Муниципальное общеобразовательное учреждение
лицей №5 имени Ю.А. Гагарина
Методы решения целых и дробно-рациональных уравнений.
Автор:
Таболаева Марина Васильевна -учитель математики МОУ лицея №5 им.Ю.А.Гагарина Волгограда
Волгоград 2016
Цель урока
- Изучить основные методы решения целых и дробно-рациональных уравнений.
- Показать на примерах различные комбинации этих методов для решения уравнений.
- Узнать историю появления рациональных уравнений.
Актуальность темы
И в школьной программе и в олимпиадах часто встречаются уравнения, для решения которых не достаточно простых вычислений или выделения дискриминанта, а нужны порой творческие комбинации особых методов решений.
Данную презентацию можно использовать в качестве пособия при отработке решений целых и рациональных уравнений.
Определения
- P(x) = a 0 x n + a 1 x n – 1 + a 2 x n – 2 + … + a n – 1 x + a n , где n — натуральное, a 0 , a 1 ,…, a n — некоторые действительные числа, называется целым рациональным выражением.
- Уравнение вида P(x) = 0, где P(x) — целое рациональное выражение, называется целым рациональным уравнением.
- Дробно-рациональным уравнением называется уравнение вида P(x)/Q(x)=0, где P(x) и Q(x) - рациональные выражения
Основные методы решения целых и дробно-рациональных уравнений
- Группировка
- Разложение на множители
- Введение новой переменной
- Метод неопределенных коэффициентов
- Графический метод
- Выделение целой части
Пример
Уравнение №1
1 . (x-1)(x-7)(x-4)(x+2)=40
В этом виде уравнения в левой части стоит произведение четырех скобок, а в правой – число.
1. Сгруппируем скобки по две так, чтобы сумма свободных членов была одинаковой.
В нашем уравнении первую скобку с третьей, а вторую с четвертой, так как
(-1)+(-4)=(-7)+2
2. Перемножим их.
3. Введем новую переменную.
Получаем уравнение
Раскрывая скобки получаем квадратное уравнение относительно t, получаем :
t1=16, t2=-6
и подставляем t в равенство
решаем два квадратных уравнений относительно х
Ответ:
Пример
Заметим, что в каждой скобке коэффициент при х в квадрате и свободный член одинаковые. Вынесем из каждой скобки множитель х
Так как х=0 не является корнем исходного уравнения, разделим обе части уравнения на х в квадрате. Получим:
Теперь можем ввести замену переменной:
Получим уравнение:
t1=1, t2=-4
Ответ:
Уравнение №2
2 .
Уравнение этого типа похоже на предыдущее с одним отличием: в правой части уравнения стоит произведение числа на х в квадрате.
1. Группируем скобки по две так, чтобы произведение свободных членов было одинаковым .
2. Перемножаем каждую пару скобок.
3. Из каждого множителя выносим за скобку х.
4. Делим обе части уравнения на х в квадрате
5. Вводим замену переменной.
В этом уравнении сгруппируем первую скобку с четвертой, а вторую с третьей, так как :
Пример
Уравнение №3
Теперь можем ввести замену переменной:
Получим уравнение относительно переменной t:
Полученное уравнение приводим к общему знаменателю, имея в виду что t не равно 0 и 2, получаем квадратное уравнение относительно t.
t1=1 и t2=8 . подставляем эти значения в равенство:
И решаем два квадратных уравнения относительно х
Ответ:
3 .
Заметим, что в знаменателях обоих дробей стоят квадратные трехчлены, у которых старший коэффициент и свободный член одинаковые. Вынесем, как и в уравнении №2, х за скобку. Получим:
Разделим числитель и знаменатель каждой дроби на х:
Пример
Уравнение №4
4 .
Коэффициенты уравнения симметричны относительно центрального. Такое уравнение называется возвратным .
Чтобы его решить,
1. Разделим обе части уравнения на х (Мы можем это сделать, так как х=0 не является корнем уравнения.) Получим:
2. Сгруппируем слагаемые таким образом:
3. В каждой группе вынесем за скобку общий множитель:
4. Введем замену:
5. Выразим через t выражение
Отсюда
Получим уравнение относительно t:
Решаем его и находим, что t1=10/3, а t2=2,5.
Подставляем в
И находим х
Ответ:
Однородные уравнения
Пример.
Однородное уравнение
Уравнение №5
Получим квадратное уравнение:
Найдем значения t
t1=-5/4 t2=7,75
Подставим в
И найдем корни уравнения
Ответ:
Пример. Метод симметризации.
Уравнение №6
6.
Это уравнение имеет такую структуру:
Решается с помощью введения переменной:
В нашем уравнении
,тогда
Введем заменув уравнение:
Теперь возведем каждую скобку в четвертую степень, используя треугольник Паскаля:
Упростим выражение и получим биквадратное уравнение относительно t:
Введем замену y=
Получим квадратное уравнение:
Найдем значения y
y1= y2=
y может принимать только положительные значения, следовательно у2 не подходит, находим t
t=
Вернемся к переменной х
х=t-2
Ответ: -2
Треугольник Паскаля
Пример. Выделение полного квадрата.
Уравнение №7
7 .
Это уравнение имеет такую структуру:
Чтобы его решить, нужно в левой части уравнения выделить полный квадрат.
Для этого нужно прибавить или вычесть удвоенное произведение. Тогда мы получим квадрат суммы или разности. Для удачной замены переменной это имеет определяющее значение.
Начнем с нахождения удвоенного произведения:
Теперь прикинем, что нам удобнее иметь – квадрат суммы или разности. Рассмотрим, для начала сумму выражений:
Это выражение в точности равно удвоенному произведению. Тогда, чтобы в скобках получить квадрат суммы, нужно прибавить и вычесть удвоенное произведение:
Введем замену:
Получим квадратное уравнение
Решаем его и возвращаемся к исходной переменной х
Ответ:
Пример.
Уравнение №8
8.
Подставляя в уравнение делители свободного члена -3, получаем два корня: и, значит можем представить это уравнение в виде:
Находим коэффициенты p и q из равенства
Открываем скобки и получаем q = 1
p = -4.
Следовательно исходное уравнение приводится к виду:
Приравнивая третью скобку к 0, находим оставшиеся корни уравнения
,
Ответ: , ,
Пример. Графический метод
Уравнение №9
9.
Представим данное уравнение в виде
Построим в одной системе координат графики функций
Эти графики пересекаются в точке, абсцисса которой равна 2.
Значит уравнение имеет корень
Уравнения для самостоятельного решения
2 формулы, которые выражали бы корни уравнения через его коэффициенты с помощью четырех арифметических действий – сложения, вычитания, умножения, деления – и извлечения корней или радикалов, то есть, говоря более кратко, решали бы уравнение в радикалах. Однако «мрачное средневековье» оказалось как нельзя более мрачным и в отношении обсуждаемой задачи – в течение целых семи столетий требуемых формул никто не нашел. Только в 16 веке итальянским математикам удалось продвинуться дальше – найти формулы для n=3 и n=4. " width="640"
Из истории рациональных уравнений
Уже в древности люди осознали, как важно научиться решать алгебраические уравнения вида
а 0 х n +а 1 х n-1 +…+а n =0
— ведь к ним сводятся очень многие и очень разнообразные вопросы практики и естествознания (конечно, здесь можно сразу предполагать, что а 0 0, так как иначе степень уравнения на самом деле не n, а меньше).
Уместно напомнить, что сам термин «алгебра» происходит от названия сочинения Мухаммеда аль-Хорезми, (то есть Мухаммеда из Хорезма) «Аль-джебр аль-мукабала», в котором излагались решения такого уравнения при n=1 и n=2.
Многим, разумеется, приходила в голову заманчивая мысль найти и для любой другой степени n2 формулы, которые выражали бы корни уравнения через его коэффициенты с помощью четырех арифметических действий – сложения, вычитания, умножения, деления – и извлечения корней или радикалов, то есть, говоря более кратко, решали бы уравнение в радикалах.
Однако «мрачное средневековье» оказалось как нельзя более мрачным и в отношении обсуждаемой задачи – в течение целых семи столетий требуемых формул никто не нашел. Только в 16 веке итальянским математикам удалось продвинуться дальше – найти формулы для n=3 и n=4.
Из истории рациональных уравнений
Сегодня ученый, сделав какое-либо открытие, стремится поскорее рассказать о нем на научной конференции, опубликовать статью в научном журнале. Совсем не так было в 16 веке. Сделав открытие, средневековый мыслитель скрывал его как можно дольше, оставаясь, так сказать, единственным владельцем того, чего нет ни у кого другого. Так было и в этом случае.
Для математиков того времени существовало не одно уравнение третьей степени
х 3 +рх 2 +qx+r=0,
а несколько, из которых главнейшими были три:
х 3 +рх=q
х 3 =рх+q
х 3 +рх 2 =q
А почему же не одно? Потому что в те времена рассматривались лишь уравнения с положительными коэффициентами. Первыми из них было решено уравнение х 3 +рх=q. Это удалось сделать итальянскому математику Сципиону Даль Ферро (1465-1526).
Даль Ферро не опубликовал найденного им способа, но некоторые из его учеников знали об этом открытии, и вскоре один из них, Антонио Фиор, решил им воспользоваться.
Из истории рациональных уравнений
В те годы были распространены публичные диспуты по разного рода научным вопросам. Победители таких диспутов обычно получали неплохое вознаграждение, от исхода научного поединка нередко зависела судьба ученого. Фиор рассчитывал на победу в любом диспуте, ведь он знал то, чего не знали другие (правда, он не знал много, что знали другие).
В это время в итальянском городе Верона жил небогатый учитель математики Никколо Тарталья (1499-1557). Тарталья был очень талантливым человеком и сумел в 1535 году заново открыть прием, изобретенный Сципионом Даль Ферро.
Состоялся поединок между Фиором и Тартальей. По условию, соперники обменялись тридцатью задачами, на решение которых отводилось шестьдесят дней. Но так как Фиор знал по существу только одну задачу и был уверен, что какой-то учитель решить ее не сможет, то все его тридцать задач оказались однотипными. Тарталья был хорошо подготовлен к их решению и справился со всеми тридцатью задачами за два часа. Фиор же не смог решить ни одной из задач, предложенных его противником. Победа прославила Никколо Тарталью на всю Италию, но вопрос о решении уравнений третьей степени еще не был решен до конца.
Источники
http:// webmath.exponenta.ru
http:// www.math24.ru
http:// ru.wikipedia.org
http:// ege-ok.ru
http:// 5ballov.qip.ru
- Учебник Адгебра 9кл (Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, И.Е. Феоктистов. Изд. «Мнемозина», Москва 2011)
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ