СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Не с глаголами"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Не с глаголами. Цели урока. Образовательные: • расширить знания детей о служебных частях речи • углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола,положительный и отрицательный смысл глаголов) • познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами Воспитательные: • воспитание культуры учебного труда • создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе • воспитание бережного отношения к окружающим людям, к книге • развитие работоспособности и профилактика утомления • развитие интереса к изучению русского языка Развивающие: • развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами • развивать навыки точного употребления глаголов в речи • побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся • развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы • развивать внимание и память учащихся • развивать умение слушать товарищей • развивать умение оценивать себя и своих одноклассников Оборудование: учебник «Русский язык, 3 класс» , карточки. ХОД УРОКА 1. Организационный момент. 2. Чистописание. н е  не

3.Обобщение знаний о глаголе. Кластер.

2 ряд Глагол-( часть речи, вопросы, обозначает, в предложении сказуемое)

3 ряд Неопределенная форма глагола ( вопросы , суффикс)

1 ряд Время глагола ( вопросы, )

Наст.вр.        Прош.вр.           Буд. вр.

Вопросы       Вопросы            Вопросы  

Лицо, число    род, число     лицо, число            Введение в тему урока.. Сообщение темы и цели урока. Б) на доске: Стыдно знать, стыдно учиться. - Прочитаем предложение. - Согласны вы с этим утверждением? Почему? - Подумайте, как можно изменить это предложение, чтобы оно стало верным. (Ответы учащихся). Слайд 5. Правильный вариант: Не стыдно не знать, стыдно не учиться. - Советую вам чаще вспоминать эту пословицу и старательно учиться. Запишите пословицу. 3. Наблюдение над лексическим значением частицы не. - Выясним, какой смысл имеет частица не . - Как изменился смысл глаголов, когда перед ними появилась частица не? (Глаголы приобрели отрицательный смысл, действие не совершается). - Значит, какой смысл придаёт частица не глаголам? (Отрицательный) 4.Очень часто , когда кто-то допускаете много ошибок, я говорю ученику.

не учил                       учил не думал                     думал не слушал                  слушал не трудился               трудился не работал                  работал

Учитель – Сравните по смыслу глаголы первого и второго столбиков. (Глаголы первого столбика отрицают действие).

Учитель – Что указывает на отрицание действий? (Маленькое слово не).

Учитель – Это маленькое слово называется частица.

Учитель – Как думаете частица НЕ – это служебная или самостоятельная часть речи?

Учитель – Что вы знаете о служебных частях речи?

Дети – Служебные части речи не называют ни предметов, ни признаков, ни действий.              Они не являются членами предложения.              К ним нельзя поставить вопрос.                                                                                         Учитель – Как пишется частица НЕ с глаголами? 4. Правописание частицы не с глаголами. - Послушайте стихотворение поэта В. Агафонова о глаголе и частице не: Глаголу нравится читать, Играть, работать и мечтать! Глаголу очень нравится Всё делать очень живо. Частица не – красавица, Но как она ленива! Она не ходит, не сидит, Не шьёт, не жнёт и не кипит, Книг не читает, не поёт, Другим работать не даёт. Глагол же, не любя безделья, С частицей пишется раздельно! - Что вы узнали из стихотворения о глаголе и частице не? -Как пишется не с глаголами?

С.74 упр.1571-у доски 2-1ряд, 3-2ряд, 4-3 ряд

Проверка 5. Физкультминутка. Я называю глаголы с частицей не, а вы выполняете действия наоборот Не качайтесь, не кружитесь, Не тянитесь, не шагайте, Не приседайте, не моргайте, Не шепчите, и не спите. А теперь все просыпайтесь И за дело принимайтесь. 6. Первичное закрепление. Карточки 7. Знакомство с глаголами-исключениями. - Надеюсь, что вы уже запомнили правописание частицы не с глаголами. Но есть среди глаголов исключения, т.е. слова, которые пишутся с частицей не слитно.                       С.74правило ненавидеть негодовать неволить недоумевать - Как вы думаете, почему эти глаголы пишутся с частицей не слитно? (Без не они не употребляются, не имеют смысла, не в них является приставкой).

Негодовать - значит возмущаться, быть недовольным.

Учитель - Подберите к глаголу недоумевать слова близкие по значению:

Дети - растеряться, не понимать, теряться в догадках, ума не приложить. - Запишите в тетрадь глаголы-исключения и запомните их написание (выделите приставку не).

С.74 упр.158( 1р-1пр., 2р-2пр., 3р.-3пр.) 8.Творческая работа в парах. А.– Составьте памятку о том, как избавиться от вредных привычек. Вставьте, где надо, частицу не и дополните своими советами.

НЕ опаздывать в школу. НЕ разговаривать на уроке. НЕ мешать своему соседу по парте. НЕ рисовать на партах. НЕ дергать девочек за косички. НЕ жевать после звонка.

– Проверим, что у вас получилось. – Молодцы!  9.Контроль. - Прочитайте стихотворение «Весёлые рифмы» и выпишите глаголы с частицей не в тетрадь. Слезь со стула!                                                                                                                                                                    Не  хочу! Упадёшь! Не  упаду! Отойди! Не   отойду! Приедешь? Нет, не  приеду! Придёшь? Нет, не  приду! Услышишь? Не  услышу! Найдёшь? Нет, не  найду! Слезаешь? Не  слезаю! Решаешь? Не  решу! Мечтаешь? Не  мечтаю! Молчишь? Нет, не  молчу!

-Проверка. 9. Итог урока. - Что нового сегодня вы узнали на уроке? - Было ли что-то непонятно? Итоговое закрепление. Слитно или раздельно.

 Не болеть, ненавидеть, не слышать, не найти, нездоровиться, не любить.

  Оценивание учащихся. 10. Домашнее задание.

С.73 правило выучить, упр.155


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!