СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме "Использование технологии продуктивного чтения на уроках в начальных классах "

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации есть описание технологии продуктивного чтения, этапы работы, методы и приёмы, используемые на уроках в начальных классах.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме "Использование технологии продуктивного чтения на уроках в начальных классах "»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ   Мы понимаем не текст, а мир, стоящий  за текстом  А.А.Леонтьев

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Мы понимаем

не текст,

а мир, стоящий

за текстом

А.А.Леонтьев

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ   (авт. Н. Н. Светловская) — это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.  Цель технологии — формирование читательской компетенции младших школьников .

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ

(авт. Н. Н. Светловская) — это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

Цель технологии — формирование читательской компетенции младших школьников .

ПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ  представляет собой комплексное УУД , состоящее из: осмысления цели чтения (для чего?), умения выбирать вид чтения в зависимости от его цели (как? каким образом?), умения определять основную и второстепенную информацию. умения свободно ориентироваться и воспринимать тексты различных стилей, умения адекватно оценивать информацию, полученную из текста.

ПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ

представляет собой комплексное УУД , состоящее из:

  • осмысления цели чтения (для чего?),
  • умения выбирать вид чтения в зависимости от его цели (как? каким образом?),
  • умения определять основную и второстепенную информацию.
  • умения свободно ориентироваться и воспринимать тексты различных стилей,
  • умения адекватно оценивать информацию, полученную из текста.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ . 1 этап. Работа с текстом до чтения. 1 . Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).   2. Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе .

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ .

1 этап. Работа с текстом до чтения.

1 . Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

2. Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе .

2 этап. Работа с текстом во время чтения  1. Первичное чтение текста. 2. Перечитывание текста.  Приёмы «ведение диалога с текстом»; комментированное чтение; работа со словом (работа с незнакомыми словами, со словами-ключиками, со словами образами)

2 этап. Работа с текстом во время чтения

1. Первичное чтение текста.

2. Перечитывание текста.

Приёмы

«ведение диалога с текстом»;

комментированное чтение;

работа со словом (работа с незнакомыми словами, со словами-ключиками, со словами образами)

Приёмы и задания в работе со словом 1.Работа с текстами, где надо найти неверное слово и исправить его. 2. Работа с многозначными словами. 3.Работа с фразеологизмами. а)Дополните каждое предложение одним из записанных фразеологизмов б)  Определить, какой фразеологизм подойдет к этому эпизоду: в)  Составьте диалог 4.Расшифруй предложение и составь по нему рассказ. :

Приёмы и задания в работе со словом

1.Работа с текстами, где надо найти неверное слово и исправить его.

2. Работа с многозначными словами.

3.Работа с фразеологизмами.

а)Дополните каждое предложение одним из записанных фразеологизмов

б) Определить, какой фразеологизм подойдет к этому эпизоду:

в) Составьте диалог

4.Расшифруй предложение и составь по нему рассказ.

:

Комментированное чтение  Виды  рефрен  включение воображения детей  сам вопрос в сжатой форме  3. Беседа по содержанию текста.   4. Выразительное чтение.

Комментированное чтение Виды рефрен включение воображения детей сам вопрос в сжатой форме

3. Беседа по содержанию текста.

4. Выразительное чтение.

3 этап. Работа с текстом после чтения 1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. 2. Знакомство с писателем.  3. Работа с заглавием, иллюстрациями . 4. Творческие задания.

3 этап. Работа с текстом после чтения

1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

2. Знакомство с писателем.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями .

4. Творческие задания.

Осмысление содержания: рассказ о герое, событии; выборочный и краткий пересказ; составление плана, структурной модели текста; постановка контрольных вопросов к тексту, ответы на контрольные вопросы учителя Реакция на художественную форму: подробный художественный пересказ, наблюдение над языком, художественными особенностями текста, сопоставление литературного произведения с его художественной основой.

Осмысление содержания:

рассказ о герое, событии;

выборочный и краткий пересказ;

составление плана, структурной модели текста; постановка контрольных вопросов к тексту, ответы на контрольные вопросы учителя

Реакция на художественную форму:

подробный художественный пересказ,

наблюдение над языком, художественными особенностями текста,

сопоставление литературного произведения с его художественной основой.

Эмоциональная сфера: выразительное чтение; сопоставление литературного произведения с другими видами искусства; оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом. Сфера воображения: составление диафильма, комикса по тексту; творческий пересказ; иллюстрирование, изготовление схем, макетов; чтение по ролям, инсценирование, драматизация и др.

Эмоциональная сфера:

выразительное чтение;

сопоставление литературного произведения с другими видами искусства;

оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом.

Сфера воображения:

составление диафильма, комикса по тексту; творческий пересказ;

иллюстрирование, изготовление схем, макетов;

чтение по ролям, инсценирование, драматизация и др.

При чтении учебно-научного текста используются следующие приемы а) выделение количества смысловых частей текста (абзацев и т.д.); б) замена смысловых частей их свёрнутыми вариантами; в) выделение ключевых слов; г) выявление деталей текста; д) составление на доске вопросного плана к тексту; е) составление граф-схемы (рисунка, опоры), выявляющей структуру текста и взаимосвязь частей.

При чтении учебно-научного текста используются следующие приемы

а) выделение количества смысловых частей текста (абзацев и т.д.);

б) замена смысловых частей их свёрнутыми вариантами;

в) выделение ключевых слов;

г) выявление деталей текста;

д) составление на доске вопросного плана к тексту;

е) составление граф-схемы (рисунка, опоры), выявляющей структуру текста и взаимосвязь частей.

Приёмы обучения продуктивному чтению Читаем и спрашиваем. Дневник двойных записей. Чтение с пометками (инсерт) V знакомая информация ! новая информация  Я думал (а) иначе ? Это меня заинтересовало, хочу узнать больше  Приём « Верно, неверно».  Приём « Вставь пропущенные …»  Приём сравнения

Приёмы обучения продуктивному чтению

Читаем и спрашиваем.

Дневник двойных записей.

Чтение с пометками (инсерт)

V знакомая информация

! новая информация

  • Я думал (а) иначе

? Это меня заинтересовало, хочу узнать больше

Приём « Верно, неверно».

Приём « Вставь пропущенные …»

Приём сравнения

АССОЦИАТИВНЫЙ КУСТ

АССОЦИАТИВНЫЙ КУСТ

РОМАШКА БЛУМА Простой  вопрос Уточняющий  вопрос Оценочный  вопрос Творческий  вопрос Вопрос  интерпретация Практический  вопрос ?

РОМАШКА БЛУМА

Простой вопрос

Уточняющий вопрос

Оценочный вопрос

Творческий вопрос

Вопрос интерпретация

Практический вопрос

?

«Толстые и тонкие вопросы» Толстые вопросы Дайте несколько объяснений, почему...? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Толстые вопросы требуют неоднозначных ответов. Тонкие вопросы Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Согласны ли Вы…?

«Толстые и тонкие вопросы»

Толстые вопросы

  • Дайте несколько объяснений, почему...?
  • Почему Вы считаете…?
  • В чем различие…?
  • Предположите, что будет, если…?
  • Что, если…?

Толстые вопросы требуют неоднозначных ответов.

Тонкие вопросы

  • Кто…?
  • Что…?
  • Когда…?
  • Может…?
  • Будет…?
  • Согласны ли Вы…?
 Приём таблица «ЗХУ» Знаем  Хотим узнать Растения – часть живой природы. 2.Растения выделяют в воздух кислород. 3.Животные и люди не смогли бы жить  на Земле без растений. 4. Растения делятся на несколько групп: деревья, кустарники, травы Узнали Почему? Какие ещё есть группы растений?  Что такое виды растений? Какие названия дают им учёные?  Растения делятся на несколько групп.  В каждой группе растений много видов.  Науку о растениях называют ботаникой.  Существует 350 тысяч видов растений.  Названия видов дают им учёные.  Растения выделяют в воздух кислород:если бы не было растений, не было бы и нас.  Нужно заботиться о растениях, беречь их, как можно больше садить растения и ухаживать за ними.  Охранять растения- значит заботиться о живом.

Приём таблица «ЗХУ»

Знаем

Хотим узнать

Растения – часть

живой природы.

2.Растения выделяют в воздух кислород.

3.Животные

и люди

не смогли бы жить

на Земле без растений.

4. Растения делятся

на несколько групп:

деревья, кустарники, травы

Узнали

Почему?

Какие ещё есть группы растений?

Что такое виды растений? Какие названия дают им учёные?

Растения делятся на несколько групп.

В каждой группе растений много видов.

Науку о растениях

называют ботаникой.

Существует

350 тысяч видов растений.

Названия видов дают им учёные.

Растения выделяют в воздух кислород:если бы не было растений, не было бы и нас.

Нужно заботиться о

растениях,

беречь их, как можно больше садить растения и

ухаживать за ними.

Охранять растения-

значит

заботиться о живом.

Синквейн 1-я строка. Кто? Что? 2-я строка. 1 существительное Какой? 3-я строка. 2 прилагательных Что делает? 4-я строка. 3 глагола Что автор думает о теме? 5-я строка. фраза Кто? Что? (Новое звучание темы) 1 существительное

Синквейн

1-я строка.

Кто? Что?

2-я строка.

1 существительное

Какой?

3-я строка.

2 прилагательных

Что делает?

4-я строка.

3 глагола

Что автор думает о теме?

5-я строка.

фраза

Кто? Что? (Новое звучание темы)

1 существительное

Кластер Географическое положение Климатические условия Изображение на карте Лес Тайга Смешанный животные Широколиственный животные растения растения животные растения

Кластер

Географическое положение

Климатические условия

Изображение на карте

Лес

Тайга

Смешанный

животные

Широколиственный

животные

растения

растения

животные

растения

«Концептуальная таблица» Линии сравнения Название Басня Эзопа Басня И.А. Крылова «Ворон и лисица» Герои басни «Ворона и   лисица»   Ворон, лисица. Композиция Из чьих уст звучит мораль? Мораль в конце басни.   Ворона, лисица. Лисица становится в позицию автора, читает ворону мораль: «Эх, ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове…» Можно ли прочитать по ролям? Мораль в начале басни. Из уст автора: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть   гнусна, вредна…» нет Каким языком написана басня? да Прозаическим. Поэтическим.

«Концептуальная таблица»

Линии сравнения

Название

Басня Эзопа

Басня И.А. Крылова

«Ворон и лисица»

Герои басни

«Ворона и   лисица»

  Ворон, лисица.

Композиция

Из чьих уст звучит мораль?

Мораль в конце басни.

  Ворона, лисица.

Лисица становится в позицию автора, читает ворону мораль: «Эх, ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове…»

Можно ли прочитать по ролям?

Мораль в начале басни.

Из уст автора: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть   гнусна, вредна…»

нет

Каким языком написана басня?

да

Прозаическим.

Поэтическим.

Прием «Сводная таблица» Название Основные свойства Известняк Использование Белого, серого или желтого цвета; Гранит Глина Зернистый. Твердый и прочный Строительство, мел, мрамор. Строительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятником, отделка станций метро. Песок Очень мельчайшие частички,скреплённые между собой. Кирпич, посуда В виде крупинок, сыпучий, жёлтый, серый. Железная руда Дороги, стекло Черного цвета, плотное, притягивает металлические предметы. Машины, железнодорожные рельсы, вагоны и др.

Прием «Сводная таблица»

Название

Основные свойства

Известняк

Использование

Белого, серого или желтого цвета;

Гранит

Глина

Зернистый. Твердый и прочный

Строительство, мел, мрамор.

Строительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятником, отделка станций метро.

Песок

Очень мельчайшие частички,скреплённые между собой.

Кирпич, посуда

В виде крупинок, сыпучий, жёлтый, серый.

Железная руда

Дороги, стекло

Черного цвета, плотное, притягивает металлические предметы.

Машины, железнодорожные рельсы, вагоны и др.

Приём «Сюжетная таблица» Скорость Самолёт Время Поезд Расстояние Цена Мука Количество Крупа Стоимость

Приём «Сюжетная таблица»

Скорость

Самолёт

Время

Поезд

Расстояние

Цена

Мука

Количество

Крупа

Стоимость

«Письмо к учителю…»  Памятка написания письма. 1. Я прочитал(а) рассказ ________________________  2. Больше всего запомнилось ____________________  3. Понравилось________________________________  4. Не понравилось_____________________________  5. Мое эмоциональное состояние_________________  6. Этот рассказ учит меня _______________________

«Письмо к учителю…»

Памятка написания письма.

1. Я прочитал(а) рассказ ________________________ 2. Больше всего запомнилось ____________________ 3. Понравилось________________________________ 4. Не понравилось_____________________________ 5. Мое эмоциональное состояние_________________ 6. Этот рассказ учит меня _______________________

 Приём преобразования Приём преобразования вопроса. Приём преобразования отношений в соответствии с математической записью. Приём преобразования условия задачи  Приём конструирования Приём выбора выбор готового ответа к данной задаче; выбор решения задачи; выбор данных к условию задачи из её решения; выбор схемы к задаче; выбор вопроса, соответствующего условию; выбор выражения, которое является решением задачи.

Приём преобразования

  • Приём преобразования вопроса.
  • Приём преобразования отношений в соответствии с математической записью.
  • Приём преобразования условия задачи

Приём конструирования

Приём выбора

  • выбор готового ответа к данной задаче;
  • выбор решения задачи;
  • выбор данных к условию задачи из её решения;
  • выбор схемы к задаче;
  • выбор вопроса, соответствующего условию;
  • выбор выражения, которое является решением задачи.
Идеальный читатель  - начинает размышлять над текстом до чтения, анализируя заголовок, иллюстрации, которые продолжаются в ходе всего чтения; - не пропускает непонятные слова, выражения; - вычерпывает информацию из каждого слова, словосочетания, предложения и связей между ними, задаёт себе вопросы по ходу чтения, задумывается над дальнейшим развитием событий, сверяет свои размышления с текстом; - включает воображение, которое помогает воссоздавать происходящие картины, додумывать, придумывать, а через это и лучше запоминать текст;

Идеальный читатель

- начинает размышлять над текстом до чтения, анализируя заголовок, иллюстрации, которые продолжаются в ходе всего чтения;

- не пропускает непонятные слова, выражения;

- вычерпывает информацию из каждого слова, словосочетания, предложения и связей между ними, задаёт себе вопросы по ходу чтения, задумывается над дальнейшим развитием событий, сверяет свои размышления с текстом;

- включает воображение, которое помогает воссоздавать происходящие картины, додумывать, придумывать, а через это и лучше запоминать текст;

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!