отрывок из рассказа А. П. Чехова “Степь”.
“ Егорушка… разбежался и полетел с полуторасаженной вышины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая–то сила , холодная, и приятная на ощупь, подхватила его и понесла обратно наверх. Он нырнул и … опять нырнул… Опять та же сила, не давая ему коснуться дна и побыть в прохладе, понесла его на вверх”.
ТЕМА УРОКА
ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ
ЦЕЛИ УРОКА:
- Объяснить возникновение силы Архимеда в газах
- Рассмотреть практическое применение силы Архимеда в газах.
- Познакомиться с принципами воздухоплавания
- Научиться рассчитывать подъемную силу шара
ЦЕЛИ УРОКА:
- Объяснить возникновение силы Архимеда в газах
- Рассмотреть практическое применение силы Архимеда в газах.
- Познакомиться с принципами воздухоплавания
- Научиться рассчитывать подъемную силу шара
F А Тело всплывает , если сила тяжести меньше силы Архимеда F тяж А " width="640"
- Задача о живой и мертвой воде.
Плотность чистой воды меньше плотности картофеля и он тонет, а плотность соленой воды больше, поэтому подливая соленую "живую" воду, добиваемся всплытия картофелины.
FА
Fтяж
Тело плавает , если сила тяжести равна силе Архимеда
F тяж = F А
Тело тонет , если тяжести больше силы Архимеда
F тяж F А
Тело всплывает , если сила тяжести меньше силы Архимеда
F тяж А
2 . Задача о несмешивающихся жидкостях
- Жидкость, плотность которой меньше, находится сверху
Масло вода
Две несмешивающиеся жидкости, керосин и вода, расположатся в сосуде в соответствии со своими плотностями.
3 ."Картезианский водолаз".
Опыт назван в честь французского ученого Рене Декарта, сделавшего это опыт популярным.
-В соответствии с законом Паскаля, давление, производимое на жидкости, передается одинаково во всех направлениях, сдавливает пипетку, уменьшая ее объем и пипетку тонет.
По такому же принципу действует плавательный пузырь рыбы
Мыльные пузыри.
1.Почему мыльный пузырь имеет форму шара?
2.А почему они падают?
Подведение итогов:
1.Итак, мыльные пузыри имеют форму шара, т.к. по закону Паскаля давление, создаваемое в них передается во все стороны одинаково.
2. Падают они от того, что сила Архимеда меньше силы тяжести.
3. А что же надо сделать с шаром, чтобы он поднялся вверх?
АЭРОСТАТЫ
Аэроста́т ( возду́шный шар) — летательный аппарат легче воздуха, использующий для полёта подъёмную силу заключённого в оболочке газа, плотность которого меньше, чем плотность окружающего воздуха .
Братья Жозеф и Этьен Монгольфье
19 сентября 1783 года братья Монгольфье запустили в небо шар, в корзине которого помещались баран, петух и утка
21 ноября 1783 года знаменательный день в истории воздухоплавания. В этот день два отважных француза: Пилатр де Розье и маркиз д’Арланд впервые в истории совершили полёт на воздушном шаре братьев Монгольфье. Шар 15,5м в диаметре и 24м высотой пролетел около 9км, поднявшись на высоту 900м.
27 августа 1783 года Жак Шарль провел в Париже первый полет шара, наполненного водородом.
Устройство шара
1 .Оболочка аэростата
2 .Парашютный клапан
3 . Гондола (корзина)
4.Горелка или
блок горелок
5.Газовые баллоны.
ТИПЫ ШАРОВ:
делятся на 3 вида:
1) газовые( наполненные легким газом-водородом, гелием).Их еще называют шарльеры , по имени создателя.
2)тепловые ( заполненные горячим воздухом)— монгольфьеры ,
3)комбинированные (газовые и тепловые одновременно) — розьеры .
ДИРИЖАБЛЬ
Дирижа ́ бль — Управляемый летательный аппарат легче воздуха , представляющий собой комбинацию аэростата с винтовым двигателем , благодаря которому шар может двигаться в любом направлении независимо от направления воздушных потоков.
Изобретатели дирижабля
Жан Батист Мёнье
Анри Жиффар
Фердинандом фон Цеппелин
Применение воздушных шаров.
1.Перевозка людей, в том числе, экскурсии.
2. В военных целях, для сброса бомб и обнаружения противника.
3.Видеонаблюдение
4. Связь
5.Получение метеоданных.
4.Исследование других планет. Два аэростата были запущены и летали в атмосфере Венеры , передавая нам сведения об этой планете.
5.Реклама.
6.Украшение или просто подарок.
Перевозка людей, в том числе, экскурсии.
Видеонаблюдение
Получение метеоданных, связь
В военных целях
Украшение залов.
РЕКЛАМА
1.Когда появились первые воздушные шары?
2.Кто является изобретателем первых шаров?
3.Почему, поднимаясь высоко в небо, воздушные шары, оболочка которых не очень прочная, лопаются?
4. Зачем в полете может понадобиться барометр?
5.Почему современные шары заполняют горячим воздухом или гелием и не заполняют водородом или , например, углекислым газом?
Задача. Сколько надо надуть шариков, чтобы подняться на них в воздух?
Подъемная сила шара- вес, который может поднять шар.
Подъемная сила F = F А - P вес шара.
Дано:
V=0,02м 3 (20 л)
возд = 1,3 кг/м 3
гелия =0,2кг/м
m= 44 кг.
Найти: кол-во шаров
Решение:
Подъемная сила F = F А - P вес шара.
- 1.Бетонная плита длиной 2,5м, шириной 2м, толщиной 20 см полностью погружена в воду. Вычислите архимедову силу, действующую на плиту.
- 2.Баржа, плывущая по реке, имеет площадь 1000м 2 .На нее поместили груз, после чего осадка увеличилась на 40см. Груз какой массы поместили на баржу
- 3.Определи вес алюминиевой детали объемом 0,5 м 3 ,погруженной в воду.(плотность чугуна 2700 кг/м 3 )?
- 4.Для чего космонавт надевает скафандр?
- 5.Почему горящий бензин не тушат водой?
1. Какая сила действует на воздушный шар, поднимая его вверх?
а) сила тяжести b) сила Монгольфье
c) сила Архимеда
2. Какое условие необходимо, чтобы шар поднимался в воздух? Наполнить:
а) кислородом b) нагретым воздухом
c) углекислым газом
3. Для чего применяют воздушные шары?
а) фотографирование поверхности земли b) метеорология c) воздухоплавание
4. Чем можно регулировать высоту подъема воздушного шара?
а) мешками с песком b) манометром
c) газовой горелкой
5. При каких условиях шар может подниматься вверх?
а) Если выталкивающая сила больше силы тяжести.
b) Если выталкивающая сила меньше силы тяжести.
с) Если выталкивающая сила и сила тяжести равны.
6. При каких условиях шар в воздухе начнет опускаться?
а) Если выталкивающая сила больше силы тяжести.
b) Если выталкивающая сила меньше силы тяжести.
с) Если выталкивающая сила и сила тяжести равны.
1. Что нового вы сегодня узнали на уроке?
2.Что понравилось на уроке больше?
3.Какое применение воздушных шаров вы еще могли бы предложить.
Домашнее задание : §52