СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме "Действия экипажа при посадке на мель.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Причинами посадки судна на мель могут быть:

1.Форс-мажорные обстоятельства;

2.Ошибки экипажа в процессе управления судном;

3.Преднамеренные действия экипажа, т. е. преднамеренная посадка судна в целях спасения экипажа или судна от полной гибели.

К форс-мажорным обстоятельствам, например, относятся сложные гидрометеорологические обстоятельства, когда судно по своим тактико-техническим данным не могло противостоять воздействию стихии, а именно:

дрейф судна, зажатого льдом, в сторону берега;

внезапный штормовой ветер в сторону берега;

повреждение рулевого устройства или главного двигателя при плавании вблизи навигационных опасностей и т. д.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме "Действия экипажа при посадке на мель.»

Печорское речное училище- филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адмирала С.О.Макарова» Тема: Действия экипажа судна после посадки судна на мель Разработал: Преподаватель-организатор ОБЖ Митяев Игорь Иванович 2017год

Печорское речное училище- филиал ФГБОУ ВО

«ГУМРФ им. адмирала С.О.Макарова»

Тема: Действия экипажа судна после посадки судна на мель

Разработал: Преподаватель-организатор ОБЖ Митяев Игорь Иванович

2017год

ПРИЧИНЫ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ ПОСАДКУ СУДНА НА МЕЛЬ, И ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖА В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ. Причинами посадки судна на мель могут быть: Форс-мажорные обстоятельства; Ошибки экипажа в процессе управления судном; Преднамеренные действия экипажа, т. е. преднамеренная посадка судна в целях спасения экипажа или судна от полной гибели. К форс-мажорным обстоятельствам, например, относятся сложные гидрометеорологические обстоятельства, когда судно по своим тактико-техническим данным не могло противостоять воздействию стихии, а именно: дрейф судна, зажатого льдом, в сторону берега; внезапный штормовой ветер в сторону берега; повреждение рулевого устройства или главного двигателя при плавании вблизи навигационных опасностей и т. д.

ПРИЧИНЫ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ ПОСАДКУ СУДНА НА МЕЛЬ, И ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖА В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ.

Причинами посадки судна на мель могут быть:

  • Форс-мажорные обстоятельства;
  • Ошибки экипажа в процессе управления судном;
  • Преднамеренные действия экипажа, т. е. преднамеренная посадка судна в целях спасения экипажа или судна от полной гибели.

К форс-мажорным обстоятельствам, например, относятся сложные гидрометеорологические обстоятельства, когда судно по своим тактико-техническим данным не могло противостоять воздействию стихии, а именно:

  • дрейф судна, зажатого льдом, в сторону берега;
  • внезапный штормовой ветер в сторону берега;
  • повреждение рулевого устройства или главного двигателя при плавании вблизи навигационных опасностей и т. д.
В этом случае на судне: Объявляют общесудовую тревогу . Аварийные партии выявляют возможные повреждения, их место, размеры, поступление воды через пробоины, при необходимости готовят аварийные материалы для заделки пробоин.  Члены экипажа в соответствии с расписанием по тревоге задраивают иллюминаторы, водонепроницаемые двери, горловины для предотвращения поступления забортной воды и распространения ее по судну при затоплении отдельных помещений.

В этом случае на судне:

  • Объявляют общесудовую тревогу . Аварийные партии выявляют возможные повреждения, их место, размеры, поступление воды через пробоины, при необходимости готовят аварийные материалы для заделки пробоин.

Члены экипажа в соответствии с расписанием по тревоге задраивают иллюминаторы, водонепроницаемые двери, горловины для предотвращения поступления забортной воды и распространения ее по судну при затоплении отдельных помещений.

2. Замечают курс и скорость , при которых произошла посадка; определяют координаты места посадки; собирают данные о прогнозе погоды и ожидаемых приливных явлениях; устанавливают связь с ближайшими судами и службой безопасности мореплавания судоходной компании. 3. Составляют план первоочередных мероприятий по обеспечению безопасности экипажа и определяют возможность самостоятельного снятия с мели. Если же первые  расчеты и выводы по возможности самостоятельного снятия с мели не дали положительного результата, срочно вызывают необходимые средства помощи. 4. Информируют всех заинтересованных лиц о факте посадки судна на мель, его месте, предполагаемых повреждениях и возможных экологических последствиях.

2. Замечают курс и скорость , при которых произошла посадка; определяют координаты места посадки; собирают данные о прогнозе погоды и ожидаемых приливных явлениях; устанавливают связь с ближайшими судами и службой безопасности мореплавания судоходной компании.

3. Составляют план первоочередных мероприятий по обеспечению безопасности экипажа и определяют возможность самостоятельного снятия с мели. Если же первые  расчеты и выводы по возможности самостоятельного снятия с мели не дали положительного результата, срочно вызывают необходимые средства помощи.

4. Информируют всех заинтересованных лиц о факте посадки судна на мель, его месте, предполагаемых повреждениях и возможных экологических последствиях.

Все способы снятия севшего на мель судна могут быть классифицированы следующим образом: Сход с мели при помощи работы своих машин; Сход с мели применением балластировки, дифферентования и кренования судна, понимая под балластировкой прием и снятие жидких грузов; Сход с мели при помощи гиней, лебедок и тяжелых якорей; Сход с мели путем откачки судна с предварительной заделкой пробоин, а также при помощи его разгрузки и нагрузки; Снятие с мели при помощи буксировки другими судами; Снятие с мели при помощи устройства канала и котлована у снимаемого судна; Снятие с мели при помощи устройства подъемных и спусковых приспособлений.

Все способы снятия севшего на мель судна могут быть классифицированы следующим образом:

  • Сход с мели при помощи работы своих машин;
  • Сход с мели применением балластировки, дифферентования и кренования судна, понимая под балластировкой прием и снятие жидких грузов;
  • Сход с мели при помощи гиней, лебедок и тяжелых якорей;
  • Сход с мели путем откачки судна с предварительной заделкой пробоин, а также при помощи его разгрузки и нагрузки;
  • Снятие с мели при помощи буксировки другими судами;
  • Снятие с мели при помощи устройства канала и котлована у снимаемого судна;
  • Снятие с мели при помощи устройства подъемных и спусковых приспособлений.
1. Аварийная партия проверяет закрытие водонепроницаемых и противопожарных дверей, осматривает корпус судна, определяет характер и размеры повреждений и в случае поступления воды внутрь судна приступает к борьбе за живучесть.

1. Аварийная партия проверяет закрытие водонепроницаемых и противопожарных дверей, осматривает корпус судна, определяет характер и размеры повреждений и в случае поступления воды внутрь судна приступает к борьбе за живучесть.

Далее необходимо: сообщить в спасательно-координационный центр (СКЦ) об обстоятельствах посадки на мель и докладывать об изменении обстановки каждые 2 − 4 часа; установить связь с судами, находящимися поблизости; принять все возможные меры для предотвращения загрязнения моря нефтепродуктами; произвести расчет приливо-отливных явлений в месте посадки на мель;

Далее необходимо:

  • сообщить в спасательно-координационный центр (СКЦ) об обстоятельствах посадки на мель и докладывать об изменении обстановки каждые 2 − 4 часа;
  • установить связь с судами, находящимися поблизости;
  • принять все возможные меры для предотвращения загрязнения моря нефтепродуктами;
  • произвести расчет приливо-отливных явлений в месте посадки на мель;
постоянно производить контроль уровня воды в льялах и междудонных отсеках,при этом определять и вкус воды (пресная/соленая). Шум выходящего воздуха при откручивании пробки мерительной трубки говорит о том, что в этот отсек поступает вода; принять меры по заделке пробоины и откачке воды; составить планшет глубин; определить возможность самостоятельного снятия с мели или запросить помощь спасательной службы; при приближении шторма или в штормовую погоду принять меры по закреплению судна на мели путем взятия балласта или затопления отсеков.
  • постоянно производить контроль уровня воды в льялах и междудонных отсеках,при этом определять и вкус воды (пресная/соленая). Шум выходящего воздуха при откручивании пробки мерительной трубки говорит о том, что в этот отсек поступает вода;
  • принять меры по заделке пробоины и откачке воды;
  • составить планшет глубин;
  • определить возможность самостоятельного снятия с мели или запросить помощь спасательной службы;
  • при приближении шторма или в штормовую погоду принять меры по закреплению судна на мели путем взятия балласта или затопления отсеков.
Если при посадке на мель не ощущалось ударов о грунт, а контрольные откачки из льял и проведенные замеры уровня жидкостей в цистернах и танках свидетельствуют о том, что корпус не получил повреждений и судно сохранило курс, которым оно следовало до посадки, обычно сразу после посадки на мель работой машины на задний ход пытаются сойти на глубокую воду. При необходимости делаются попытки

Если при посадке на мель не ощущалось ударов о грунт, а контрольные откачки из льял и проведенные замеры уровня жидкостей в цистернах и танках свидетельствуют о том, что корпус не получил повреждений и судно сохранило курс, которым оно следовало до посадки, обычно сразу после посадки на мель работой машины на задний ход пытаются сойти на глубокую воду. При необходимости делаются попытки "расшевелить" судно на грунте перекладкой руля с борта на борт и путем резкого и кратковременного изменения работы машины на передний ход.

При отсутствии положительного результата в течение 20 − 30 минут останавливают машину и проводят детальный сбор информации, необходимой для принятия более обоснованного решения по снятию судна с мели. По возможности спускается шлюпка и при помощи ручного лота производится промер глубин в окрестностях судна через каждые 10 − 15 м и определяется характер грунта.

При отсутствии положительного результата в течение 20 − 30 минут останавливают машину и проводят детальный сбор информации, необходимой для принятия более обоснованного решения по снятию судна с мели. По возможности спускается шлюпка и при помощи ручного лота производится промер глубин в окрестностях судна через каждые 10 − 15 м и определяется характер грунта.

Ручной лот. Ручной лот состоит из свинцовой или чугунной гири и лотлиня. Гиря выполняется в форме конуса высотой 25 − 30 см и весом от 3 до 5 кг. В нижнем широком основании гири делается выемка, которая перед замером глубины смазывается солидолом. При касании лотом морского дна частицы грунта прилипают к солидолу, и после подъема лота по ним можно судить о характере грунта. Разбивка лотлиня обозначается по следующей системе: на десятках метров вплетаются флагдуки различных цветов; каждое количество метров, оканчивающееся цифрой 5, обозначаются кожаной маркой с топориками.

Ручной лот.

Ручной лот состоит из свинцовой или чугунной гири и лотлиня. Гиря выполняется в форме конуса высотой 25 − 30 см и весом от 3 до 5 кг. В нижнем широком основании гири делается выемка, которая перед замером глубины смазывается солидолом. При касании лотом морского дна частицы грунта прилипают к солидолу, и после подъема лота по ним можно судить о характере грунта. Разбивка лотлиня обозначается по следующей системе: на десятках метров вплетаются флагдуки различных цветов; каждое количество метров, оканчивающееся цифрой 5, обозначаются кожаной маркой с топориками.

В каждой пятерке первый метр обозначается кожаной маркой с одним зубцом,второй – маркой с двумя зубцами, третий – с тремя зубцами и четвертый − с четырьмя. Данные наносятся на планшет глубин, на котором в масштабе изображается вертикальная проекция корпуса судна. Полученные результаты позволят определить сторону, в которую нужно сдвигать судно, и укажут безопасные глубины для подхода спасателей. На планшете дополнительно должны быть указаны время и дата промера, состояние прилива, направление и скорость течения, характер грунта и другие данные по указанию капитана. Планшет глубин

В каждой пятерке первый метр обозначается кожаной маркой с одним зубцом,второй – маркой с двумя зубцами, третий – с тремя зубцами и четвертый − с четырьмя. Данные наносятся на планшет глубин, на котором в масштабе изображается вертикальная проекция корпуса судна. Полученные результаты позволят определить сторону, в которую нужно сдвигать судно, и укажут безопасные глубины для подхода спасателей. На планшете дополнительно должны быть указаны время и дата промера, состояние прилива, направление и скорость течения, характер грунта и другие данные по указанию капитана.

Планшет глубин

Одновременно как можно точнее снимается осадка носом, кормой и на миделе судна с обоих бортов. Сравнением глубин у борта судна с осадками в определенных точках корпуса по обоим бортам определяют место соприкосновения корпуса с грунтом. Осадка судна в момент перед посадкой на мель рассчитывается с учетом израсходованных в рейсе топлива, воды и различных запасов. Место касания грунта корпусом небольшого судна можно также определить способом подрезки, для чего используются заведенные с носа и кормы подкильные концы. Определение района касания корпуса судна и грунта

Одновременно как можно точнее снимается осадка носом, кормой и на миделе судна с обоих бортов. Сравнением глубин у борта судна с осадками в определенных точках корпуса по обоим бортам определяют место соприкосновения корпуса с грунтом. Осадка судна в момент перед посадкой на мель рассчитывается с учетом израсходованных в рейсе топлива, воды и различных запасов. Место касания грунта корпусом небольшого судна можно также определить способом подрезки, для чего используются заведенные с носа и кормы подкильные концы.

Определение района касания корпуса судна и грунта

Подкильные концы с носа и кормы проводят под корпусом судна до момента соприкосновения с грунтом. Затем их обтягивают, располагая параллельно шпангоутам, и делают отметки краской на борту судна. Таким образом определяются границы соприкосновения корпуса с грунтом. Недостаток этого способа заключается в том, что подкильные концы могут зацепиться за выступы грунта В и С и дать неправильное представление о районе соприкосновения. Водолаз более детально обследует грунт и рельеф дна в месте посадки, район касания грунта, повреждения корпуса и винторулевого комплекса. Однако, если судно плотно сидит на грунте, соприкасаясь с ним большей частью днища, водолаз не сможет определить даже район повреждения. В таких случаях, если это возможно, водолаза следует опустить в затопленный отсек, где повреждение обнаружить легче.

Подкильные концы с носа и кормы проводят под корпусом судна до момента соприкосновения с грунтом. Затем их обтягивают, располагая параллельно шпангоутам, и делают отметки краской на борту судна. Таким образом определяются границы соприкосновения корпуса с грунтом. Недостаток этого способа заключается в том, что подкильные концы могут зацепиться за выступы грунта В и С и дать неправильное представление о районе соприкосновения.

Водолаз более детально обследует грунт и рельеф дна в месте посадки, район касания грунта, повреждения корпуса и винторулевого комплекса. Однако, если судно плотно сидит на грунте, соприкасаясь с ним большей частью днища, водолаз не сможет определить даже район повреждения. В таких случаях, если это возможно, водолаза следует опустить в затопленный отсек, где повреждение обнаружить легче.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!