…рковое представление, красавиц…, ц…п-ц…п, мотоц…кл, ц…- ц…п, синиц…,
  • умельц…, огурц…, ц…ркач,
  • длинные пальц…, зимние месяц…, панц…рь черепахи.
Гласные о-е-ё в разных частях слова после шипящих и ц Под ударением пиши о, без ударения – е Вставить пропущенные буквы. Объяснить написание. Работа цепочкой. Еж...нок, мыш...нок, овраж...к, воротнич...к, луж...к, кушач...к, творож...к, галч...нок, волч...нок, кольц..., одеж...нка, лавч...нка, петуш...к, кореш...к, платоч...к, марж...нок, камуш...к, колпач...к, снеж...чек, дневнич...к. Флаж...к, птиц...й, чертеж...м, флаж...к, скворч...нок, задач..й, камыш. ..м, колодц...м реч...нка, калач...м, певц...в, дворц...в, хитрец... м,удальц...в, башмач...к, кумач... м, сердц...м, пуч...к, сверч...к, хомяч...к. Заросло камыш...м, кумач...вая рубаха, клоч...к неба, со своей нош...й, сел на облуч...к, висел над пожарищ...м, плотный казач...к, доволен удач...й, толкнул плеч...м, вкусный пирож...к, приподымет гребеш...к, ждать скворц...в, ударил кирпич...м, крепкий суч...к, железный сундуч...к.

Гласные о-е-ё в разных частях слова после шипящих и ц

  • Под ударением пиши о, без ударения – е
  • Вставить пропущенные буквы. Объяснить написание. Работа цепочкой.
  • Еж...нок, мыш...нок, овраж...к, воротнич...к, луж...к, кушач...к, творож...к, галч...нок, волч...нок, кольц..., одеж...нка, лавч...нка, петуш...к, кореш...к, платоч...к, марж...нок, камуш...к, колпач...к, снеж...чек, дневнич...к. Флаж...к, птиц...й, чертеж...м, флаж...к, скворч...нок, задач..й, камыш. ..м, колодц...м реч...нка, калач...м, певц...в, дворц...в, хитрец... м,удальц...в, башмач...к, кумач... м, сердц...м, пуч...к, сверч...к, хомяч...к. Заросло камыш...м, кумач...вая рубаха, клоч...к неба, со своей нош...й, сел на облуч...к, висел над пожарищ...м, плотный казач...к, доволен удач...й, толкнул плеч...м, вкусный пирож...к, приподымет гребеш...к, ждать скворц...в, ударил кирпич...м, крепкий суч...к, железный сундуч...к.

Написание–чик-, -щик- в именасуффиксов х существительных После д-т, з-с и ж пишется буква ч. В остальных случаях – щ Работа в группах 1 группа . В каком варианте во всех словах пропущена буква Ч ? 1) шарман...ик, заправ...ик, груз...ик 2) обшив...ик, сортиров...ик, завод...ик 3) перевоз...ик, развед...ик, поднос...ик; 4) бетон...ик, карман...ик, подпис...ик 2 группа. В каком варианте во всех словах пропущена буква Щ ? 1) ден...ик, фонар...ик, камен...щик 2) рассказ...ик, доклад...ик, забой...ик 3) учёт...ик, выбор...ик, груз...ик 4) лёт... ик, домен... ик, текстиль... Ик 3группа. В каком варианте во всех словах пропущена буква Ч ? 1) копироваль...ик, водопровод...ик, бетон...ик 2) буфет...ик, гон...ик, арматур...ик 3) перевод...ик, подпис...ик, заказ...ик 4) заправ... ик, рез... ик, табун... ик. 4группа. В каком варианте во всех словах пропущена буква Щ ? 1) перебеж...ик, наброс...ик, застрой...ик 2) камен...ик, бан...ик, проход...ик 3) фонар...ик, стеколь...ик, объезд...ик 4) чекан...ик, пиль...ик, забой...ик 5группа . В каком варианте во всех словах пропущена буква Щ ? 1) обман...ик, красиль...ик, домен...ик 2) извоз...ик, учёт...ик, резаль...ик 3) буфет...ик, пиль...ик, автомат...ик 4) свар...ик, пулемёт...ик,рассказ...ик

Чередование е-и в корне слова  Кто быстрее? 1.В каком варианте во всех словах пропущена буква и ? 1) пож...мать, зан...мать, зам...реть 2) прокл...нать, уб...раю, заст...лил 3) бл...стал, рает... рать, уд...рает 4) уд...рёт, нач...нать, расст...лить  2. В каком варианте во всех словах пропущена буква е ? 1) ум...реть, сочетание, выб...рут 2) вып...рали, ст...раю, соб...ру 3) выч... таю, обж... гаю, бл... стеть 4) забл... стает, ум... реть, отп... раю 3. В каком варианте во всех словах пропущена буква и ? 1) бл...стательно, л...нивый, сн...жать 2) подн...мается, защ...щать, изв...нить 3) пом...рить, зам...реть, сп...шить 4) тр...пещу, запрещать, по дб... рает. В корнях бер-, бир-, пер-, пир-,дер-, дир-, тер-, тир-,мер-,мир, жег-, жиг-,стел-, стил-, блест-, блист-,чеи-, чит- пишется И, если после корня следует суффикс – а, в других случаях пишетсю суффикс –е. Исключение: сочетание, сочетать, чета (от корня чёт-)

Чередование е-и в корне слова Кто быстрее?

1.В каком варианте во всех словах пропущена буква и ? 1) пож...мать, зан...мать, зам...реть 2) прокл...нать, уб...раю, заст...лил 3) бл...стал, рает... рать, уд...рает 4) уд...рёт, нач...нать, расст...лить

2. В каком варианте во всех словах пропущена буква е ? 1) ум...реть, сочетание, выб...рут 2) вып...рали, ст...раю, соб...ру 3) выч... таю, обж... гаю, бл... стеть 4) забл... стает, ум... реть, отп... раю

3. В каком варианте во всех словах пропущена буква и ? 1) бл...стательно, л...нивый, сн...жать 2) подн...мается, защ...щать, изв...нить 3) пом...рить, зам...реть, сп...шить 4) тр...пещу, запрещать, по дб... рает.

В корнях бер-, бир-, пер-, пир-,дер-, дир-, тер-, тир-,мер-,мир, жег-, жиг-,стел-, стил-, блест-, блист-,чеи-, чит- пишется И, если после корня следует суффикс – а, в других случаях пишетсю суффикс –е.

Исключение: сочетание, сочетать, чета (от корня чёт-)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!