Развитие у обучающихся творческой активности на уроках физики через создание проблемных ситуаций
(из опыта работы, мастер-класс)
Учитель: Артеменко В. В.,
МОУ «Пролетарская СОШ №1»
«Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта»
Кант Иммануил,
немецкий философ
Цель: показать развитие творческой активности учащихся через создание проблемных ситуаций на уроке.
Задачи: • познакомить учителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих, познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности • ознакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми на уроке, в домашних условиях • развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму. Китайская пословица
Ученик, оканчивающий школу, должен иметь в своём развитии следующие новообразования: - произвольность мыслительной деятельности - возможность оценить свои умения и достижения - способность к организации и проявлению самостоятельной деятельности
Эффективность использования технологии проблемного обучения во многом зависит от соблюдения этапов её реализации: - постановка проблемы - выдвижение гипотез - подтверждение гипотез фактами, документами, примерами - выводы по решению проблемы
Проблемное обучение – это «начальная школа» творческой деятельности.
Формула проблемного обучения
Проблемные ситуации
+
Самостоятельная
активная деятельность
=
Творческое
овладение знаниями
Способы создания проблемных ситуаций
Образовательная цель нашего занятия : «Изучение явления поверхностного натяжения»
Оборудование
1 группа
2 группа
3 конверта с заданиями, зубочистки, бутылка с водопроводной водой,
3 группа
3 монеты по 10 рублей, 3 пипетки, пластиковые стаканы и тарелки,
- канцелярские скрепки
- фильтровальная бумага
- свечка
- жидкость для мытья посуды
салфетки
- проволочный каркас
- сосуд с жидкостью для мытья посуды
- пипетка
- сахарный леденец
- бинт
- стакан с водой
- резинка
- пузырёк
- свечка
- спички
- гвоздь
- держатель
Знаем
Хотим узнать
Узнали
Знаем
Хотим узнать
Жидкости обладают особым свойством – поверхностным натяжением.
Узнали
От чего зависит поверхностное натяжение?
Мыльные пузыри
Опыт 1 Плавающие скрепки
Опыт 2 «Водопад» через мыльную плёнку
Опыт 3 «Вода в решете»
Опыт
№ группы
1
Результаты наблюдений
1
2
2
3
3
4
1
5
2
6
3
Опыт 4 Что больше: поверхностное натяжение чистой воды или поверхностное натяжение мыльного раствора?
Опыт 5 Что больше: поверхностное натяжение чистой воды или поверхностное натяжение раствора сахара?
Опыт 6 Что больше: поверхностное натяжение холодной воды или поверхностное натяжение горячей воды?
Физическое соревнование Оборудование: монета достоинством 10 рублей, пипетка, стакан с водой
Рекомендации учителям по созданию проблемных ситуаций на уроке.
- Побуждать делать сравнения, обобщения, выводы.
- Создавать ситуации, используя задания, связанные с жизненным опытом.
- Предлагать практические исследовательские задания.
- Отыскивать различные способы решения одной и той же задачи.
- Излагать различные точки зрения на один и тот же вопрос.
- Использовать тесты с выбором правильного ответа.
Знаем
Хотим узнать
Жидкости обладают особым свойством – поверхностным напряжением
От чего зависит поверхностное натяжение?
Узнали
1. Наличие у жидкости свободной поверхности обусловливает существование особых явлений, называемых поверхностными. Они возникают в связи с тем, что молекулы внутри жидкости и молекулы на её поверхности находятся в неодинаковых условиях.
2. Поверхностное натяжение зависит от рода жидкости, её температуры, наличия примесей. С ростом температуры оно уменьшается и исчезает вовсе при критической температуре, что приводит к исчезновению границы раздела между жидкостью и её насыщенным паром.
: " Увидеть новое большая заслуга. А, увидев, не пройти мимо - заслуга не меньшая. Напротив - гораздо - большая". Д. Данин
Удачи всем и творческого потенциала!