СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация Производная в физике, химии, экономике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация Производная в физике, химии, экономике

Просмотр содержимого документа
«Презентация Производная в физике, химии, экономике»

Математика + Информатика Производная в технике, физике, химии, экономике. . .» Урок формирования компетентности в прикладном использовании знаний, умений и навыков по теме «Производная функции» и в применении информационно-комуникационных технологий

Математика + Информатика

Производная в технике, физике, химии, экономике. . .»

Урок формирования компетентности в прикладном использовании знаний, умений и навыков по теме «Производная функции»

и в применении информационно-комуникационных технологий

Производная в технике, физике, химии, экономике. . .» «…нет ни одной области в математике, которая когда-либо не окажется применимой к явлениям действительного мира…»  Н.И. Лобачевский Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому,  И я научусь    Конфуций

Производная в технике, физике, химии, экономике. . .»

«…нет ни одной области в математике, которая когда-либо не окажется применимой к явлениям действительного мира…»

Н.И. Лобачевский

Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, И я научусь Конфуций

ЦЕЛИ УРОКА:   добиться усвоения учащимися систематических, осознанных сведений о понятии производной, её геометрическом и физическом смысле;   формировать навыки практического использования производной в предметах школьного курса, показать применение производной при решении жизненно важных задач;   развивать познавательный интерес у учащихся  через раскрытие практической необходимости и  теоретический значимости темы и использование возможностей ЭВМ в изучении темы;    формировать у учащихся понятие о научной организации труда с помощью ЭВМ;

ЦЕЛИ УРОКА:

добиться усвоения учащимися систематических, осознанных сведений о понятии производной, её геометрическом и физическом смысле;

формировать навыки практического использования производной в предметах школьного курса, показать применение производной при решении жизненно важных задач;

развивать познавательный интерес у учащихся

через раскрытие практической необходимости и

теоретический значимости темы и использование возможностей ЭВМ в изучении темы;

формировать у учащихся понятие о научной организации труда с помощью ЭВМ;

 Кроссворд

Кроссворд

" Мысли в фокус"

Блиц-опрос  1. Какая программа используется для организации работы кроссворда? Электронная таблица (Excel) – это работающее в диалоговом режиме приложение, хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах  2. Сформулировать правила записи формул в Excel  Формула начинается со знака равенства и включает в себя имена ячеек, числа, функции и знаки математических операций. В формулу не может входить текст.  3. Определить тип ссылок, используемых при создании кроссворда. Относительные ссылки

Блиц-опрос

  • 1. Какая программа используется для организации работы кроссворда?

Электронная таблица (Excel) это работающее в диалоговом режиме приложение, хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах

  • 2. Сформулировать правила записи формул в Excel

Формула начинается со знака равенства и включает в себя имена ячеек, числа, функции и знаки математических операций. В формулу не может входить текст.

  • 3. Определить тип ссылок, используемых при создании кроссворда.

Относительные ссылки

Какой результат будет вычислен в ячейке С2 после копирования в неё формулы из ячейки С1 ? А 1 5 В 2 С 15 10 =А1* $B$1 5 1) 75 2) 150 3) 50 4) 0

Какой результат будет вычислен в ячейке С2 после копирования в неё формулы из ячейки С1 ?

А

1

5

В

2

С

15

10

=А1* $B$1

5

1) 75 2) 150 3) 50 4) 0

Блиц-опрос  Что называется производной функции в точке?  Ответ : производной функции у = f ( x ) в точке х0 называется предел отношения приращения функции в точке х 0 к приращению аргумента, когда последнее стремится к нулю.  В чем заключается геометрический смысл производной?  Ответ: значение производной f '( x ) при данном значении аргумента x равно тангенсу угла, образованного с положительным направлением оси Ox касательной к графику функции f ( x ) в точке M ( x , f ( x )).  k = tg  = f '( x 0 ).   В чем заключается механический смысл производной?  Ответ: производная функции y = f ( x ) в точке x 0 - это скорость изменения функции f (х) в точке x 0   x '( t ). =  ( t )

Блиц-опрос

  • Что называется производной функции в точке?

Ответ : производной функции у = f ( x ) в точке х0 называется предел отношения приращения функции в точке х 0 к приращению аргумента, когда последнее стремится к нулю.

  • В чем заключается геометрический смысл производной?

Ответ: значение производной f '( x ) при данном значении аргумента x равно тангенсу угла, образованного с положительным направлением оси Ox касательной к графику функции f ( x ) в точке M ( x , f ( x )).

k = tg = f '( x 0 ).

  • В чем заключается механический смысл производной?

Ответ: производная функции y = f ( x ) в точке x 0 - это скорость изменения функции f (х) в точке x 0

x '( t ). = ( t )

Укажите функцию, производная которой в точке а равна 1.

Укажите функцию, производная которой в точке а равна 1.

4. 2. 3.   x  1.  С  6. 5. 7.   е x 12.  a x lna 11. 10.  sin x 9.  а x 8. arcsin x 13.  x n 14.  tg x 15.  lgx 16.  cos x 17. 18. arccos x 21. 22.  nx n-1 19.  1 20. 23.  log a x 24.  - sin x 29.  arctg x 30. 28. 27.  0 26. 25. arcctg x 36. 35.  e x 31.  cos x 32.  lnx 33.  ctgx 34.

4.

2.

3.

x

1.

С

6.

5.

7.

е x

12.

a x lna

11.

10.

sin x

9.

а x

8.

arcsin x

13.

x n

14.

tg x

15.

lgx

16.

cos x

17.

18.

arccos x

21.

22.

nx n-1

19.

1

20.

23.

log a x

24.

- sin x

29.

arctg x

30.

28.

27.

0

26.

25.

arcctg x

36.

35.

e x

31.

cos x

32.

lnx

33.

ctgx

34.

Домашнее задание Работа с информацией на электронных носителях Найти в Интернете сайты по теме «Производная в физике, технике, химии, экономике…» и составить на каждый рецензию». Работа с информацией на печатных носителях Подготовить формулы из физики и экономики, химии…, где используется производная.

Домашнее задание

Работа с информацией на электронных носителях

  • Найти в Интернете сайты по теме «Производная в физике, технике, химии, экономике…» и составить на каждый рецензию».

Работа с информацией на печатных носителях

  • Подготовить формулы из физики и экономики, химии…, где используется производная.
Программа решения задачи на языке Паскаль  Program shar; Const P=3.14; Var R, S : real; Begin Writeln ( ‘ ввести R ’ ); Readln ( R ); S = 4 * P * R * R; Writeln( ‘ Площадь S= ’ , S ); Readln; End.

Программа решения задачи на языке Паскаль

Program shar;

Const P=3.14;

Var R, S : real;

Begin

Writeln ( ‘ ввести R ’ );

Readln ( R );

S = 4 * P * R * R;

Writeln( ‘ Площадь S= ’ , S );

Readln;

End.

υ ( t ) = х   ( t ) – скорость a ( t )= υ   ( t ) - ускорение J ( t ) = q   ( t ) - сила тока C ( t ) = Q   ( t ) - теплоемкость d ( l )= m   ( l ) - линейная плотность K ( t ) = l /   ( t ) - коэффициент линейного расширения ω ( t )= φ   ( t ) - угловая скорость а ( t )= ω   ( t ) - угловое ускорение N ( t ) = A   ( t ) - мощность П ( t ) = υ   ( t ) - производительность труда,  где  υ ( t ) - объем продукции J ( x ) = y   ( x )  - предельные издержки производства, где  y – издержки производства в зависимости от объема выпускаемой продукции  x .
  • υ ( t ) = х ( t ) скорость
  • a ( t )= υ ( t ) - ускорение
  • J ( t ) = q ( t ) - сила тока
  • C ( t ) = Q ( t ) - теплоемкость
  • d ( l )= m ( l ) - линейная плотность
  • K ( t ) = l / ( t ) - коэффициент линейного расширения
  • ω ( t )= φ ( t ) - угловая скорость
  • а ( t )= ω ( t ) - угловое ускорение
  • N ( t ) = A ( t ) - мощность
  • П ( t ) = υ ( t ) - производительность труда,

где υ ( t ) - объем продукции

  • J ( x ) = y ( x ) - предельные издержки производства, где y издержки производства в зависимости от объема выпускаемой продукции x .
Исторические сведения Дифференциальное исчисление было создано Ньютоном и Лейбницем в конце 17 столетия на основе двух задач: 1) о разыскании касательной к произвольной линии 2) о разыскании скорости при произвольном законе движения Еще раньше понятие производной встречалось в работах итальянского математика Тартальи (около 1500 - 1557 гг.) - здесь появилась касательная в ходе изучения вопроса об угле наклона орудия, при котором обеспечивается наибольшая дальность полета снаряда. В 17 веке на основе учения Г.Галилея о движении активно развивалась кинематическая концепция производной. Различные изложения стали встречаться в работах у Декарта , французского математика Роберваля , английского ученого Л. Грегори . Большой вклад в изучение дифференциального исчисления внесли Лопиталь, Бернулли, Лагранж, Эйлер, Гаусс.

Исторические сведения

Дифференциальное исчисление было создано Ньютоном и Лейбницем в конце 17 столетия на основе двух задач:

1) о разыскании касательной к произвольной линии

2) о разыскании скорости при произвольном законе движения

Еще раньше понятие производной встречалось в работах итальянского математика Тартальи (около 1500 - 1557 гг.) - здесь появилась касательная в ходе изучения вопроса об угле наклона орудия, при котором обеспечивается наибольшая дальность полета снаряда.

В 17 веке на основе учения Г.Галилея о движении активно развивалась кинематическая концепция производной. Различные изложения стали встречаться в работах у Декарта , французского математика Роберваля , английского ученого Л. Грегори . Большой вклад в изучение дифференциального исчисления внесли Лопиталь, Бернулли, Лагранж, Эйлер, Гаусс.

И. Ньютон   Р. Декарт Г. Лейбниц Г.Галилей  Ж. Лагранж Л. Эйлер

И. Ньютон  

Р. Декарт

Г. Лейбниц

Г.Галилей

Ж. Лагранж

Л. Эйлер

1 . Пусть Q (t) количество теплоты, которое необходимо для нагревания тела массой 1 кг от 0 0 С до температуры t 0 (по Цельсию), известно, что в диапазоне 0 0  0 , формула  Q (t) = 0,396 t + 2,081  10 -3 t 2 - 5,024  10 -7 t 3   дает хорошее приближение к истинному значению. Найдите, как зависит теплоёмкость воды от t. C (t) = Q  (t) = 0,396 + 4,162  10 -3 t – 15,072  10 -7 t 2
  • 1 . Пусть Q (t) количество теплоты, которое необходимо для нагревания тела массой 1 кг от 0 0 С до температуры t 0 (по Цельсию), известно, что в диапазоне 0 0 0 , формула

Q (t) = 0,396 t + 2,081 10 -3 t 2 - 5,024 10 -7 t 3

дает хорошее приближение к истинному значению. Найдите, как зависит теплоёмкость воды от t.

C (t) = Q (t) = 0,396 + 4,162 10 -3 t – 15,072 10 -7 t 2

11 0 обеспечивает безопасное плавание во льдах. " width="640"

Пароход “Челюскин” в феврале 1934 года успешно прошел весь северный морской путь, но в Беринговом проливе оказался зажатым во льдах. Льды унесли “Челюскин” на север и раздавили.

Почему произошла катастрофа?

Сила Р давления льда разлагается на две: F и R. R – перпендикулярна к борту, F – направлена по касательной. Угол между P и R – a – угол наклона борта к вертикали.

Q – сила трения льда о борт.

Q = 0,2 R (0,2 – коэффициент трения).

Если Q F, то трение мешает скольжению льдины, и лед может смять и продавить борт.

0,2R 0,2

Q 11 0 .

Наклон бортов корабля к вертикали под углом α 11 0 обеспечивает безопасное плавание во льдах.

q extr = 4 → π'( q ) 0 и прибыль возрастает При q = 4 прибыль принимает минимальное значение. Каким же будет оптимальный объем выпуска для фирмы? Если фирма не может производить за рассматриваемый период больше 8 единиц продукции ( p ( q = 8) = p ( q = 0) = 10), то оптимальным решением будет вообще ничего не производить, а получать доход от сдачи в аренду помещений или оборудования. Если же фирма способна производить больше 8 единиц, то оптимальным для фирмы будет выпуск на пределе своих производственных мощностей. " width="640"

Выбрать оптимальный объем производства фирмой, функция прибыли которой может быть смоделирована зависимостью: π( q ) = R ( q ) - C ( q ) = q 2 - 8 q + 10

  • Решение:

π'( q ) = R '( q ) - C '( q ) = 2 q - 8 = 0 → q extr = 4

При q

При q q extr = 4 → π'( q ) 0 и прибыль возрастает

При q = 4 прибыль принимает минимальное значение.

Каким же будет оптимальный объем выпуска для фирмы? Если фирма не может производить за рассматриваемый период больше 8 единиц продукции ( p ( q = 8) = p ( q = 0) = 10), то оптимальным решением будет вообще ничего не производить, а получать доход от сдачи в аренду помещений или оборудования. Если же фирма способна производить больше 8 единиц, то оптимальным для фирмы будет выпуск на пределе своих производственных мощностей.

м

м

Индивидуальная работа на ПК по  программе «1С Репетитор»  7 учащихся

Индивидуальная работа на ПК по

программе «1С Репетитор»

7 учащихся

Коллективная работа с программой «Математика 5-11»

Коллективная работа с программой «Математика 5-11»