СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Развитие словаря младших дошкольников средствами дидактических игр и лексических упражнений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Результаты выполненного исследования позволяют считать, что основные положения выдвинутой гипотезы подтвердились - применение дидактических игр и лексических упражнений эффективно воздействует на развитие словаря ребёнка младшего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:

- педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития;

- будут организованы специальные мероприятия по формированию словаря детей с использованием дидактических игр и упражнений не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах;

- дидактические игры будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Развитие словаря младших дошкольников средствами дидактических игр и лексических упражнений"»

Шакирова Людмила Алексеевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №16 «Крепыш»  Развитие словаря младших дошкольников средствами дидактических игр и лексических упражнений

Шакирова Людмила Алексеевна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад №16 «Крепыш»

Развитие словаря младших дошкольников средствами дидактических игр и лексических упражнений

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них словаря. Игра - самый доступный для детей дошкольного возраста вид деятельности, универсальный способ переработки информации, полученной из окружающего мира. Успешное решение задач воспитания в рамках внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требует пристального внимания к изучению игровой деятельности. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них словаря. Игра - самый доступный для детей дошкольного возраста вид деятельности, универсальный способ переработки информации, полученной из окружающего мира.

Успешное решение задач воспитания в рамках внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требует пристального внимания к изучению игровой деятельности. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.

Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец. Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены исследования А.Н. Богатыревой, В.В. Гербовой, В.И. Яшиной. В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.

Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец. Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены исследования А.Н. Богатыревой, В.В. Гербовой, В.И. Яшиной. В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.

Цель работы - оценить эффективность дидактических игр и лексических упражнений для активизации словаря младших дошкольников. Объект исследования - формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста. Предмет исследования - дидактические игры и лексические упражнения как средство активизации словаря у детей младшего дошкольного возраста Гипотеза исследования – применение дидактических игр и лексических упражнений эффективно воздействует на развитие словаря ребёнка младшего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий: - педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития; - будут организованы специальные мероприятия по формированию словаря детей с использованием дидактических игр и упражнений не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах; - дидактические игры будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи.

Цель работы - оценить эффективность дидактических игр и лексических упражнений для активизации словаря младших дошкольников.

Объект исследования - формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - дидактические игры и лексические упражнения как средство активизации словаря у детей младшего дошкольного возраста

Гипотеза исследования – применение дидактических игр и лексических упражнений эффективно воздействует на развитие словаря ребёнка младшего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:

- педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития;

- будут организованы специальные мероприятия по формированию словаря детей с использованием дидактических игр и упражнений не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах;

- дидактические игры будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи.

Задачи работы: - изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста, - провести обследование уровня сформированности словаря детей младшего дошкольного возраста, - разработать систему дидактических игр и лексических упражнений по активизации словаря детей младшего дошкольного возраста, - оценить эффективность разработанной системы дидактических игр и лексических упражнений для активизации словаря детей младшего дошкольного возраста

Задачи работы:

- изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста,

- провести обследование уровня сформированности словаря детей младшего дошкольного возраста,

- разработать систему дидактических игр и лексических упражнений по активизации словаря детей младшего дошкольного возраста,

- оценить эффективность разработанной системы дидактических игр и лексических упражнений для активизации словаря детей младшего дошкольного возраста

Методы исследования: анализ методической, педагогической, психолого-педагогической литературы, беседа, тестирование; статистические методы - математическая обработка результатов исследования (частотный анализ, анализ средних значений, сравнительный анализ, анализ достоверности обнаруженных различий при помощи критерия Манна-Уитни).

Методы исследования: анализ методической, педагогической, психолого-педагогической литературы, беседа, тестирование; статистические методы - математическая обработка результатов исследования (частотный анализ, анализ средних значений, сравнительный анализ, анализ достоверности обнаруженных различий при помощи критерия Манна-Уитни).

В ходе теоретического анализа литературных источников выявлено, словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых и. во-вторых, формирование активного словаря ребенка. Исследование проводилось в рамках трех последовательных и взаимосвязанных этапов, обеспечивающих преемственность в планировании, получении, обработке, интерпретации и представлении теоретического и экспериментального материала.

В ходе теоретического анализа литературных источников выявлено, словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых и. во-вторых, формирование активного словаря ребенка.

Исследование проводилось в рамках трех последовательных и взаимосвязанных этапов, обеспечивающих преемственность в планировании, получении, обработке, интерпретации и представлении теоретического и экспериментального материала.

Целью констатирующего этапа исследования является выявление уровня развития активного словаря у детей младшего дошкольного возраста. Диагностика уровня развития детей исследуемой группы проводилась по Методике обследования развития речи дошкольников О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной. Результаты констатирующей диагностики Среднее значение уровня развития словаря по группам Успешность выполнения методики Ушаковой-Струниной на выявление уровня развития активного словаря

Целью констатирующего этапа исследования является выявление уровня развития активного словаря у детей младшего дошкольного возраста.

Диагностика уровня развития детей исследуемой группы проводилась по Методике обследования развития речи дошкольников О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.

Результаты констатирующей диагностики

Среднее значение уровня развития словаря по группам

Успешность выполнения методики Ушаковой-Струниной на выявление уровня развития активного словаря

Цели и задачи проведения формирующего этапа исследования : 1. Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения. 2. Обеспечить освоение социально закрепленного содержания слов. Решение этой задачи предполагает: а) овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям; б) освоение обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений; в) проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им. 3. Активизация словаря, т. е. не только знание слов, но и введение их в практику общения. Осуществляя с детьми работу по формированию, обогащению и активизации словаря мы использовали дидактические игры.

Цели и задачи проведения формирующего этапа исследования :

1. Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения.

2. Обеспечить освоение социально закрепленного содержания слов. Решение этой задачи предполагает:

а) овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;

б) освоение обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;

в) проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им.

3. Активизация словаря, т. е. не только знание слов, но и введение их в практику общения.

Осуществляя с детьми работу по формированию, обогащению и активизации словаря мы использовали дидактические игры.

По завершении мероприятий формирующего этапа исследования (по завершении реализации мероприятий системы педагогической деятельности по развитию словаря детей младшего дошкольного возраста посредством применения дидактических игр и лексических упражнений) было проведено повторное исследование показателей развития активного словаря. Результаты контрольной диагностики Среднее значение уровня развития словаря по группам Успешность выполнения методики Ушаковой-Струниной на выявление уровня развития активного словаря Изменения в уровне развития словаря на момент контрольной диагностики

По завершении мероприятий формирующего этапа исследования (по завершении реализации мероприятий системы педагогической деятельности по развитию словаря детей младшего дошкольного возраста посредством применения дидактических игр и лексических упражнений) было проведено повторное исследование показателей развития активного словаря.

Результаты контрольной диагностики

Среднее значение уровня развития словаря по группам

Успешность выполнения методики Ушаковой-Струниной на выявление уровня развития активного словаря

Изменения в уровне развития словаря на момент контрольной диагностики

Результаты выполненного исследования позволяют считать, что основные положения выдвинутой гипотезы подтвердились - применение дидактических игр и лексических упражнений эффективно воздействует на развитие словаря ребёнка младшего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий: - педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития; - будут организованы специальные мероприятия по формированию словаря детей с использованием дидактических игр и упражнений не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах; - дидактические игры будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи.

Результаты выполненного исследования позволяют считать, что основные положения выдвинутой гипотезы подтвердились - применение дидактических игр и лексических упражнений эффективно воздействует на развитие словаря ребёнка младшего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:

- педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития;

- будут организованы специальные мероприятия по формированию словаря детей с использованием дидактических игр и упражнений не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах;

- дидактические игры будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи.