Тема. Обобщение изученного по теме «Состав слова»
( урок – игра «Счастливый случай» )
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают: состав слова;
умеют: разбирать слова по составу.
Метапредметные:
Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения результата; анализировать собственную работу, вносить изменения в процесс деятельности с учетом возникших трудностей; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.
Познавательные: общеучебные - извлекать необходимую информацию из заданий;
логические – осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.
Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; пытаться принимать другую точку зрения, уметь работать в коллективе.
Личностные: расширяют познавательные интересы; проявляют ответственное и прилежное отношение к самостоятельной деятельности; обнаруживают терпение и настойчивость в преодолении трудностей; имеют адекватную позитивную самооценку.
Оборудование:
- учебник «Русского языка» 3 класс;
- карточки «Грамматическое лото»;
- таблички с названием команд;
- презентация;
- компьютер;
- интерактивная доска;
- жетоны.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Давайте настроимся на урок и улыбнемся друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:
Я в школе на уроке:
Сейчас начну учиться.
Внимание мое растет.
Я на уроке все замечу.
Память меня не подведет.
Голова мыслит ясно.
Ведь я хочу учиться.
Я готов к работе.
Я – работаю.
- Сообщение темы и целей урока.
- Урок русского языка мы проведем в форме игры «Счастливый случай». Продолжим красиво писать, будем думать, рассуждать.
3. Игра «Счастливый случай»
- Сегодня встретятся 3 команды. Наша задача – выявить команду – победительницу и лучших знатоков в каждой из них.
- За правильный ответ будет выдаваться – жетон. Итак. Начнем, но сначала дадим командам названия. Для этого надо вспомнить части слова.
1 команда: « Изменяемая часть слова – это……..» (Окончание)
2 команда: « Общая часть однокоренных слов – это …..» (Корень)
3 команда: « Изменяемая часть слова, которая служит для образования новых слов? ( приставка.
- Какие ещё части слова вы еще знаете?
(За правильные ответы – жетон.)
- Разминка « Чистописание»
- Отгадайте, какая буква похожа на лесной шалашик? (Буква «Л»)
- Дайте характеристик звуку, который обозначает эта буква? (звук – согласный, непарный, звонкий)
(За правильный ответ – жетон.)
- Пальчиковая гимнастика.
- Подготовим пальчики к работе.
Этот пальчик самый сильный,
Этот толстый и большой,
Этот пальчик для того….
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный,
И стоит он в середине,
Этот пальчик безымянный,
Избалованный он самый,
А мизинчик, хоть и мал,
Очень ловок и удал.
- Письмо букв.
- Запишите, продолжив закономерность.
Лл лЛл Ллл ллЛлл Лллл лллЛллл
- Давайте поиграем!
- ый гейм: «Найдите друзей»
- Прочитайте слова. От данных слов образуйте однокоренные слова. Запишите в тетрадь.
1) лень ( ленивый, ленивец, лентяй)
2) боль (больной, больница, больничный, болезнь)
3) соль( солонка, пересол, рассол, посолил)
(За правильные ответы – жетон.)
2 –ой гейм «Сборщик»
- Составить слова и разобрать их по составу.
1) и, ник, под, снеж – (подснежник)
2)а, к, по, сад – ( посадка)
3) а, ушк корм – (кормушка)
(За правильные ответы – жетон.)
- Физкультминутка.
«Не ошибись, пожалуйста».
- Я буду подавать команды, а вы будете выполнять их только тогда, когда я скажу «пожалуйста»
- Встаньте, пожалуйста.
- Поднимите руки.
- Похлопайте, пожалуйста.
- Потопайте, пожалуйста.
- Сядьте тихо.
- Поклонитесь, пожалуйста.
- Сядьте, пожалуйста тихо.
3 – ий гейм «Кто больше»
- Запишите как можно больше слов за 1 минуту.
1команда: при помощи приставки от корня – ход -.
2 команда: при помощи суффикса от корня – верш -.
3 команда: при помощи приставки от корня – вод -.
( За каждое слово выдается жетон. Команда у которой больше слов – получает жетон)
4- ый гейм « Отгадайте слова»
- Корень мой находится в «цене»,
В «очерке» найдите приставку мне,
Суффикс мой в «тетради» все встречали,
Вся же я – в дневнике и тетрадке. Оценка.
- Корнем с дорогой роднится,
В «сборе» приставка таится,
Суффикс как в слове «дневник»,
Целым же в космос проник. Спутник.
- Мой корень – родственник сражению.
Приставка в слове «заявление».
В «наборщике» есть суффикс мой,
А весь – тружусь я под землей. Забойщик.
5 – ый гейм « Это все мы проходили» ( Грамматическое лото)
Во время игры используются карточки двух видов: на одних написаны вопросы, а на других ответы. В каждой команде имеются по две таких карточки. Команды задают друг другу вопросы.
- Что вы знаете о родственных словах? ( Родственные слова имеют общую часть. Они близки по смыслу)
Какая часть слова бывает во всех словах? (Главная часть слова – корень)
- Что называют корнем? (Корнем называется общая часть всех родственных слов)
Что называется окончанием? ( Окончанием называется изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слов в предложении)
- Что такое приставка? ( Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем. При помощи приставки образуются новые слова)
Что такое суффикс? ( Суффикс – часть слова, которая стоит после корня, при помощи суффикса образуются новые слова)
( Во время проверки жетоны выдаются тем. Кто правильно ответил на вопросы).
6 – ой гейм « Самостоятельный»
Спишите предложения. Выделенные слова разберите по составу.
В летнее время дети ходят в походы. В открытое окно влетела птичка.
(Проверка – по одному ученику от каждой команды).
(За правильные ответы – жетон.)
- Подведение итогов.
- Пока мы подсчитываем ваши очки, вы сами оцените свою работу на уроке. (учащиеся в тетради выставляют себе оценку.)
Объявляется команда победитель и отдельные учащиеся, которые лучше всего работали на уроке.
- Домашнее задание.
Карточка. Расшифруйте слова. Подчеркните орфограммы.
ОКГЕЛ ГАЗМАИН СЯМЕЦ ЦАНИЛЕСТ ОННЕЛДЕМ
Легко Магазин Месяц Лестница Медленно