Введение в психологию творческой деятельности
Автор: учитель технологии
МБОУ «СОШ № 31»
Г. Симферополь
Севастьянова Ирина Валерьевна
Творчество — это:
• деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
• создание чего-то нового, ценного не только для одного человека, но и для других;
• процесс создания субъективных ценностей.
Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции Виталий Тепикин выделяет такие виды творчества:
- художественное,
- научное,
- техническое,
- спортивно-тактическое, в
- военно-тактическое творчество
Стадии творческого мышления Г. Уоллес
- Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.
- Инкубация — временное отвлечение от задачи.
- Озарение — появление интуитивного решения.
- Проверка — испытание и/или реализация решения.
Стадии изобретательского процесса
П. К. Энгельмейер (1910) полагал, что работа изобретателя состоит из трёх актов:
желание, знание, умение.
- Желание и интуиция, происхождение замысла . Эта стадия начинается с появления интуитивного проблеска идеи и заканчивается уяснением её изобретателем. Возникает вероятный принцип изобретения . В научном творчестве этому этапу соответствует гипотеза, в художественном — замысел.
- Знание и рассуждение, выработка схемы или плана . Выработка полного развёрнутого представления об изобретении. Производство опытов — мысленных и действительных.
- Умение, конструктивное выполнение изобретения . Сборка изобретения. Не требует творчества.
Художественное творчество начинается с обострённого внимания к явлениям мира и предполагает «редкие впечатления», умение их держать в памяти и осмыслять.
Важным психологическим фактором художественного творчества является память. У художника она не зеркальна, избирательна и носит творческий характер.
Творческий процесс не мыслим без воображения, которое позволяет воспроизводить цепь представлений и впечатлений, хранящихся в памяти.
В художественном творчестве участвуют сознание и подсознание, разум и интуиция. При этом подсознательные процессы играют здесь особую роль.
- Научное творчество, в отличие от художественного, есть деятельность, направленная на производство нового знания, которое получает социальную апробацию и входит в систему науки. Творчество в науке требует, прежде всего, приобретения принципиально нового общественно значимого знания, в этом всегда состояла важнейшая социальная функция науки. Процесс творческой деятельности можно разбить на этап нахождения принципа решения и этап применения решения.
- Научное творчество невозможно без высокого уровня развития общего и профессионального интеллекта, пространственных представлений и воображения, способности к обучаемости и деловому общению, т.е. без проявления социальной активности личности.
Виды творчества, его функции и результат:
- художественное творчество - создание новых эмоций - произведения искусства;
- техническое творчество - создание новых средств и предметов труда - техническое усовершенствование, - научное творчество - создание новых знаний изобретения;
- спортивное творчество - создание(достижение) новых результатов - рекордсмены
Влияние творческой деятельности на развитие качеств личности.
10 простых и одновременно емких заповедей Творческой Личности:
- Будь хозяином своей судьбы.
- Достигни успеха в том, что ты любишь.
- Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.
- Строй свои отношения с людьми на доверии.
- Развивай свои творческие способности.
- Культивируй в себе смелость.
- Заботься о своем здоровье.
- Не теряй веру в себя.
- Старайся мыслить позитивно.
- Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением.
Упражнение 1. Разгадывание друдлов
Друдлы (или по-английски droodles) – это интересное изобретение американского автора-юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера Леонарда Стерна, предложенное ими в 1950-х годах. Название droodle происходит, как комбинация трех слов "doodle" (каракули), "drawing" (рисунок) и "riddle" (загадка). Даже само название изобретения целиком отражает креативное мышление своих авторов.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
8
9
7
10
12
11
Упражнение 2.
Составление цепочки ассоциаций.
Выберите любое слово и начинайте с него строить цепочку ассоциаций, записывая их на бумагу.
Например, «тренинги - курсы – уроки - 4brain.ru».
Старайтесь записывать ассоциации как можно быстрее, а связи делать как можно более необычными.
Упражнение 3.
Поиск недостающих ассоциаций.
Выберите два любых слова или словосочетания, которые должны иметь как можно меньше общего. Постарайтесь построить ассоциацию, которая бы соединяла эти два слова.
Например, для слов «утро» и «еда» элементом, дополняющим ассоциативный ряд, будет слово «завтрак».
Попробуйте найти недостающее звено для слов:
- фильм и сон,
- лифт и автомобиль,
- цветок и небоскреб.
Упражнение 4.
Подходящие ассоциации.
Выберите два слова, и постарайтесь назвать ассоциации, подходящие одновременно для каждого из этих слов. Например, для слов «белый» и «легкий» можно назвать такие ассоциации: снег, пух, перо и т.д. Для усложнения упражнения можете выбрать не два, а три или даже больше слов.
Упражнение 5.
Необычные ассоциации.
Для развития ассоциативного мышления в целях наилучшего запоминания полезно уметь искать наиболее яркие и нестандартные ассоциации. В этом случае образ будет лучше закреплен в памяти. Большинство людей для этих слов и словосочетаний назовут следующие ассоциации:
Русский поэт - Пушкин
Домашняя птица - курица
Фрукт - яблоко
Часть лица – нос
Постарайтесь с этими же словами придумать другие, менее популярные ассоциации.
Упражнение 6 .
Нужно составить цепочку ассоциаций, начиная с любого слова и записывая на бумагу все, что приходит в голову в связи с этим словом. Записывать свои ассоциации нужно быстро, а связи придумывать необычные.
Например: лицо-нос-картошка-огород-деревня-дед-старый хрен-редька-горько и пр.
Несмотря на то что сегодня существует множество мнемотехник, облегчающих построение ассоциаций для запоминания разного рода информации, нет универсальной методики, которая подошла бы для всех случаев. Часто создавать ассоциации и систематизировать материал для запоминания приходится самостоятельно. Далеко не все хорошо владеют ассоциативной памятью, но этому можно научиться. Ассоциативное мышление строится, в первую очередь, на наших творческих способностях, а именно - на умении создавать что-то новое, модифицируя уже существующее.
Спасибо за внимание!!!