МКОУ «Кумская средняя общеобразовательная школа»
Урок русского языка во 2 классе
Учитель Манджиева Д.И.
п. Кумской 2016г.
Тема: Правописание сочетаний «ча – ща».
Цель: учить правильно писать сочетания «ча – ща», отрабатывать умение
безошибочно писать слова с данными сочетаниями; работать над
развитием орфографической зоркости.
Оборудование: таблица правописаний «ча- ща», картинный словарь, карточки;
бумажные цветочки для поощрения, презентация к уроку.
Ход урока:
Оргмомент: -встали ровно. Начинается урок русского языка.
(Дети хором): - Хоңх җиңнв,
кичәл эклв.
- Какое сегодня число? Напишите в тетрадях дату сегодняшнего дня.
II. Проверка домашнего задания:
- Над правописанием каких сочетаний работали на прошлом уроке? (жи – ши)
- упр.158 – прочитайте скороговорку, назовите слова с сочетаниями «ши» (с помочью сигнальных карточек).
- двое ребят у нас в это время будут работать у доски по карточкам.
1 карточка – Звуко –буквенный разбор слова «шить».
2 карточка –подчеркните главные члены предложения: Степь покрыта пушистым ковром.
- Какие орфограммы скрыты в этих словах? («жи –ши»)
- Как пишется сочетание «жи –ши»? ( хором проговариваем правило)
Минута чистописания:
– Какие правила нужно соблюдать при письме? (осанка, наклон тетради)
- сегодня мы повторим правописание буквы «К», звука [к]
- Дайте характеристику букве «К». ( Она согласная, глухая, парная, бывает твёрдой и мягкой. )
(прописываем букву «К» в воздухе, а затем в тетради)
- Когда мы пишем заглавную букву «К»? (в именах, в названиях городов и рек…)
- Спишите эти имена (с комментированием): Катя, Костя, Коля, Кирилл – это имена, пишем с большой буквы.
- А что вы знаете о своих именах? (исследовательская работа).
Баир: Меня так назвали, потому что все были очень рады рождению сына. А «Баир» в переводе с калмыцкого означает радость.
Махмуд: А меня так назвал дедушка, в честь богатыря из чеченских сказок.
постановка темы урока:
- ребята, в русском языке для вас припрятано очень много хитростей. Но вы их постепенно узнаете и сможеье грамотно написать любое письмо. Сегодня мы будем учиться писать слова с сочетаниями «ча – ща». (слайд -тема урока)
- «Ча –ща» пишется с буквой «а». (правило проговариваем хором). Слайд 3)
V. Работа по теме урока: (слайд 1)
1. Списать с доски (карточками показать какую букву вставили). (слайд 4)
- Площ…дь, печ…ть, перч…тки, совещ…ние, галч…та, внуч…та, встреч… .
2. Выборочное письмо (слайд – 5,6 – картинки ): работа по вариантам: I в – записывают слова с сочетанием «ча», II в – слова с «ща».
Сочетание «ча» и «ща»
В слове пища и свеча,
Туча, роща, саранча,
Чаща, дача и печать
Нужно с буквой «а» писать.
(работа в тетрадях).
Словарная работа: -А теперь к нам на урок прилетели гости. Узнайте их. (слайд 7)( Ворона, воробей, сорока).
–Как назвать их одним словом? (птицы)
- Какие это птицы? (зимующие)
- Зимой для птиц мы вешаем кормушки, подкармливаем их в это холодное время года… .
- Запишите эти слова в тетрадь: ворона, воробей, сорока. (сочетание –оро-)
- А теперь запишем новые слова, а для этого отгадайте загадку:
Живет спокойно не спешит
На всякий случай носит щит
Под ним, не зная страха
Гуляет …(черепаха – хором)
(слайд 8 – картинки с новыми словарными словами: черепаха, саранча, щавель).
- Какие сочетания нужно запомнить в этих словах?
- Как правильно произнести это слово – щавель? (один ученик подготовил сообщение о многолетней траве – щавель).
- А сейчас отдохнём и проведём танцевальную физминутку. (слайд -9 – калм. мелодия).
VII. Работа по учебнику.
а) упр. 168 стр.128 – прочитайте шуточное стихотворение о черепахе. Объясните правописание пропущенных букв. Запишите стихотворение.
ча
вель
Б) Разгадаем кроссворд (у. 169): образуйте слова с сочетанием «ча- ща» (цепочкой записываем на доске)
добы
све
шка
ща
ча
ро
гу
да
ку
- Ещё раз хором повторим привило: ча- ща пиши с буквой «а».
VIII. Самостоятельная робота:
- А теперь красиво спишите текст (слайд 10) Вставьте пропущенные буквы.
Ч…совой.
Уч…щиеся ч…сто гуляют по площ…ди. Там стоит ч…совой. Он стоит долго – два ч…са. Он в перч… тках, но без плащ…. Ч… совой словно замер.
IX. Итог урока: Как вы будете писать слова с сочетаниями «ча – ща»?
(слайд 11)
X. Домашнее задание: упр. 167 стр 127. (Слайд 12.)