СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Профилактика суицида среди детей и подростков"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Люди, совершающие суицид, страдают от нестерпимой душевной боли, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Оглянитесь нет ли таких людей рядом с вами?

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Профилактика суицида среди детей и подростков"»

Профилактика суицида среди детей и подростков Служба психолого –педагогической и медико – социальной помощи детям, нуждающимся в государственной защите и семьям «Гармония» Педагог –психолог Волина Ю.В.

Профилактика суицида среди детей и подростков

Служба психолого –педагогической и медико – социальной помощи детям, нуждающимся в государственной защите и семьям «Гармония»

Педагог –психолог Волина Ю.В.

СУИЦИД Суицид  – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Люди, совершающие суицид, страдают от сильной, нестерпимой душевной боли и находятся в состоянии стресса или депрессии, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Суицид осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций , при которых собственная жизнь теряет для людей смысл.

СУИЦИД

  • Суицид  – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).

Люди, совершающие суицид, страдают от сильной, нестерпимой душевной боли и находятся в состоянии стресса или депрессии, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами.

Суицид осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций , при которых собственная жизнь теряет для людей смысл.

ПРИЧИНА СУИЦИДА Социально – психологическая дезадаптация , возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением .

ПРИЧИНА СУИЦИДА

  • Социально – психологическая дезадаптация , возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением .
Суицидальная личность Суицидент  – человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности.

Суицидальная личность

  • Суицидент  – человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности.
Различают следующие типы суицидального поведения:   Демонстративное поведение В основе лежит стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать как ему трудно справляться в жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения.

Различают следующие типы суицидального поведения:

Демонстративное поведение

В основе лежит стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать как ему трудно справляться в жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения.

Аффективное  суицидальное поведение Суицидальные действия, совершенные под влиянием сильных негативных эмоций - обида, гнев, - затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия.  При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.

Аффективное суицидальное поведение

Суицидальные действия, совершенные под влиянием сильных негативных эмоций - обида, гнев, - затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия.

При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.

Истинное суицидальное поведение Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий . Подросток готовится к совершению суицидального действия. Оставляет записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых он прощается со всеми и объясняет причины своих действий. Поскольку действия являются продуманными , такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью . При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты.

Истинное суицидальное поведение

Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий . Подросток готовится к совершению суицидального действия. Оставляет записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых он прощается со всеми и объясняет причины своих действий. Поскольку действия являются продуманными , такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью . При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты.

ВНУТРЕННИЕ СУИЦИДАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ: 1. Суицидальные мысли: фантазии на тему смерти («заснуть и не проснуться, вот бы со мной что-нибудь случилось и я умер»); 2. Суицидальные замыслы продумывание способов самоубийства, выбор средств и времени; 3. Суицидальные намерения: к замыслу присоединяется волевой компонент, человек настраивает себя на действие.

ВНУТРЕННИЕ СУИЦИДАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ:

  • 1. Суицидальные мысли: фантазии на тему смерти («заснуть и не проснуться, вот бы со мной что-нибудь случилось и я умер»);
  • 2. Суицидальные замыслы продумывание способов самоубийства, выбор средств и времени;
  • 3. Суицидальные намерения: к замыслу присоединяется волевой компонент, человек настраивает себя на действие.
НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ Самоубийство - слишком противоестественный и кардинальный шаг, поэтому решение на его совершение вызревает не мгновенно. Ему, как правило, предшествует более или менее продолжительный период переживаний , борьбы мотивов и поиска выхода из создавшейся ситуации.

НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ

Самоубийство - слишком противоестественный и кардинальный шаг, поэтому решение на его совершение вызревает не мгновенно. Ему, как правило, предшествует более или менее продолжительный период переживаний , борьбы мотивов и поиска выхода из создавшейся ситуации.

СУИЦИД ПОДРОСТКОВ ИМЕЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ЧЕРТЫ: Суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений ( в семье, школе, группе); Конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный , вызывая внутренний кризис и драматизацию событий; Суицидальный поступок воспринимается в романтически- героическом ореоле как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п. Суицидальное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику» Суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности. Средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксичные вещества, тонкая веревка и т.п.)

СУИЦИД ПОДРОСТКОВ ИМЕЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ЧЕРТЫ:

  • Суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений ( в семье, школе, группе);
  • Конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный , вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;
  • Суицидальный поступок воспринимается в романтически- героическом ореоле как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.
  • Суицидальное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»
  • Суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности.
  • Средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксичные вещества, тонкая веревка и т.п.)
Синдромы поведения подростка, указывающие на готовность к суициду Тревожно – ажитированное поведение, внешне похожее на подъем, сопровождается появлением суеты, спешки. Затяжные нарушения сна: преследуют страшные сны с картинами катастроф, аварий или зловещих животных. Напряжение аффекта, периодически разрежаемого внешне не мотивированной агрессией. Депрессия, апатия, безмолвие: подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении вино оцепенение, сонливость.

Синдромы поведения подростка, указывающие на готовность к суициду

  • Тревожно – ажитированное поведение, внешне похожее на подъем, сопровождается появлением суеты, спешки.
  • Затяжные нарушения сна: преследуют страшные сны с картинами катастроф, аварий или зловещих животных.
  • Напряжение аффекта, периодически разрежаемого внешне не мотивированной агрессией.
  • Депрессия, апатия, безмолвие: подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении вино оцепенение, сонливость.
Синдромы поведения подростка, указывающие на готовность к суициду 5. Выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, отчетливая неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться бравадой , вызывающим поведением, дерзостью. 6. Тяжело протекающий пубертат с выраженными соматическими эндокринными и нервно – психическими нарушениями. 7. Употребление алкоголя, токсикомания.

Синдромы поведения подростка, указывающие на готовность к суициду

5. Выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, отчетливая неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться бравадой , вызывающим поведением, дерзостью.

6. Тяжело протекающий пубертат с выраженными соматическими эндокринными и нервно – психическими нарушениями.

7. Употребление алкоголя, токсикомания.

Методика определения суицидальной направленности поведения подростка  (Личностный опросник ИСН) Данный опросник , является ориентировочной методикой для выявления суицидально опасных установок у подростков 13 – 18 лет. Может применяться для обследования взрослых. Опросник предназначен для выявления депрессивного и невротических состояний, а также уровня общительности. Общее количество шкал в опросники – 4, количество утверждений – 74.

Методика определения суицидальной направленности поведения подростка (Личностный опросник ИСН)

Данный опросник , является ориентировочной методикой для выявления суицидально опасных установок у подростков 13 – 18 лет. Может применяться для обследования взрослых. Опросник предназначен для выявления депрессивного и невротических состояний, а также уровня общительности. Общее количество шкал в опросники – 4, количество утверждений – 74.

Ассоциативный рисуночный тест  (сокр. АРТ) Проективная тестовая методика, направленная на диагностику личности и её системы отношений в соответствии с основными принципами Л. Франка. Разработана во ВНИИ МВД Ю.Н. Кудряховым и В.П. Голубевым.

Ассоциативный рисуночный тест (сокр. АРТ)

Проективная тестовая методика, направленная на диагностику личности и её системы отношений в соответствии с основными принципами Л. Франка. Разработана во ВНИИ МВД Ю.Н. Кудряховым и В.П. Голубевым.

Обращение к родителям, учителям 1. Вспомните пожалуйста как часто вы упрекаете детей, в черствости, неблагодарности? 2. Как часто вы бываете несправедливы, невнимательны к чувствам ребенка? 3. Всегда ли вы замечаете изменения происходящие в ребенке? 4. Стараетесь ли узнать причину плохого настроения ребенка?

Обращение к родителям, учителям

1. Вспомните пожалуйста как часто вы упрекаете детей, в черствости, неблагодарности?

2. Как часто вы бываете несправедливы, невнимательны к чувствам ребенка?

3. Всегда ли вы замечаете изменения происходящие в ребенке?

4. Стараетесь ли узнать причину плохого настроения ребенка?

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ОЧЕНЬ ВАЖНА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ОЧЕНЬ ВАЖНА

ТВОРЧЕСТВО ПРЕКРАСНОЕ СРЕДСТВО ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

ТВОРЧЕСТВО ПРЕКРАСНОЕ СРЕДСТВО ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

Ассоциативный рисуночный  тест

Ассоциативный рисуночный тест

 1 позиция   Особенности ориентации индивида в среде. В какой степени он учитывает элементы окружающего мира в своем поведении ( имеется ввиду не только внешняя деятельность, но и внутренняя психологическая) Если точка является смысловым центром рисунка (сердцевина цветка, центр мишени), человек стремится учесть элементы среды. «Пропускает мир» через себя. Преувеличивают значение событий люди старающиеся зарисовать точку (снежинки, капли дождя) Такие рисунки обычно встречаются у людей, которые стремятся к получению максимально полной информации о среде, людях.

1 позиция

  • Особенности ориентации индивида в среде.
  • В какой степени он учитывает элементы окружающего мира в своем поведении ( имеется ввиду не только внешняя деятельность, но и внутренняя психологическая)
  • Если точка является смысловым центром рисунка (сердцевина цветка, центр мишени), человек стремится учесть элементы среды. «Пропускает мир» через себя.
  • Преувеличивают значение событий люди старающиеся зарисовать точку (снежинки, капли дождя) Такие рисунки обычно встречаются у людей, которые стремятся к получению максимально полной информации о среде, людях.
2 позиция Выявляется наличие у человека агрессивных тенденций. В представлении людей крокодил обычно ассоциируется с такой чертой как агрессия. Поэтому его рисунок является проекцией агрессивных черт характера, установок, злопамятности, подозрительности. Обратить внимание на наличие открытой пасти, зубов, когтей, агрессивной позы (особенно показательно, когда крокодил что-то или кого-нибудь поедает). Глаза в этом рисунке имеют информативное значение и их вырисовка говорит о повышенной восприимчивости, подозрительности. Хвост символизирует наличие такой черты как злопамятность. Чем более он выражен в рисунке, тем сильнее проявлена эта черта. Встречаются рисунки, в которых крокодил как бы маскируется (плывет в воде, скрывается в зарослях и т.п.), что свидетельствует о наличии латентной агрессии.

2 позиция

Выявляется наличие у человека агрессивных тенденций.

В представлении людей крокодил обычно ассоциируется с такой чертой как агрессия. Поэтому его рисунок является проекцией агрессивных черт характера, установок, злопамятности, подозрительности.

Обратить внимание на наличие открытой пасти, зубов, когтей, агрессивной позы (особенно показательно, когда крокодил что-то или кого-нибудь поедает).

Глаза в этом рисунке имеют информативное значение и их вырисовка говорит о повышенной восприимчивости, подозрительности. Хвост символизирует наличие такой черты как злопамятность. Чем более он выражен в рисунке, тем сильнее проявлена эта черта. Встречаются рисунки, в которых крокодил как бы маскируется (плывет в воде, скрывается в зарослях и т.п.), что свидетельствует о наличии латентной агрессии.

3 позиция Выявляются особенности поведения человека в социальной группе. Если рисунок слона выходит за рамки прямоугольника, как бы разрывает его, то обычно это свидетельствует о тенденции к нарушению установленных норм. Объясняется это тем, что сам по себе прямоугольник является ограничением, символизирующим действие этих норм. Агрессивное поведение в группе проявляется в тех случаях, когда у слона рисуются бивни, слон находится в угрожающей позе. Значение такой детали как уши - прямая заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Поднятый хобот - стремление привлечь к себе окружение, быть в центре внимания. Хвост символизирует отношение к себе, к собственным действиям, самооценку.

3 позиция

Выявляются особенности поведения человека в социальной группе.

Если рисунок слона выходит за рамки прямоугольника, как бы разрывает его, то обычно это свидетельствует о тенденции к нарушению установленных норм. Объясняется это тем, что сам по себе прямоугольник является ограничением, символизирующим действие этих норм.

Агрессивное поведение в группе проявляется в тех случаях, когда у слона рисуются бивни, слон находится в угрожающей позе.

Значение такой детали как уши - прямая заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

Поднятый хобот - стремление привлечь к себе окружение, быть в центре внимания.

Хвост символизирует отношение к себе, к собственным действиям, самооценку.

4 позиция Четвертая позиции теста предназначена для выявления особенностей общения. Люди придерживающиеся регламентированного общения, обычно ставят свою подпись не в центре прямоугольника. Если подпись расположена в верхней части прямоугольника, то это стремление подчеркнуть свой социальный статус.  Подпись, сделанная в нижней части, встречается у людей, строго придерживающихся социально-ролевого общения. Общительные люди, легко устанавливающие контакты, ставят свою подпись в середине прямоугольника .

4 позиция

Четвертая позиции теста предназначена для выявления особенностей общения. Люди придерживающиеся регламентированного общения, обычно ставят свою подпись не в центре прямоугольника.

Если подпись расположена в верхней части прямоугольника, то это стремление подчеркнуть свой социальный статус.

Подпись, сделанная в нижней части, встречается у людей, строго придерживающихся социально-ролевого общения.

Общительные люди, легко устанавливающие контакты, ставят свою подпись в середине прямоугольника .

5 позиция Поскольку пятая позиция содержит реальное противоречие (луна и солнце), то рисунок в ней отличается моделью субъективного отношения человека к неоднозначности жизненных ситуаций. Здесь возможны несколько основных вариантов такого рода отношений. Есть люди, восприятие которых полностью определяется полярными оценками (хорошее - плохое, доброе - злое, светлое - темное и т.д.) Например, как правило, проводят линию, делящую пополам пространство пятой позиции, по принципу день-ночь.  Противоположный тип оценки и отношения к ситуации встречается у людей, которые стремятся в своих рисунках объединить или примирить это противоречие.

5 позиция

Поскольку пятая позиция содержит реальное противоречие (луна и солнце), то рисунок в ней отличается моделью субъективного отношения человека к неоднозначности жизненных ситуаций. Здесь возможны несколько основных вариантов такого рода отношений. Есть люди, восприятие которых полностью определяется полярными оценками (хорошее - плохое, доброе - злое, светлое - темное и т.д.)

Например, как правило, проводят линию, делящую пополам пространство пятой позиции, по принципу день-ночь.

Противоположный тип оценки и отношения к ситуации встречается у людей, которые стремятся в своих рисунках объединить или примирить это противоречие.

6 позиция Взаимоотношения с лицами противоположного пола. Вода символизирует собой, как правило, эмоционально-чувственный аспект отношений. Берег олицетворяет стабильность, определенность, что можно условно соотнести со стабильностью семейных отношений. Дерево символ особенностей взаимоотношений. Изображение птиц, особенно летающих над волнами чаек, имеет значение надежды, мечтаний и т.п. Корабль, лодка, парусник предполагают наличие актуальной проблемы. Если корабль движется к берегу, то это означает стремление к максимальной стабильности отношений. Если от берега – нестабильность.

6 позиция

Взаимоотношения с лицами противоположного пола.

Вода символизирует собой, как правило, эмоционально-чувственный аспект отношений.

Берег олицетворяет стабильность, определенность, что можно условно соотнести со стабильностью семейных отношений.

Дерево символ особенностей взаимоотношений.

Изображение птиц, особенно летающих над волнами чаек, имеет значение надежды, мечтаний и т.п.

Корабль, лодка, парусник предполагают наличие актуальной проблемы.

Если корабль движется к берегу, то это означает стремление к максимальной стабильности отношений.

Если от берега – нестабильность.

7 позиция Седьмая позиция теста выявляет особенности поведения человека в конфликтной неустойчивой ситуации. Люди, выбирающие для разрешения неустойчивой ситуаций агрессивный путь, идущие на конфликт, наклоненную фигуру принимают за елку и рисуют человека, который её спиливает или рубит. Люди, которые любым путем стараются стабилизировать неустойчивость фигуры. Например, рисуют подпорку или человека, поддерживающего фигуру. Люди обнаруживающие стремление к рациональному разрешению неустойчивой ситуации, обычно рядом с наклоненной фигурой рисуют прямые фигуры или деревья.

7 позиция

Седьмая позиция теста выявляет особенности поведения человека в конфликтной неустойчивой ситуации.

Люди, выбирающие для разрешения неустойчивой ситуаций агрессивный путь, идущие на конфликт, наклоненную фигуру принимают за елку и рисуют человека, который её спиливает или рубит.

Люди, которые любым путем стараются стабилизировать неустойчивость фигуры. Например, рисуют подпорку или человека, поддерживающего фигуру.

Люди обнаруживающие стремление к рациональному разрешению неустойчивой ситуации, обычно рядом с наклоненной фигурой рисуют прямые фигуры или деревья.

8 позиция В восьмой позиции исходный тестовый материал стимулирует обследуемого к изображению человека или только его лица. Интерпретация этой позиции основывается на том, что обследуемый создает в ней свой автопортрет или проецирует наиболее характерные черты своей личности. Выражение лица человека является характеристикой типа личности обследуемого. Нарисованный человеком персонаж наделяется характеристиками рисующего (снеговики, куклы). Каким бы парадоксальным ни был рисунок в этой позиции в плане характеристики личности, его необходимо рассматривать как представление обследуемого о себе, причем не обязательно осознанное.

8 позиция

В восьмой позиции исходный тестовый материал стимулирует обследуемого к изображению человека или только его лица. Интерпретация этой позиции основывается на том, что обследуемый создает в ней свой автопортрет или проецирует наиболее характерные черты своей личности.

Выражение лица человека является характеристикой типа личности обследуемого.

Нарисованный человеком персонаж наделяется характеристиками рисующего (снеговики, куклы).

Каким бы парадоксальным ни был рисунок в этой позиции в плане характеристики личности, его необходимо рассматривать как представление обследуемого о себе, причем не обязательно осознанное.