СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Синтаксический марафон"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок -соревнование по разделу "Синтаксис".

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Синтаксический марафон"»

«СИНТАКСИЧЕСКИЙ МАРАФОН» Цели урока: повторить и обобщить знания по теме «Синтаксис»; закрепить навыки постановки знаков препинания в простых и сложных предложениях; развивать интерес к русскому языку. Оборудование: компьютер, экран

«СИНТАКСИЧЕСКИЙ МАРАФОН»

Цели урока: повторить и обобщить знания по теме «Синтаксис»; закрепить навыки постановки знаков препинания в простых и сложных предложениях; развивать интерес к русскому языку.

Оборудование: компьютер, экран

    Ход урока .  I .ОРГМОМЕНТ.  II . БЕСЕДА.  -Какой раздел русского языка изучает связи между словами, строение предложений?  -Что еще изучает синтаксис?  -Для чего нужна пунктуация?  -Что соединяет части предложения?

Ход урока .

I .ОРГМОМЕНТ.

II . БЕСЕДА.

-Какой раздел русского языка изучает связи между словами, строение предложений?

-Что еще изучает синтаксис?

-Для чего нужна пунктуация?

-Что соединяет части предложения?

 -Синтаксис.  -Пунктуацию – постановку знаков  препинания.  -Чтобы предложение стало более  понятным, ярче выделилась главная  мысль предложения.  -Интонация и союзы.

-Синтаксис.

-Пунктуацию – постановку знаков

препинания.

-Чтобы предложение стало более

понятным, ярче выделилась главная

мысль предложения.

-Интонация и союзы.

 III .МЫ НАЧИНАЕМ НАШ «СИНТАКСИЧЕСКИЙ МАРАФОН».  СТАНЦИЯ 1: «УПОРЯДОЧЕННАЯ». Задание: измените предложение, чтобы в нём был прямой порядок слов. БЫСТРО РОНЯЕТ ЛИСТВЕННЫЙ ЛЕС ОСЕННИЙ НАРЯДНЫЙ СВОЙ УБОР.

III .МЫ НАЧИНАЕМ НАШ «СИНТАКСИЧЕСКИЙ МАРАФОН».

СТАНЦИЯ 1: «УПОРЯДОЧЕННАЯ».

Задание: измените предложение, чтобы в нём был прямой порядок слов.

БЫСТРО РОНЯЕТ ЛИСТВЕННЫЙ ЛЕС ОСЕННИЙ НАРЯДНЫЙ СВОЙ УБОР.

Ответ: Лиственный лес быстро роняет свой нарядный осенний убор. СТАНЦИЯ 2: «ОСТАНОВОЧНАЯ». Задание: расставьте правильно знаки препинания, чтобы получился текст. ШИРОКА И ГЛУБОКА ПОД МОСТОМ ТЕКЛА РЕКА ПОД КОРЯГОЙ ПОД МОСТОМ ЖИЛ В РЕКЕ УСАТЫЙ СОМ ОН МЕЧТАЛ НА ДНЕ ЧАСАМИ ШЕВЕЛИЛ ВО СНЕ УСАМИ.
  • Ответ: Лиственный лес быстро роняет свой нарядный осенний убор.
  • СТАНЦИЯ 2: «ОСТАНОВОЧНАЯ».
  • Задание: расставьте правильно знаки препинания, чтобы получился текст.
  • ШИРОКА И ГЛУБОКА ПОД МОСТОМ ТЕКЛА РЕКА ПОД КОРЯГОЙ ПОД МОСТОМ ЖИЛ В РЕКЕ УСАТЫЙ СОМ ОН МЕЧТАЛ НА ДНЕ ЧАСАМИ ШЕВЕЛИЛ ВО СНЕ УСАМИ.

Ответ : Широка и глубока под мостом текла река, Под корягой, под мостом жил в реке усатый сом. Он мечтал на дне часами, Шевелил во сне усами.  СТАНЦИЯ 3: «СОБИРАТЕЛЬНАЯ».  Задание: составьте предложение с однородными членами на тему «Транспорт» с обобщающим словом перед ними. Выделить его.

Ответ :

Широка и глубока под мостом текла река,

Под корягой, под мостом жил в реке усатый сом.

Он мечтал на дне часами,

Шевелил во сне усами.

СТАНЦИЯ 3: «СОБИРАТЕЛЬНАЯ».

Задание: составьте предложение с однородными членами на тему «Транспорт» с обобщающим словом перед ними. Выделить его.

 Ответ,например, По улице мчатся машины(обобщ. сл.): «Шевроле», «Лада»,«Мерседес», «Хонда» и другие СТАНЦИЯ 4: «ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ».  Задание: выпишите из предложений только подлежащее. 1.Дочь любит мать. 2.Сторож построил шалаш. 3.Учащиеся открыли дневники. 4.Утки пролетели горы. 5.Косой увидел рысь.

Ответ,например, По улице мчатся машины(обобщ. сл.): «Шевроле», «Лада»,«Мерседес», «Хонда» и другие

СТАНЦИЯ 4: «ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ».

Задание: выпишите из предложений только подлежащее.

1.Дочь любит мать.

2.Сторож построил шалаш.

3.Учащиеся открыли дневники.

4.Утки пролетели горы.

5.Косой увидел рысь.

 Ответ: дочь, сторож, учащиеся, утки,  косой.  СТАНЦИЯ 5: «СОЕДИНИТЕЛЬНАЯ».  Задание: о каких знаках препинания говорится в стихах?  1) Заявили … :  -Мы девицы занятые:  Не обходится без нас  Ни диктовка, ни рассказ.  2) … знак  Удивился: «То есть как?» … знак  Возмутился: «То есть как!»

Ответ: дочь, сторож, учащиеся, утки,

косой.

СТАНЦИЯ 5: «СОЕДИНИТЕЛЬНАЯ».

Задание: о каких знаках препинания говорится в стихах?

1) Заявили … :

-Мы девицы занятые:

Не обходится без нас

Ни диктовка, ни рассказ.

2) … знак

Удивился: «То есть как?»

… знак

Возмутился: «То есть как!»

 Ответ: запятые, вопросительный и восклицательный знаки.  -ВОПРОС «НА ЗАСЫПКУ»: какие синтаксические единицы не носят функции соединения?  СТАНЦИЯ 6: «КОНСТРУКТИВНАЯ».  Задание: подчеркните грамматическую основу предложений.  1.Я хочу иметь собаку, но мама мне не разрешает.  2.Встало солнце, запели птицы звонко в лесу.  3.Если пойдет дождь, мы не пойдем в театр.

Ответ: запятые, вопросительный и восклицательный знаки.

-ВОПРОС «НА ЗАСЫПКУ»: какие синтаксические единицы не носят функции соединения?

СТАНЦИЯ 6: «КОНСТРУКТИВНАЯ».

Задание: подчеркните грамматическую основу предложений.

1.Я хочу иметь собаку, но мама мне не разрешает.

2.Встало солнце, запели птицы звонко в лесу.

3.Если пойдет дождь, мы не пойдем в театр.

 Ответ:1)Я хочу иметь, мама не разрешает. 2)Встало солнце, запели птицы. 3)Пойдёт дождь, мы не пойдём.  СТАНЦИЯ 7: «ОСЛОЖНЁННАЯ».  Задание: Из простого предложения сделайте осложнённое.  ЗИМОЙ В ЛЕСУ ПТИЦАМ ГОЛОДНО.

Ответ:1)Я хочу иметь, мама не разрешает. 2)Встало солнце, запели птицы. 3)Пойдёт дождь, мы не пойдём.

СТАНЦИЯ 7: «ОСЛОЖНЁННАЯ».

Задание: Из простого предложения сделайте осложнённое.

ЗИМОЙ В ЛЕСУ ПТИЦАМ ГОЛОДНО.

Ответ: 1)Вставить вводное слово – несомненно; 2)осложнить однородными членами; 3)осложнить обращением.  СТАНЦИЯ 8: «ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ».  Задание: найдите « третье – лишнее».  1.Собака лает, а кошка мяукает.  2.Светит солнце, голубеет небо.  3.Я люблю сказки, и мама часто читает их мне.

Ответ: 1)Вставить вводное слово – несомненно; 2)осложнить однородными членами; 3)осложнить обращением.

СТАНЦИЯ 8: «ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ».

Задание: найдите « третье – лишнее».

1.Собака лает, а кошка мяукает.

2.Светит солнце, голубеет небо.

3.Я люблю сказки, и мама часто читает их мне.

 Ответ: «лишнее» - 2 предложение (оно бессоюзное сложное), а 1 и 3 –сложно-  сочиненные.  СТАНЦИЯ 9: «ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ».  Задание: записать верно сложные предложения.  1.Но дождь не лил, туча нависла над нами. 2.Что грачи прилетели, всё мне снилось. 3.Как делать кораблики, я читал в книге.

Ответ: «лишнее» - 2 предложение (оно бессоюзное сложное), а 1 и 3 –сложно-

сочиненные.

СТАНЦИЯ 9: «ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ».

Задание: записать верно сложные предложения.

1.Но дождь не лил, туча нависла над нами.

2.Что грачи прилетели, всё мне снилось.

3.Как делать кораблики, я читал в книге.

Ответ: переставлять 2-ю часть предложений на место 1-ойчасти.  СТАНЦИЯ 10: «ПЕРЕЧИСЛИТЕЛЬНАЯ».  Задание: перечислить 5 вводных слов.

Ответ: переставлять 2-ю часть предложений на место 1-ойчасти.

СТАНЦИЯ 10: «ПЕРЕЧИСЛИТЕЛЬНАЯ».

Задание: перечислить 5 вводных слов.

Ответ: наверное, несомненно, во-первых, безусловно, во-вторых.  СТАНЦИЯ 11: « КОНЕЧНАЯ».  ИГРА «РЕДАКТОР»: отредактируйте текст.  СЫПЛЕТ МЕДЛЕННО СНЕГ БЕЛЫЙ НА ЧЁРНУЮ ЗЕМЛЮ. БЕЛЫМ КОВРОМ ЗЕМЛЯ ПОКРЫВАЕТСЯ МЕДЛЕННО. НО ЛЯЖЕТ СНЕГ УЖЕ СКОРО РОВНОЙ ПЕЛЕНОЙ.

Ответ: наверное, несомненно, во-первых,

безусловно, во-вторых.

СТАНЦИЯ 11: « КОНЕЧНАЯ».

ИГРА «РЕДАКТОР»: отредактируйте текст.

СЫПЛЕТ МЕДЛЕННО СНЕГ БЕЛЫЙ НА ЧЁРНУЮ ЗЕМЛЮ. БЕЛЫМ КОВРОМ ЗЕМЛЯ ПОКРЫВАЕТСЯ МЕДЛЕННО. НО ЛЯЖЕТ СНЕГ УЖЕ СКОРО РОВНОЙ ПЕЛЕНОЙ.

Ответ, например, Медленно сыплет белый снег на черную землю. Земля тихонько покрывается зимним ковром. Но уже скоро снег ляжет ровной пеленой.  3.) ИТОГ ЗАНЯТИЯ.  Более 70 % правильных ответов –«дошли до финиша»! –оценка «5».  

Ответ, например, Медленно сыплет белый снег на черную землю. Земля тихонько покрывается зимним ковром. Но уже скоро снег ляжет ровной пеленой.

3.) ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

Более 70 % правильных ответов –«дошли до финиша»! –оценка «5».

 

 Использованная литература: -Русский язык.5класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Л.А.Тростенцова и др.;науч. ред. Н.М.Шанский. –М.: Просвещение, 2015 -Нестандартные уроки русского языка. 5 класс/Сост. И.И.Гергель.- Волгоград.  -Л.А.Шкатова. Подумай и ответь. Занимательные задачи по русскому языку. – М.:Просвещение, 1999

Использованная литература:

-Русский язык.5класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Л.А.Тростенцова и др.;науч. ред. Н.М.Шанский. –М.: Просвещение, 2015

-Нестандартные уроки русского языка. 5 класс/Сост. И.И.Гергель.- Волгоград.

-Л.А.Шкатова. Подумай и ответь. Занимательные задачи по русскому языку. – М.:Просвещение, 1999


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!