Создание специальных условий для детей с ОВЗ
В.И.Лубовский
«…где бы ни обучался ребенок с ограниченными возможностями здоровья –в специальном учреждении или в условиях интеграции –это должно быть специальное обучение. Только так можно добиться успешной адаптации ребенка в школе и получения им образования, которое будет одним из условий его адаптации и интеграции в последующей взрослой жизни.»
- Концепция модернизации российского образования предполагает, что «дети с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ) должны быть обеспечены медико –социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства, а при наличии соответствующих медицинских показаний–в специальных школах и школах–интернатах ».
- Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003г. №28–51–513/16
Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ -
условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование:
- специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
- специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
- специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
- Важная роль в определении необходимых в каждом конкретном случае специальных образовательных условий отводится системе психолого-медико-педагогического консультирования—деятельности системы ПМПК и консилиумов образовательных учреждений(ПМПк),законодательно обеспеченной соответствующим Федеральным законом.
- Целостная система специальных образовательных условий: начинается с предельно общих, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, и заканчивается частно-специфическими и индивидуально-ориентированными, определяющими эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности ребенка в полном соответствии с его конкретными особенностями и образовательными возможностями.
При этом в обобщенном виде специальные образовательные условия, необходимые для детей с ОВЗ всех категорий, вариантов, форм и выраженности отклоняющегося развития, подразделяются на:
- 1.Организационное обеспечение.
- 2.Материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение
- 3.Организационно-педагогические условия.
- 4.Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса.
- 5.Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательной организации.
- 6.Кадровое обеспечение.
Пакет специальных условий включения детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения общего типа
1.Организационное обеспечение
- Нормативно-правовое обеспечение : локальные акты образовательной организации (устав, положение, приказ и др.)
- Организация медицинского обслуживания (необходимо системное сопровождение ребенка узкими специалистами по основному заболеванию)
- Организация питания (без особенностей, по основному меню образовательной организации.)
- Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка
-договор о взаимодействии с родителями (на основе договора о предоставлении образования школой);
-договор о сотрудничестве с ППМС- центра,
-договор о сотрудничестве с СКОУ (по необходимости),
-взаимодействие с МСЭ (по необходимости),
-взаимодействия с ПМПК (может осуществляться по необходимости на основании запроса консилиума ОУ),
-организация взаимодействия с органами социальной защиты (может осуществляться по необходимости)
2. Материально-техническое обеспечение общеобразовательного учреждения
- Архитектурная среда для разных категорий детей: общешкольное пространство; учебное пространство
- Специальное оборудование и дидактическое обеспечение (для слепых, глухих, ДЦП, умственно отсталых)
ЗАДАЧИ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВНИЯ
- Обеспечение ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (оборудование, обеспечивающее возможность совмещенного обучения учащихся с инвалидностью и учащихся без нарушений развития, специальное коррекционное оборудование для реабилитации учащихся с инвалидностью, и пр.
- Обеспечение ФИЗИЧЕСКОЙ ДОСТУПНОСТИ ЗДАНИЯ и ПОМЕЩЕНИЙ образовательных учреждений (для учащихся с нарушением опорно-двигательных функций, инвалидов по слуху , зрению )
Знаки доступности Знаковые средства отображения информации (предупреждающие знаки, таблички и наклейки, программы мероприятий и пр.).Размещаются при в ходе в учебные заведения и в учебные помещения для демонстрации доступности объекта.
Для инвалидов по слуху
- Для инвалидов по слуху
- Для инвалидов по слуху
- Для инвалидов по слуху
- Для инвалидов по слуху
для инвалидов -
колясочников
для всех категорий
СРЕДСТВА РЕАБИЛИТАЦИИ и АДАПАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
СЕНСОРНАЯ КОМНАТА (ПРОСТРАНСТВО)
Сенсорная комната –особым образом организованное и оформленное помещение, безопасное и интересное для ребенка и взрослого. Сенсорная комната –это идеальная среда для отдыха, расслабления и развития.
Сенсорная комната рекомендована:
- Детям дошкольного, младшего и старшего школьного возраста;
- Взрослым с изменяемым поведением, психическими отклонениями, неврологическими заболеваниями, поражением опорно-двигательного аппарата, нуждающиеся в нормализации психологического и эмоционального состояния;
- Детям и взрослым при комплексном восстановительном лечении.
Наполняемость сенсорной комнаты:
Мягкое оборудование, светозвуковые панели, воздушнопузырьковые трубки, сухие бассейны, тактильное оборудование, развивающие оборудование, фиброоптические изделия.
3. Психолого-педагогическое обеспечение
Программно-методическое обеспечение обучения и воспитания детей с различными нарушениями по:
- Общеобразовательным программам
- Адаптированным основным образовательным программам для детей с I-VIII вид
Направления коррекционной работы:
- работа по развитию речи,
- по формированию и коррекции произношения,
- по формированию и совершенствованию коммуникативных компетенций,
- музыкально-ритмические занятия,
- ЛФК
Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ПМП консилиума
- Сопровождение тьютором по рекомендации ПМПК
- Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с психологом по формированию коммуникативных навыков, навыков социального функционирования и др.
- Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с дефектологом по формированию необходимых учебных навыков
- Занятия с логопедом (индивидуальные или групповые) по развитию коммуникативных функций речи, пониманию речи, коррекции специфических нарушений устной и письменной речи
4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Наличие в образовательном учреждении таких специалистов, как :
- учителя;
- учитель-дефектолог (тифлопедагог, сурдопедагог);
- педагог-психолог;
- учитель-логопед;
- тьютор;
- координатор по инклюзии;
- социальные педагоги;
- врач узкой специализации
Необходимо чтобы все специалисты прошли профессиональную переподготовку в области инклюзивного
Создание общих условий образования детей-инвалидов, детей с ОВЗ
- Доступность места обучения, в т.ч.городской инфраструктуры для прибытия к месту обучения.
- Оборудование территории, непосредственно прилегающей к зданию образовательного учреждения, в соответствии с требованиями(отсутствие бордюров, препятствий, наличие пандусов, маркировка маршрута).
- • Специально оборудованное здание ОУ и его техническое оснащение(лифт, спец.туалетные комнаты, маркировка маршрутов движения по зданию, соответствующее освещение и т.д.)