ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА
Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков.
В. А. Сухомлинский
Успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, т. е. мотивацией.
Применение же на уроках биологии информационных компьютерных технологий приводит к развитию внутренней мотивации ребенка.
Качественное наглядное сопровождение улучшает восприятие изучаемого материала.
Внедрение ИКТ в учебный процесс на уроках биологии рассматривается:
- не как цель, а как способ постижения мира учащимися;
- как источник дополнительной информации по предмету;
- как способ самообразования;
- как возможность реализации личностно-ориентированного процесса.
Направления использования ИКТ на уроках биологии:
- Познавательная деятельность (информационно-обучающие программы).
- Отработка конкретного алгоритма (тренажёры).
- Контролирующая деятельность . (практические работы, тесты, кроссворды, интеллектуальные игры).
- Творческая деятельность – (доклады, мини-проекты, обобщающие задания на ПК по определённой теме).
На уроках биологии используются презентации на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока Это позволяет:
- создать проблемную ситуацию;
- эффективнее объяснять новый материал;
- закреплять изученное;
- проверять домашнее задание;
- проверять знания в процессе урока.
Коллекция: более 150 презентаций и 70 научно-познавательных фильмов
Развитие с неполным превращением
Развитие с полным превращением ( отряд Чешуекрылые )
Яйца
Л и ч и н о ч н ы е с т а д и и
Гусеницы
Куколка
Бабочка
К
В з р о с л а я о с о б ь
Внутреннее строение рыбы
Жабры
Почка
и мочевой пузырь
Сердце
Плавательный
пузырь
Печень с
желчным
пузырём
Яичник
Селезёнка
Желудок и
кишечник
Практическая работа «Описание внешнего строения растения»
Цель : * уметь описывать внешнее строение растений с помощью морфологических характеристик;
* закрепить умения пользоваться компьютером.
Оборудование : комнатные растения или гербарии
Ход работы
1.Рассмотри с помощью лупы части предложенного тебе гербария растения
2.Найди в презентации «Цветковые растения» (Приложение 1 )
описание морфологических характеристик используя предложенный план
3.Запиши результаты в таблицу
*Жизненная форма растения (слайд №5 )
*Корневая система (слайд №6 )
*Стебель (слайд №8 )
*Лист (слайды № 10,11,12,13,14,15 )
*Цветок (слайды №16, 18 )
*Плод (слайд №19 )
*Видоизменение корня, стебля, листьев(слайд №20 )
4.Сделай вывод
Определение жизненной формы растений
Луковица – подземный побег, сочные видоизменённые листья
ствол
Дерево – растения, которые могут достигать высоты более 6 м и имеют один чётко выраженный ствол.
Кустарник – ниже 6 м и имеют несколько нетолстых стволов.
Травы – растения с сочными, зелёными и никогда неодревесневающими полностью побегами.
Столон - видоизменённый подземный побег на котором развивается клубень
Корневище – подземный побег, выполняющий функцию отложения запасных веществ, возобновления. Не имеет листьев.
Столон
Луковица
Корень – основной вегетативный орган высших растений
Корневые системы
мочковатая
стержневая
стебель
придаточные
главный корень
боковые
- Главный корень не выделяется среди придаточных
- Характерна для однодольных растений (пшеница, лук)
- Главный корень развивается из корешка зародыша
- Придаточные корни отрастают от стебля
- Боковые – от главного и задаточных
- Характерна для двудольных растений (одуванчик, морковь)
Применение кроссвордов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
- Перечисли классы царства «Животные»
2. Кто здесь лишний?
Творческая деятельность
- учащиеся 7- 10 классов готовят сообщения, используя ИКТ;
- создают презентации для выступления на уроке;
- используют дополнительную информацию для самостоятельного написания практических и исследовательских работ (черенкование комнатных растений, выращивание плесени рода Пеницил и т.д.)
Использование ИКТ на уроках биологии позволяет:
- повысить качество усвоения материала;
- осуществлять дифференцированный подход к обучению;
- размещать на слайде большой объём информации, но выводить её постепенно, не перегружая восприятие ученика и существенно экономя время
Функции учителя сводятся к тому что он должен:
- наглядно представить материал;
- регулировать объём и скорость содержания;
- повышать познавательную активность учащихся.
Функции ученика в учебном процессе:
- за урок усвоить большой объём информации;
- развивать мышление, память, внимание, восприятие;
- активно участвовать на уроке.