Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов в процессе реализации ФГОС НОО
Выполнила:
Аревадзе О.П.
учитель начальных классов
Творчество – это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.
Федеральный компонент государственного стандарта
- определил качественно новую личностно-ориентированную развивающую модель массовой начальной школы, призванную обеспечить достижение следующих основных целей:
- освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
- духовно-нравственное и эстетическое воспитание;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.
Что такое творческие способности?
Творческие способности - это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность .
Цель работы:
Главная цель в моей работе - формирование у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерности, решением сложных проблемных ситуаций.
Условия эффективного развития творческих способностей младших школьников.
- Создаются ситуации выбора, процесс обучения включает задания, которые выполняются с учетом воображения;
- Организуется сотворчество в детском коллективе с целого проявления и развития творческих способностей каждого;
- Используются технологии развития творческого мышления.
Способы стимулирования творческих способностей
- обеспечение благоприятной атмосферы;
- доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребенка;
- обогащение окружающей среды ребенка самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
- поощрение высказывания оригинальных идей;
- обеспечение возможностей для практики;
- использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
- представление детям возможности активно задавать вопросы.
Способности человека можно представить в виде дерева:
К орни - природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности.
Ствол – общие способности.
Ветви – специальные способности, в том числе и творческие.
Развитие творческих способностей
- Развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.
- Систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.
- Организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
- Лингвистические «почемучки» - это вопросы, целью которых является активизация мыслительной деятельности учащихся при воспроизведении полученных ранее знаний.
- Микроисследования - задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне).
- Сочинения нетрадиционного содержания.
В курсе математики можно выделить три основные линии:
- алгебраическая ;
- арифметическая ;
- геометрическая.
Интеграции уроков математики с уроками трудового обучения
Дети воспринимают лучше не готовые геометрические фигуры и тела, а созданные своими руками: вырезают и наклеивают, моделируют, вырезают развёртки и склеивают, образуют фигуры на подвижных моделях, перегибают бумагу …
Медведь
Комарик-пискун
Изобразили город Треугольников.
Стражник города Треугольников .
Большой опыт общения с плоскими фигурами и объёмными телами уже имеет дошкольник, нужно этот опыт не потерять, а развивать его дальше.
Креативность – это процесс дивергентного мышления, где под дивергентным мышлением понимается не направленное мышление, а способность мыслить вширь, т. е. видения различных сторон изучаемого объекта; умение мыслить “в разных направлениях”.
Развитие креативности способствует решению следующих задач:
- Научить детей мыслить в разных направлениях;
- Научить находить решения в нестандартных ситуациях;
- Развить оригинальность мыслительной деятельности;
- Научить детей анализировать сложившуюся проблемную ситуацию с разных сторон;
- Развить свойства мышления, необходимые для дальнейшей плодотворной жизнедеятельности и адаптациии в быстро меняющемся мире.
К дивергентным задачам относятся задачи на поиск причин событий.
Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения:
- Утром Дима проснулся раньше обычного.
- Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно.
- Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка.
Другой вариант вышеописанного задания: придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев.
Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.
Второй вариант этого типа заданий: посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.
Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска…
Заключение
- Развитие творческих способностей учащихся зависит от эффективности используемых учителем методов и приёмов и того, насколько творчески он подходит к данной проблеме.
- Использование различных видов и форм творческих заданий позволило достичь определенного уровня в развитии творческих способностей, который оказался посильным для каждого ученика. Систематическая работа по развитию творческих способностей дает следующие результаты: дети вырастают любознательными, активными, умеющими учиться, настоящими мечтателями и фантазерами, людьми, способными видеть чудо в привычных вещах. Собственное творчество детей помогает прочнее усваивать и запоминать теоретические сведения. Легче решается проблема мотивации, дети сами проявляют желание творить. Важным моментом является то, что творческие работы привлекают внимание всех детей, здесь они открываются с положительной стороны.