Просмотр содержимого документа
«Презентация « Рефлексия деятельности обучающихся как неотъемлемая часть современного урока».»
« Рефлексия деятельности обучающихся как неотъемлемая часть современного урока».
Учитель географии МБОУ «Утянская СОШ»:
Бычкова О.И .
- Reflexio – обращение назад.
- Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
- Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.
- Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
- В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Функции рефлексии:
- проектировочная — рефлексия предполагает моделирование, проектирование деятельности, взаимодействия участников педагогического процесса, целеобразование в деятельности;
- организаторская - рефлексия способствует организации наиболее продуктивной деятельности, взаимодействия педагога и учащихся;
- коммуникативная - рефлексия является важным условием общения педагога и воспитанника;
- смыслотворческая — рефлексия обусловливает формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;
- мотивационная - рефлексия определяет направленность, характер, результативность деятельности, взаимодействия учителя и учащихся;
- коррекционная - рефлексия побуждает участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, взаимодействия.
Классификация приемов рефлексии
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Гномик веселый и грустный
Лестница состояний (твои ощущения на уроке)
Комфортно
Уверен в своих силах
Хорошо
Плохо
Крайне
скверно
Рефлексия настроения «Радуга»
С каким цветом радуги ассоциируется данный урок?
- оранжевый– радостное, восторженное настроение.
- красный- нервозное, возбуждённое состоянии, агрессия;
- синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;
- зелёный цвет – активность,
- жёлтый цвет – цвет радости
- фиолетовый цвет – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
3-4 ошибки
1 ошибка
Нет ошибок
Звездочка «Я на уроке» (учащийся в каждом лучике записывает свои действия на уроке)
Я на уроке
Волшебный мешочек
Рефлексия содержания учебного материала
- 1. сегодня я узнал…
- 2. было интересно…
- 3. было трудно…
- 4. я выполнял задания…
- 5. я понял, что…
- 6. теперь я могу…
- 7. я почувствовал, что…
- 8. я приобрел…
- 9. я научился…
- 10. у меня получилось …
- 11. я смог…
- 12. я попробую…
- 13. меня удивило…
- 14. урок дал мне для жизни…
- 15. мне захотелось…
Плюс-минус-интересно
Плюс
Минус
записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
Интересно
записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Рюкзак
Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".
Пример.
- я научился составлять план текста и конспект
- я запомнил формулу для нахождения естественного прироста населения…
- я разобрался в такой-то теме
- я наконец-то запомнил, чем …отличается от…
Анкетирование
- Доволен ли ты тем, как прошел урок?
- Было ли тебе интересно?
- Сумел ли ты получить новые знания?
- Был ли ты активен на уроке?
- Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?
- Учитель был внимателен к тебе?
- Сумел ли ты показать свои знания
Светофор
- Карточка красного цвета: «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке»
- Карточка желтого цвета: «Урок был интересен и я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно»
- Карточка зеленого цвета: « Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я не был готов»
Анкета самоанализа
На уроке я работал
активно / пассивно
Своей работой на уроке я
доволен / не доволен
Урок мне показался
коротким / длинным
За урок я
не устал / устал
Мое настроение
стало лучше / стало хуже
Материал урока мне был
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
Домашнее задание
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно