Просмотр содержимого документа
«Презентация "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка"»
Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка
Орфографическая зоркость –
это способность ,умение быстро обнаруживать в тексте ,в словах и их сочетаниях орфограммы , а также определять их типы.
ПРИЧИНЫ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗГРАМОТНОСТИ
Причины орфографической безграмотности могут служить не только психофизиологические проблемы, которые обусловлены стойкими нарушениями высших психических функций, но и таких как:
- Отсутствие положительной мотивации
- Несформированность звуко-буквенного анализа и синтеза
- Бедность и неточность словаря
- Слабая коммуникативная активность у детей
Факторы формирования орфографической зоркости
Зрительный фактор
срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова.
Слуховой фактор.
Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учителю необходимо развивать фонематический слух.
Рукодвигательный фактор.
Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
Проговаривание.
Большую роль в формировании орфографического навыка играет орфографическое проговаривание.
Словарные слова
- 1 блок «Животные»: корова, собака, заяц, медведь, лисица.
- 2 блок «Растения»: берёза, земляника, капуста, малина, морковь.
- 3 блок «Школа»: алфавит, класс, тетрадь, ученик, ребята, учитель.
- 4 блок «ОРО»: воробей, ворона, город, воробей, корова, мороз.
- 5 блок «Месяц»: апрель, декабрь, сентябрь, октябрь, февраль.
1 блок «Животные»
- Фонетические упражнения.
- 1 уровень.
- Запиши слова, вставь пропущенные буквы, поставь знак ударения.
- За_ц, л_сица, м_дведь, с_бака, к_рова.
- 2 уровень.
- Запиши слова, разделяя их на слоги. Вставь пропущенные буквы, поставь знак ударения.
- За_ц, л_сица, м_дведь, с_бака, к_рова.
- 3 уровень .
- Запиши слова в алфавитном порядке, разделяя их на слоги. Вставь пропущенные буквы, поставь знак ударения.
- За_ц, л_сица, м_дведь, с_бака, к_рова.
- Орфографические упражнения.
- 1 уровень.
- Выпиши слова с непроверяемыми гласными. Подчеркни безударную гласную, поставь ударение. Цв_ток, л_сица, в_да, к_рова, м дведь, м_док, з яц, зв_рек, с_бака..
- 2 уровень.
- Запиши слова в два столбика: в первый - с проверяемой гласной, во второй - с непроверяемой. Обозначь ударение, подчеркни безударную гласную.
- Цв_ток, л_сица, в_да, к_рова, м дведь, м_док, з яц, зв_рек, с_бака..
- 3 уровень.
- Запиши слова в два столбика: в первый – с непроверяемой гласной, во второй – с проверяемой, подбери и запиши проверочные слова. Обозначь ударение, подчеркни безударную гласную.
- Цв_ток, л_сица, е_да, к_рова, м дведь, м_док, з_яц, зв_рек, с_6ака
- Синтаксические упражнения.
- 1 уровень.
- К данным словам подбери подходящее по смыслу слово из словаря. Трусливый ..., безрогая .... рыжая ..., косолапый ..., охотничья ... .
- 2 уровень.
- Восстанови пословицы, используя словарные слова.
- 1. Хорош ... – белый, а охотник – смелый. 2 .... черна , да молоко у нее бело. 3. ... – старая льстица. 4. Для ... зима – одна ночъ. 5. ... – верный друг человека.
- 3 уровень.
- Подбери к данным словам синонимы и дополни ими пословицы.
- Косой – ..., Буренка –..., рыжая плутовка –..., Топтыгин – ..., пес –... .
- 1. За двумя ... погонишься – ни одного не поймаешь. 2. Ешь ... соломку, поминай лето. 3. Старую ... не травят молодыми собаками. 4. Два ... в одной берлоге не живут. 5. Без ... зайца не поймаешь.
- Лексические упражнения.
- 1 уровень . Отгадай загадки.
- 1. Голодная мычит, сытая жует, всем ребятам молоко дает. 2. Летом бродит без дороги между сосен и берез, а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. 3. В лесу живет, кур крадет. 4. С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвостик колечком. 5. Зимой беленький, летом серенький..
- 2 уровень. Замените предложение одним словарным словом.
- 1. Крупное домашнее животное, которое дает молоко. 2. Крупный хищный зверь, с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами. 3. Хвост пушистый, мех золотистый. 4. В древнерусском языке было слово пес, а это слово пришло из иранских языков. 5. Небольшой пугливый зверек семейства грызунов, с длинными задними ногами и длинными ушами.
- 3 уровень. Замените предложение одним словарным словом.
- 1. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. 2. Это слово означает “едящий мед”. 3. Хищный зверь с острой мордой и длинным пушистым хвостом. 4. Домашнее животное семейства псовых, родственник волку, используемое человеком для охраны, на охоте, в упряжке на Севере. 5. Еще одно значение этого слова — пассажир, не имеющий билета, или зритель, проникший без билета куда-либо.
Результаты выполнения работы по пятибалльной системе
п
Количество допущенных ошибок в работе
- ► Орфографическая грамотность имеет очень большое значение в жизни современного человека, особенно молодого, который вступает в непростую взрослую жизнь. От уровня владения языком, письменной речью во многом зависит успех в карьере.