СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синтаксический марафон.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

v

Цели: закрепление и диагностика умения определять вид односоставных предложений, развитие навыков правильной постановки знаков препинания; способствовать интересу к занятиям по русскому языку.

Тип урока: урок – соревнование

Оборудование: раздаточный материал, карта марафона

ХОД УРОКА

I. Слово учителя (Слайд №1)

- Ребята, мы начинаем наш « Синтаксический марафон». В лёгкой атлетике марафонская дистанция составляет 42 км 192м. Название своё марафон получил от греческого селения Марафон (Maraphon),из которого прибежал в Афины воин с вестью о победе над персами вVвеке до н. э. Дистанция нашего с вами марафона состоит из нескольких отрезков пути, на каждом из которых вам предстоит выполнить определённое задание. Я надеюсь, что вы хорошие «спортсмены», и на нашей «синтаксической» дистанции у нас не будет сошедших учеников. Внимательно посмотрите на условие каждого из заданий.

Итак, на старт! (слайд №2)

II. Лингвистический марафон

 

Дистанция первая «Теоретическая станция»

Презентация (Слайды 3 – 9)

 

Дистанция вторая «Перестройка»

Перестройте предложения с двумя главными членами в безличные.

1.Повеял лёгкий ветерок.

2. Пахнет ель, мох, вода, немного туман и завядшие листья.

3.Сильный ветер зашатал деревья, склонил их к земле.

4.Тёмные тучи заволокли полнеба.

5.Трава покрыла знакомую тропинку.

6.Сильная буря сломала старые деревья в лесу.

 

Дистанция третья «Выборочная»

ЗАДАНИЕ: прочитайте отрывок из художественного произведения; кто автор, какое это произведение? Выпишите только назывные предложения.

Что за лестница! – шептал про себя кузнец, - жаль ногами топтать. Экие украшения! Вот, говорят, лгут сказки! кой чёрт лгут! боже ты мой, что за перила! какая работа! тут одного железа рублей на пятьдесят пошло!

… «Что за картинаЧто за чудная живопись! – рассуждал он, - вот, кажется, говорит! кажется, живая! а дитя святое! и ручки прижало! и усмехается, бедное! а краски! боже ты мой, какие краски! тут вохры, я думаю, и на копейку не пошло, все ярь да бакан; а голубая так и горит! важная работа! должно быть, грунт наведён был блейвасом…»

(ОТВЕТ: назывные предложения подчёркнуты).

 

Дистанция четвёртая  Игра «Бред профессора»

ЗАДАНИЕ: идея игры в том, что все слова в известной фразе заменяются своими «научными», а точнее наукообразными, определениями и полученный псевдонаучный бред профессора предлагается для разгадывания, например: Кошка выпила молоко – Плотоядное пальцеходящее домашнее животное проглотило белую жидкость с мягким вкусом, выделяемую самками млекопитающих.

 

Расшифруйте предложения профессора, которые он записал в результате преображения известных русских пословиц и поговорок, состоящих из односоставных предложений. Назовите вид односоставных предложений

1)   Условием успешного выживания биологической особи является её способность постоянно перемещаться по криволинейной замкнутой траектории.

2)  Пернатые сельскохозяйственные вредители, ранее поражённые огнестрельным оружием, способны без труда декодировать зрительные образы отдельных видов отходов мукомольного производства.

3)   Некоторые последствия остеохондроза успешно компенсируются в процессе ритуального погребения пациента.

4)    Во избежание негативных последствий биологическим особям не следует осуществлять моментальные выбросы выделений желез наружной секреции с вектором скорости, противоположным вектору воздушных потоков.

5)     Нельзя сделать русскую национальную еду несъедобной при помощи продукта переработки суспензии жира в воде.

Просмотр содержимого документа
«Синтаксический марафон.»

Синтаксический марафон»

 

Цели: закрепление и диагностика умения определять вид односоставных предложений, развитие навыков правильной постановки знаков препинания; способствовать интересу к занятиям по русскому языку.

Тип урока: урок – соревнование

Оборудование: раздаточный материал, карта марафона

ХОД УРОКА

I. Слово учителя (Слайд №1)

- Ребята, мы начинаем наш « Синтаксический марафон». В лёгкой атлетике марафонская дистанция составляет 42 км 192м. Название своё марафон получил от греческого селения Марафон (Maraphon),из которого прибежал в Афины воин с вестью о победе над персами вVвеке до н. э. Дистанция нашего с вами марафона состоит из нескольких отрезков пути, на каждом из которых вам предстоит выполнить определённое задание. Я надеюсь, что вы хорошие «спортсмены», и на нашей «синтаксической» дистанции у нас не будет сошедших учеников. Внимательно посмотрите на условие каждого из заданий.

Итак, на старт! (слайд №2)

II. Лингвистический марафон

 

Дистанция первая «Теоретическая станция»

Презентация (Слайды 3 – 9)

 

Дистанция вторая «Перестройка»

Перестройте предложения с двумя главными членами в безличные.

1.Повеял лёгкий ветерок.

2. Пахнет ель, мох, вода, немного туман и завядшие листья.

3.Сильный ветер зашатал деревья, склонил их к земле.

4.Тёмные тучи заволокли полнеба.

5.Трава покрыла знакомую тропинку.

6.Сильная буря сломала старые деревья в лесу.

 

Дистанция третья «Выборочная»

ЗАДАНИЕ: прочитайте отрывок из художественного произведения; кто автор, какое это произведение? Выпишите только назывные предложения.

Что за лестница! – шептал про себя кузнец, - жаль ногами топтать. Экие украшения! Вот, говорят, лгут сказки! кой чёрт лгут! боже ты мой, что за перила! какая работа! тут одного железа рублей на пятьдесят пошло!

«Что за картинаЧто за чудная живопись! – рассуждал он, - вот, кажется, говорит! кажется, живая! а дитя святое! и ручки прижало! и усмехается, бедное! а краски! боже ты мой, какие краски! тут вохры, я думаю, и на копейку не пошло, все ярь да бакан; а голубая так и горит! важная работа! должно быть, грунт наведён был блейвасом…»

(ОТВЕТ: назывные предложения подчёркнуты).

 

Дистанция четвёртая  Игра «Бред профессора»

ЗАДАНИЕ: идея игры в том, что все слова в известной фразе заменяются своими «научными», а точнее наукообразными, определениями и полученный псевдонаучный бред профессора предлагается для разгадывания, например: Кошка выпила молоко – Плотоядное пальцеходящее домашнее животное проглотило белую жидкость с мягким вкусом, выделяемую самками млекопитающих.

 

Расшифруйте предложения профессора, которые он записал в результате преображения известных русских пословиц и поговорок, состоящих из односоставных предложений. Назовите вид односоставных предложений

1)   Условием успешного выживания биологической особи является её способность постоянно перемещаться по криволинейной замкнутой траектории.

2)  Пернатые сельскохозяйственные вредители, ранее поражённые огнестрельным оружием, способны без труда декодировать зрительные образы отдельных видов отходов мукомольного производства.

3)   Некоторые последствия остеохондроза успешно компенсируются в процессе ритуального погребения пациента.

4)    Во избежание негативных последствий биологическим особям не следует осуществлять моментальные выбросы выделений желез наружной секреции с вектором скорости, противоположным вектору воздушных потоков.

5)     Нельзя сделать русскую национальную еду несъедобной при помощи продукта переработки суспензии жира в воде.

ОТВЕТ:

1)      Хочешь жить – умей вертеться.

2)      Стреляного воробья на мякише не поведёшь.

3)      Горбатого могила исправит.

4)      Не плюй против ветра.

5)      Кашу маслом не испортишь.

 

Дистанция пятая «Редактор»

Текст №1 

Прочитайте текст внимательно. Представьте, что вы являетесь редактором газеты. Могли бы вы поместить такой текст в газете? Почему? Отредактируйте этот текст. Что для этого нужно сделать? (Заменить некоторые двусоставные предложения односоставными). Почему это возможно? (Т.к. эти предложения будут являться синтаксическими синонимами).

Текст №2

Исправьте тавтологическую ошибку, допущенную в этом тексте, заменив двусоставные предложения односоставными неопределенно-личными.

Дистанция шестая Шифровка

 

Игра «Блеф – клуб», или цифровой диктант

 

Если утверждение верно, ставим 1, если утверждение неправильное – 0.

 

1. Определённо – личные предложения – это односоставные предложения
2. Иду на вы! – определенно-личное односоставное предложение.
3. Теперь рассветает рано. – Это предложение двусоставное.
4. Единицы синтаксиса: словосочетание, простое предложение, сложное предложение, текст.
5. Береги честь смолоду. – Это двусоставное предложение.
6. Мне нравится гулять под дождем. – Это предложение односоставное, обобщенно-личное.
7. В предложении И буду славен я, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит первое сказуемое – простое глагольное, второе – составное именное.
8. В предложении Красная площадь – сердце Москвы! подлежащее – площадь.
9. В предложении Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана следует ставить дефис при приложении.
10. Предложение «Ночь тиха» – назывное.

 

Ответ: 1 1 0 1 0 1 1 0 1 0

 

Дистанция седьмая «Маленькие секреты жизни» (Лингвистический анализ текста)

 

Учитель: Авторство данного текста установить не удалось, он позаимствован из Интернета, где отсутствует подпись сочинителя. Не могу не ознакомить вас с ним, так как он кажется мне достаточно актуальным.

 

Пой в душе. Общайся с каждым так, как хочешь, чтобы общались с тобой. Оставляй всё немного лучше, чем было до тебя. Улыбайся. Посади цветы весной. Стремись к отличному, а не к совершенному. Смотри людям в глаза. Думай о большом и наслаждайся малым. Не жди, что жизнь будет справедливой. Возвращай долги. Делай комплимент трём людям каждый день. Поощряй в других их даже самые маленькие улучшения. Не бойся сказать: «Я не знаю». Не бойся сказать: «Я сделал ошибку». Не забывай старых друзей. Будь самым большим оптимистом и энтузиастом из всех, кого ты знаешь. Проси прибавки, если чувствуешь, что заслужил её.. Первым говори «привет» при встрече. Будь там, где ты нужен. Перестань обвинять других. Всегда пожимай протянутую руку. Прощай себя и других всегда. Часто говори «спасибо». Не упускай возможность сказать кому-то, что ты его любишь. Помни дни рождения других людей. Живи как восклицание, а не как оправдание. Возьми ответственность за каждый день в твоей жизни. Относись к сложному как к простому. Посылай много открыток в день Святого Валентина, подписывая их «некто, считающий, что Вы незабываемы!» Будь привержен постоянному совершенствованию. Посади дерево в честь Дня Рождения. Вступай в брак только по любви. Встречай рассвет хотя бы два раза в год. Звони родственникам. Помни самые счастливые моменты твоей жизни.

 

Храни секреты.

 

АНАЛИЗ ТЕКСТА

Тема: маленькие секреты жизни.

Идея: самосовершенствование облегчит жизнь, научит смотреть на все её проявления более оптимистично.

Тип текста: рассуждение (особенность построения: тезис скрыт в названии, аргументы мы формулируем сами, достраивая синтаксические конструкции неизвестного автора).

Стиль: публицистический, т.к. причиной создания текста скорее всего послужил ряд проблем современного общества. Каких? (ответы детей.) Есть элементы официально-делового: сходство в строении с инструкцией, благодаря отсутствию средств связи между предложениями в тексте.

Языковые особенности:

а) односоставные определенно-личные предложения со сказуемым, выраженным глаголом в повелительном наклонении 2 лица ед.ч. Отсутствуют обособленные определения, выраженные причастным оборотом, лишь один раз включено в состав предложения обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

(Цель автора? Автор обращается к каждому из читателей лично, хочет подвигнуть его на активные, позитивные действия. Такие простые конструкции проще запоминаются, похожи на девиз.)

Обсуждение.

- Согласны ли вы с позицией автора?

- Какие установки показались интересными или, наоборот, неактуальными?

- Можете ли вы проиллюстрировать понравившийся вам совет примером из собственной жизни или художественного произведения?

 

- Почему пожеланий так много?

III. Завершающее слово учителя. Итоги урока

 

Итак, наш марафон завершен. Надеюсь, что многие из вас добрались до финиша – отметки 42 км 192 м – верно выполнив задания.
Учитель фронтально проверяет с учениками работы, читая ответы к заданиям. Выясняется уровень ошибок в выполнении работ.

Рефлексия: (Слайд №10, 11)

 

Домашнее задание:

Написать мини-сочинение, используя в нем односоставные предложения, на одну из тем: «Трусость», «Смелость», «Добро», «Зло».

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!