СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Роль библиотеки в формировании читательской культуры"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации рассмотрены основные направления деятельности библиотеки, задачи библиотеки ФГОС, вопросы оформления библиотеки и обслуживания читателей.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Роль библиотеки в формировании читательской культуры"»

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ Роль библиотекаря в  формировании читательской  культуры

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Роль библиотекаря в формировании читательской культуры

Основные направления деятельности библиотеки Содействие педагогическому коллективу в развитии и воспитании детей. Обеспечение учебного и воспитательного процесса всеми формами и методами библиотечного и информационно-библиографического обслуживания. Привитие любви к книге и воспитание культуры чтения, бережного отношения к печатным изданиям. Руководство чтением детей.

Основные направления деятельности библиотеки

  • Содействие педагогическому коллективу в развитии и воспитании детей.
  • Обеспечение учебного и воспитательного процесса всеми формами и методами библиотечного и информационно-библиографического обслуживания.
  • Привитие любви к книге и воспитание культуры чтения, бережного отношения к печатным изданиям.
  • Руководство чтением детей.
Основные направления деятельности библиотеки 5. Привлечение каждого учащегося к систематическому чтению с целью успешного изучения учебных предметов, развития речи и мышления, познавательных интересов и способностей. 6. Содействие повышению научно-методического, педагогического мастерства работников общеобразовательного учреждения. 7. Привлечение родителей учащихся к семейным чтениям литературных произведений, массовым мероприятиям в библиотеке.

Основные направления деятельности библиотеки

5. Привлечение каждого учащегося к систематическому чтению с целью успешного изучения учебных предметов, развития речи и мышления, познавательных интересов и способностей.

6. Содействие повышению научно-методического, педагогического мастерства работников общеобразовательного учреждения.

7. Привлечение родителей учащихся к семейным чтениям литературных произведений, массовым мероприятиям в библиотеке.

Задачи библиотеки и Фгос • Задача библиотеки ОУ обеспечения доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям соответствует новым федеральным государственным образовательным стандартам  • Задача библиотеки по формированию навыков независимого библиотечного пользователя соответствует новым федеральным образовательным стандартом.  • Задача воспитания культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала через приобщение к литературе и чтению соответствует требованиям стандартов

Задачи библиотеки и Фгос

• Задача библиотеки ОУ обеспечения доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям соответствует новым федеральным государственным образовательным стандартам

• Задача библиотеки по формированию навыков независимого библиотечного пользователя соответствует новым федеральным образовательным стандартом.

• Задача воспитания культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала через приобщение к литературе и чтению соответствует требованиям стандартов

Библиотекарь и учитель Совместными усилиями нужно добиваться осознания «значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, понятий о нравственности; формирования потребности в систематическом чтении, понимания роли чтения.

Библиотекарь и учитель

Совместными усилиями нужно добиваться осознания «значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, понятий о нравственности; формирования потребности в систематическом чтении, понимания роли чтения.

Оформление библиотеки Функциональность организации фонда и технических средств . Помещение любой библиотеки можно разделить на две зоны: читательскую и внутреннюю (функционально-технологическую). Расстановка фонда . Свободный доступ стимулирует диалог библиотекаря с читателем, выступает как развивающее и обучающее пространство. Книжные выставки.  Наличие определённого количества книжных выставок позволяет сфокусировать внимание читателей на наиболее значимых и полезных изданиях и без всякого давления привлечь к чтению этих изданий.

Оформление библиотеки

Функциональность организации фонда и технических средств . Помещение любой библиотеки можно разделить на две зоны: читательскую и внутреннюю (функционально-технологическую).

Расстановка фонда . Свободный доступ стимулирует диалог библиотекаря с читателем, выступает как развивающее и обучающее пространство.

Книжные выставки. Наличие определённого количества книжных выставок позволяет сфокусировать внимание читателей на наиболее значимых и полезных изданиях и без всякого давления привлечь к чтению этих изданий.

Обслуживание читателей Обновление библиотечно-библиографического обслуживания – это внедрение активных, нетрадиционных, новых форм массовой работы, игровых, дискуссионных, клубных, возможны не библиотечные формы, если они отвечают запросам отдельных групп читателей или конкретного читателя.

Обслуживание читателей

Обновление библиотечно-библиографического обслуживания

это внедрение активных, нетрадиционных, новых форм массовой работы, игровых, дискуссионных, клубных, возможны не библиотечные формы, если они отвечают запросам отдельных групп читателей или конкретного читателя.

обслуживание читателей ОСНОВА ОБНОВЛЕНИЯ – поворот к личности ребенка, потребностям, т.е. значительное улучшение индивидуальной работы на принципе педагогики сотрудничества, сотворчества, личное общение с юными читателями, при котором каждый ребенок выступает как равноправная личность, равноправный партнер, хотя инициатором общения является библиотекарь.

обслуживание читателей

ОСНОВА ОБНОВЛЕНИЯ

поворот к личности ребенка, потребностям, т.е. значительное улучшение индивидуальной работы на принципе педагогики сотрудничества, сотворчества, личное общение с юными читателями, при котором каждый ребенок выступает как равноправная личность, равноправный партнер, хотя инициатором общения является библиотекарь.

Обслуживание читателей Сегодня в центр библиотечно-библиографического обслуживания ставится очень важная задача воспитания у читателя творческого чтения, его многогранность, а следовательно по-прежнему важны ведущие читательские характеристики: частота посещения библиотеки, объем чтения, его отраслевая, жанровая разносторонность, умение оценивать прочитанное, культура чтения.

Обслуживание читателей

Сегодня в центр библиотечно-библиографического обслуживания ставится очень важная задача воспитания у читателя творческого чтения, его многогранность, а следовательно по-прежнему важны ведущие читательские характеристики: частота посещения библиотеки, объем чтения, его отраслевая, жанровая разносторонность, умение оценивать прочитанное, культура чтения.

Обслуживание читателей Большое значение приобретает творческое содружество библиотеки и семьи, ведь рождение ребенка как читателя происходит в семье, и выработать у ребенка потребность в чтении, в библиотеке невозможно без участия семьи. Назрела необходимость включить семью в круг проблем, которые волнуют и заботят библиотекарей: это организация семейного чтения, руководства чтением, культура чтения детей, и т.д.

Обслуживание читателей

Большое значение приобретает творческое содружество библиотеки и семьи, ведь рождение ребенка как читателя происходит в семье, и выработать у ребенка потребность в чтении, в библиотеке невозможно без участия семьи. Назрела необходимость включить семью в круг проблем, которые волнуют и заботят библиотекарей: это организация семейного чтения, руководства чтением, культура чтения детей, и т.д.

Обслуживание читателей Один из назревших вопросов современной работы библиотек – изменение и совершенствование методики планирования работы на год.  План библиотеки является частью общешкольного плана и вместе с тем он учитывает специфику работы с детьми и составляется на основе учебно-воспитательного плана школы; согласовывается с педколлективом, учитывает потребности, мнения, спрос руководителей чтения, учащихся, опирается на процесс обновления и гуманизации учебного процесса.

Обслуживание читателей

Один из назревших вопросов современной работы библиотек – изменение и совершенствование методики планирования работы на год.

План библиотеки является частью общешкольного плана и вместе с тем он учитывает специфику работы с детьми и составляется на основе учебно-воспитательного плана школы; согласовывается с педколлективом, учитывает потребности, мнения, спрос руководителей чтения, учащихся, опирается на процесс обновления и гуманизации учебного процесса.

Формы работы с читателями Индивидуальная работа с читателями . Индивидуальное обслуживание  – это деятельность библиотекаря по удовлетворению их запросов, консультирование при самостоятельном выборе книг и в ходе процессов работы с ними. Задачи индивидуального обслуживания: - удовлетворение информационных потребностей читателей; - развитие структуры и глубины интересов читателей; - содействие повышению уровня информационной культуры учащихся и их читательского развития; - организация сотрудничества библиотекаря и читателя на всем притяжении пользования читателем библиотекой.

Формы работы с читателями

Индивидуальная работа с читателями .

Индивидуальное обслуживание – это деятельность библиотекаря по удовлетворению их запросов, консультирование при самостоятельном выборе книг и в ходе процессов работы с ними.

Задачи индивидуального обслуживания:

- удовлетворение информационных потребностей читателей;

- развитие структуры и глубины интересов читателей;

- содействие повышению уровня информационной культуры учащихся и их читательского развития;

- организация сотрудничества библиотекаря и читателя на всем притяжении пользования читателем библиотекой.

Формы работы с читателями Одной из важных форм индивидуальной работы является беседа: о правилах пользования библиотекой, о каталогах, о новых поступлениях и т.д. Библиотекарь должен первым начать беседу или незаметно побудить читателя сделать это, т.е. выступить в роли психолога, постараться понять психологию читателя. Следует оперативно и доброжелательно откликнуться на запросы читателя; выбирать применительно к каждому из них действенный способ влияния.

Формы работы с читателями

Одной из важных форм индивидуальной работы является беседа: о правилах пользования библиотекой, о каталогах, о новых поступлениях и т.д.

Библиотекарь должен первым начать беседу или незаметно побудить читателя сделать это, т.е. выступить в роли психолога, постараться понять психологию читателя.

Следует оперативно и доброжелательно откликнуться на запросы читателя; выбирать применительно к каждому из них действенный способ влияния.

Формы работы с читателями Групповое и массовое обслуживание читателей в школьной библиотеке.  Групповое обслуживание  – это совокупность форм и методов направленных на удовлетворение культурно-информационных потребностей малых групп читателей, объединенных общими интересами.  Массовое обслуживание – путь удовлетворения данной библиотекой культурно-информационных потребностей характерных для большинства читателей.

Формы работы с читателями

Групповое и массовое обслуживание читателей в школьной библиотеке.

Групповое обслуживание – это совокупность форм и методов направленных на удовлетворение культурно-информационных потребностей малых групп читателей, объединенных общими интересами.

Массовое обслуживание – путь удовлетворения данной библиотекой культурно-информационных потребностей характерных для большинства читателей.

Формы работы с читателями Групповые формы работы библиотекаря:  - вечер вопросов и ответов - презентация книги  - вечер-диалог - читательская конференция  диспуты  устный журнал  формы обслуживания   тематические библиотечные вечера

Формы работы с читателями

Групповые формы работы библиотекаря:

- вечер вопросов и ответов

- презентация книги

- вечер-диалог

- читательская конференция

  • диспуты
  • устный журнал
  • формы обслуживания
  • тематические библиотечные вечера
Формы работы с читателями  Центральным звеном в работе библиотекаря по формированию читательской культуры школьников является организация литературных игр и литературных праздников.   Взяв за основу это определение, можно разделить литературные игры следующим образом: игры и упражнения по развитию речи; литературные головоломки, игры со словами (кроссворды, чайнворды и т. д.); литературные викторины;

Формы работы с читателями

Центральным звеном в работе библиотекаря по формированию читательской культуры школьников является организация литературных игр и литературных праздников.

Взяв за основу это определение, можно разделить литературные игры следующим образом:

  • игры и упражнения по развитию речи;
  • литературные головоломки, игры со словами (кроссворды, чайнворды и т. д.);
  • литературные викторины;
  • "стилизованные" игры ("Брейн-ринг", "Поле чудес", "Крестики-нолики", "Умники и умницы", "Сильное звено", "Пойми меня", "Счастливый случай", "Литературный покер" и т. д.).
Самообразование и саморазвитие библиотекаря Какими качествами должен обладать библиотекарь, занимающийся обслуживанием читателей?  Во-первых , способностью критически анализировать явления, факты; уметь выбирать из общего объема необходимую информацию, схватывать суть проблемы; во-вторых , быть внимательным, уметь быстро переключаться с одного вида деятельности на другой; в-третьих , обладать деловыми качествами, заставлять себя делать любую необходимую работу; в-четвертых , обладать коммуникативными качествами: уметь вести деловую беседу, доходчиво доносить свои мысли, находить нужный тон, целесообразную форму общения в зависимости от индивидуальных особенностей читателей; в-пятых , грамотно говорить, связно и логично излагать свои мысли.

Самообразование и саморазвитие библиотекаря

Какими качествами должен обладать библиотекарь, занимающийся обслуживанием читателей?

Во-первых , способностью критически анализировать явления, факты; уметь выбирать из общего объема необходимую информацию, схватывать суть проблемы;

во-вторых , быть внимательным, уметь быстро переключаться с одного вида деятельности на другой;

в-третьих , обладать деловыми качествами, заставлять себя делать любую необходимую работу;

в-четвертых , обладать коммуникативными качествами: уметь вести деловую беседу, доходчиво доносить свои мысли, находить нужный тон, целесообразную форму общения в зависимости от индивидуальных особенностей читателей;

в-пятых , грамотно говорить, связно и логично излагать свои мысли.

Самообразование и саморазвитие библиотекаря  Происходящая в современном обществе эволюция роли библиотекаря, внедрение новой информационной технологии ставит библиотеки перед необходимостью качественных кадровых изменений, постоянного совершенствования и переподготовки персонала. Главная миссия библиотеки осталась неизменной – предоставление источников информации своим пользователям, но пути ее реализации стали более сложными и разнообразными.  Эти перемены вызваны в основном технологическим развитием: информационные продукты теперь производятся в различных формах и на множестве различных носителей.

Самообразование и саморазвитие библиотекаря

Происходящая в современном обществе эволюция роли библиотекаря, внедрение новой информационной технологии ставит библиотеки перед необходимостью качественных кадровых изменений, постоянного совершенствования и переподготовки персонала. Главная миссия библиотеки осталась неизменной – предоставление источников информации своим пользователям, но пути ее реализации стали более сложными и разнообразными.

Эти перемены вызваны в основном технологическим развитием: информационные продукты теперь производятся в различных формах и на множестве различных носителей.

Самообразование и саморазвитие библиотекаря Меняться должны не только читатели, фонды, материально-техническая база библиотек, но и библиотекари. Им предстоит трезво и самокритично оценивать свои личные возможности, личное влияние на формирование атмосферы, делающей библиотеку привлекательной для читателя и, следовательно, нужной обществу.

Самообразование и саморазвитие библиотекаря

Меняться должны не только читатели, фонды, материально-техническая база библиотек, но и библиотекари. Им предстоит трезво и самокритично оценивать свои личные возможности, личное влияние на формирование атмосферы, делающей библиотеку привлекательной для читателя и, следовательно, нужной обществу.

Заключение  Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть — задача взрослых (будь то родитель, писатель, издатель, учитель, библиотекарь, воспитатель), задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи России.  Школьная библиотека, применяя различные методы, педагогические и информационные технологии, является активным участником учебно-воспитательного процесса. Она прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивает воображение, воспитывает гражданскую ответственность.

Заключение

Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть — задача взрослых (будь то родитель, писатель, издатель, учитель, библиотекарь, воспитатель), задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи России.

Школьная библиотека, применяя различные методы, педагогические и информационные технологии, является активным участником учебно-воспитательного процесса. Она прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивает воображение, воспитывает гражданскую ответственность.