Учитель математики «Снагостской СОШ» Рогозин П.А.
Математика – основа и царица всех наук, И тебе с ней подружиться я советую, мой друг. Ее мудрые законы если будешь выполнять, Свои знанья приумножишь, Станешь ты их применять. Сможешь по морю ты плавать, Сможешь в космосе летать. Дом построить людям сможешь: Будет он сто лет стоять. Не ленись, трудись, старайся, Познавая соль наук. Все доказывать пытайся, Но не покладая рук.
Повторим!
- Что такое пропорция?
- Как называются числа х и у в пропорции х : а = в : у ?
- Как называются числа а и в в пропорции х : а = в : у ?
Пропорция – это равенство двух отношений
Крайние члены пропорции
Средние члены пропорции
- Произведение крайних членов пропорции равно произведению средних членов пропорции
Сформулируйте основное свойство пропорции.
И з чисел 10 ; 5 ; 6 и 3 составьте восемь различных верных пропорций .
Ответ:
3 : 5 = 6 : 10
5 : 10 = 3 : 6
10 : 6 = 5 : 3
6 : 10 = 3 : 5
6 : 3 = 10 : 5
5 : 3 = 10 : 6
3 : 6 = 5 : 10
10 : 5 = 6 : 3
Решите уравнения, используя основное свойство проп орции.
8х = 16*3
х = 6
↓↓
больше
↓↓
больше
↓↓
больше
↑ ↓
меньшее
↑ ↓
меньше
↑ ↓
меньше
Задача 1. Лыжник прошел расстояние 8,4 км за 1,5 ч. Какое расстояние пройдет он за 2,5 ч, если будет идти с той же скоростью?
Решение : Пусть за 2,5 ч лыжник пройдет x км.
Расстояние Время
8,4 км 1,5 ч
x км 2,5 ч
Т.к. время и расстояние прямо пропорциональные величины, составим пропорцию:
Ответ: 14 км
Задача2. Два каменщика могут сложить стену за 15 дней. За сколько дней могут сложить эту стену 5 каменщиков при той же производительности труда?
Решение: Пусть 5 каменщиков сложат стену за х дней .
Число рабочих Время
2 каменщика 15 дней
5 каменщиков x дней
Т.к. число рабочих и время обратно пропорциональные величины, составим пропорцию:
Ответ: 6 дней
Задача3. Один велосипедист проехал расстояние 24 км со скоростью 12 км/ч. Какое расстояние проедет за это время другой велосипедист, скорость которого 10,5 км/ч?
Решение: Пусть второй велосипедист за это же время пройдет x км.
Скорость Расстояние
1 велосипедист 12 км/ч 24 км
2 велосипедист 10,5 км/ч x км
Т.к. скорость и расстояние прямо пропорциональные величины, составим пропорцию: 12:10,5=24: Х
Ответ: 21 км
Задача4. Теплоход на подводных крыльях прошел расстояние между пристанями со средней скоростью 60 км/ч за 2,5 ч. За сколько времени пройдет это расстояние теплоход, если будет идти со скоростью 50 км/ч?
Решение: Пусть с новой скоростью теплоход пройдет
расстояние за x ч .
Скорость Время
60 км/ч 2,5 ч
50 км/ч x ч
Т.к. скорость и время обратно пропорциональны, составим пропорцию: 60:50 = x :2,5
Ответ: 3 часа
Задача: Всадник, двигаясь со скоростью 18 км/ч, преодолел некоторое расстояние за 1 ч 30 мин. За какое время проедет это расстояние автомобиль, скорость которого 120 км/ч ?
90
1 ч 30 мин = ___ мин
Решение :
Пусть время затраченное автомобилем x мин.
Скорость Время
Всадник
Автомобиль
18 км/ч 90 мин
120 км/ч х мин
Составим пропорцию:
18 : 120 = х : 90
Ответ:13,5 мин.
Стальной шарик объёмом 6 см ³ имеет массу 46,8 г. Какова масса шарика из той же стали, если его объём 2,5 см ³ ?
Решение: Пусть новая масса шарика х г .
Объём Масса
6 см ³ 46,8 г.
2,5 см ³ x г.
Т.к. зависимость между объёмом и массой прямо пропорциональная, составим пропорцию: 6:2,5 = 46,8: x
Ответ: 19,5 г.
Итог урока.
- Какие величины называют прямо пропорциональными?
- Приведите примеры прямо пропорциональных величин.
- Какие величины называют обратно пропорциональными?
- Приведите примеры обратно пропорциональных величин.
- Приведите примеры величин, у которых зависимость не является ни прямо, ни обратно пропорциональной.
Домашнее задание:
п. 22
№ 811,812.