СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Создание условий в ОУ для детей с ОВЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация описывает общие условия в ОУ для учащихся с ОВЗ.  

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Создание условий в ОУ для детей с ОВЗ"»

Создание специальных условий для детей с ОВЗ     В.И.Лубовский «…где бы ни обучался ребенок с ограниченными возможностями здоровья –в специальном учреждении или в условиях интеграции –это должно быть специальное обучение. Только так можно добиться успешной адаптации ребенка в школе и получения им образования, которое будет одним из условий его адаптации и интеграции в последующей взрослой жизни.»

Создание специальных условий для детей с ОВЗ

В.И.Лубовский

«…где бы ни обучался ребенок с ограниченными возможностями здоровья –в специальном учреждении или в условиях интеграции –это должно быть специальное обучение. Только так можно добиться успешной адаптации ребенка в школе и получения им образования, которое будет одним из условий его адаптации и интеграции в последующей взрослой жизни.»

Концепция модернизации российского образования предполагает, что «дети с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ) должны быть обеспечены медико –социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства, а при наличии соответствующих медицинских показаний–в специальных школах и школах–интернатах ».  Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003г. №28–51–513/16
  • Концепция модернизации российского образования предполагает, что «дети с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ) должны быть обеспечены медико –социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства, а при наличии соответствующих медицинских показаний–в специальных школах и школах–интернатах ».
  • Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003г. №28–51–513/16
Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ - условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование: специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ -

условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование:

  • специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
  • специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
  • специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
  • предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
  • обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Важная роль в определении необходимых в каждом конкретном случае специальных образовательных условий отводится системе психолого-медико-педагогического консультирования—деятельности системы ПМПК и консилиумов образовательных учреждений(ПМПк),законодательно обеспеченной соответствующим Федеральным законом. Целостная система специальных образовательных условий: начинается с предельно общих, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, и заканчивается частно-специфическими и индивидуально-ориентированными, определяющими эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности ребенка в полном соответствии с его конкретными особенностями и образовательными возможностями.
  • Важная роль в определении необходимых в каждом конкретном случае специальных образовательных условий отводится системе психолого-медико-педагогического консультирования—деятельности системы ПМПК и консилиумов образовательных учреждений(ПМПк),законодательно обеспеченной соответствующим Федеральным законом.
  • Целостная система специальных образовательных условий: начинается с предельно общих, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, и заканчивается частно-специфическими и индивидуально-ориентированными, определяющими эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности ребенка в полном соответствии с его конкретными особенностями и образовательными возможностями.
При этом в обобщенном виде специальные образовательные условия, необходимые для детей с ОВЗ всех категорий, вариантов, форм и выраженности отклоняющегося развития, подразделяются на: 1.Организационное обеспечение. 2.Материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение 3.Организационно-педагогические условия. 4.Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса. 5.Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательной организации. 6.Кадровое обеспечение.

При этом в обобщенном виде специальные образовательные условия, необходимые для детей с ОВЗ всех категорий, вариантов, форм и выраженности отклоняющегося развития, подразделяются на:

  • 1.Организационное обеспечение.
  • 2.Материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение
  • 3.Организационно-педагогические условия.
  • 4.Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса.
  • 5.Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательной организации.
  • 6.Кадровое обеспечение.
Пакет специальных условий включения детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения общего типа 1.Организационное обеспечение Нормативно-правовое обеспечение : локальные акты образовательной организации (устав, положение, приказ и др.) Организация медицинского обслуживания (необходимо системное сопровождение ребенка узкими специалистами по основному заболеванию) Организация питания (без особенностей, по основному меню образовательной организации.) Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка  -договор о взаимодействии с родителями (на основе договора о предоставлении образования школой); -договор о сотрудничестве с ППМС- центра, -договор о сотрудничестве с СКОУ (по необходимости), -взаимодействие с МСЭ (по необходимости), -взаимодействия с ПМПК (может осуществляться по необходимости на основании запроса консилиума ОУ), -организация взаимодействия с органами социальной защиты (может осуществляться по необходимости)

Пакет специальных условий включения детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения общего типа

1.Организационное обеспечение

  • Нормативно-правовое обеспечение : локальные акты образовательной организации (устав, положение, приказ и др.)
  • Организация медицинского обслуживания (необходимо системное сопровождение ребенка узкими специалистами по основному заболеванию)
  • Организация питания (без особенностей, по основному меню образовательной организации.)
  • Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка

-договор о взаимодействии с родителями (на основе договора о предоставлении образования школой);

-договор о сотрудничестве с ППМС- центра,

-договор о сотрудничестве с СКОУ (по необходимости),

-взаимодействие с МСЭ (по необходимости),

-взаимодействия с ПМПК (может осуществляться по необходимости на основании запроса консилиума ОУ),

-организация взаимодействия с органами социальной защиты (может осуществляться по необходимости)

2. Материально-техническое обеспечение общеобразовательного учреждения Архитектурная среда для разных категорий детей: общешкольное пространство; учебное пространство Специальное оборудование и дидактическое обеспечение (для слепых, глухих, ДЦП, умственно отсталых)

2. Материально-техническое обеспечение общеобразовательного учреждения

  • Архитектурная среда для разных категорий детей: общешкольное пространство; учебное пространство
  • Специальное оборудование и дидактическое обеспечение (для слепых, глухих, ДЦП, умственно отсталых)
ЗАДАЧИ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВНИЯ Обеспечение ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (оборудование, обеспечивающее возможность совмещенного обучения учащихся с инвалидностью и учащихся без нарушений развития, специальное коррекционное оборудование для реабилитации учащихся с инвалидностью, и пр. Обеспечение ФИЗИЧЕСКОЙ ДОСТУПНОСТИ ЗДАНИЯ и ПОМЕЩЕНИЙ образовательных учреждений (для учащихся с нарушением опорно-двигательных функций, инвалидов по слуху , зрению )

ЗАДАЧИ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВНИЯ

  • Обеспечение ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (оборудование, обеспечивающее возможность совмещенного обучения учащихся с инвалидностью и учащихся без нарушений развития, специальное коррекционное оборудование для реабилитации учащихся с инвалидностью, и пр.
  • Обеспечение ФИЗИЧЕСКОЙ ДОСТУПНОСТИ ЗДАНИЯ и ПОМЕЩЕНИЙ образовательных учреждений (для учащихся с нарушением опорно-двигательных функций, инвалидов по слуху , зрению )
Знаки доступности  Знаковые средства отображения информации (предупреждающие знаки, таблички и наклейки, программы мероприятий и пр.).Размещаются при в ходе в учебные заведения и в учебные помещения для демонстрации доступности объекта. Для инвалидов по слуху Для инвалидов по слуху Для инвалидов по слуху Для инвалидов по слуху Для инвалидов по слуху для инвалидов - колясочников для всех категорий

Знаки доступности Знаковые средства отображения информации (предупреждающие знаки, таблички и наклейки, программы мероприятий и пр.).Размещаются при в ходе в учебные заведения и в учебные помещения для демонстрации доступности объекта.

Для инвалидов по слуху

  • Для инвалидов по слуху
  • Для инвалидов по слуху
  • Для инвалидов по слуху
  • Для инвалидов по слуху

для инвалидов -

колясочников

для всех категорий

СРЕДСТВА РЕАБИЛИТАЦИИ и   АДАПАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

СРЕДСТВА РЕАБИЛИТАЦИИ и АДАПАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

СЕНСОРНАЯ КОМНАТА (ПРОСТРАНСТВО) Сенсорная комната –особым образом организованное и оформленное помещение, безопасное и интересное для ребенка и взрослого. Сенсорная комната –это идеальная среда для отдыха, расслабления и развития. Сенсорная комната рекомендована: Детям дошкольного, младшего и старшего школьного возраста; Взрослым с изменяемым поведением, психическими отклонениями, неврологическими заболеваниями, поражением опорно-двигательного аппарата, нуждающиеся в нормализации психологического и эмоционального состояния; Детям и взрослым при комплексном восстановительном лечении. Наполняемость сенсорной комнаты: Мягкое оборудование, светозвуковые панели, воздушнопузырьковые трубки, сухие бассейны, тактильное оборудование, развивающие оборудование, фиброоптические изделия.

СЕНСОРНАЯ КОМНАТА (ПРОСТРАНСТВО)

Сенсорная комната –особым образом организованное и оформленное помещение, безопасное и интересное для ребенка и взрослого. Сенсорная комната –это идеальная среда для отдыха, расслабления и развития.

Сенсорная комната рекомендована:

  • Детям дошкольного, младшего и старшего школьного возраста;
  • Взрослым с изменяемым поведением, психическими отклонениями, неврологическими заболеваниями, поражением опорно-двигательного аппарата, нуждающиеся в нормализации психологического и эмоционального состояния;
  • Детям и взрослым при комплексном восстановительном лечении.

Наполняемость сенсорной комнаты:

Мягкое оборудование, светозвуковые панели, воздушнопузырьковые трубки, сухие бассейны, тактильное оборудование, развивающие оборудование, фиброоптические изделия.

3. Психолого-педагогическое обеспечение Программно-методическое обеспечение обучения и воспитания детей с различными нарушениями по: Общеобразовательным программам Адаптированным основным образовательным программам для детей с I-VIII вид Направления коррекционной работы: работа по развитию речи, по формированию и коррекции произношения, по формированию и совершенствованию коммуникативных компетенций, музыкально-ритмические занятия, ЛФК Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ПМП консилиума Сопровождение тьютором по рекомендации ПМПК Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с психологом по формированию коммуникативных навыков, навыков социального функционирования и др. Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с дефектологом по формированию необходимых учебных навыков Занятия с логопедом (индивидуальные или групповые) по развитию коммуникативных функций речи, пониманию речи, коррекции специфических нарушений устной и письменной речи

3. Психолого-педагогическое обеспечение

Программно-методическое обеспечение обучения и воспитания детей с различными нарушениями по:

  • Общеобразовательным программам
  • Адаптированным основным образовательным программам для детей с I-VIII вид

Направления коррекционной работы:

  • работа по развитию речи,
  • по формированию и коррекции произношения,
  • по формированию и совершенствованию коммуникативных компетенций,
  • музыкально-ритмические занятия,
  • ЛФК

Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ПМП консилиума

  • Сопровождение тьютором по рекомендации ПМПК
  • Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с психологом по формированию коммуникативных навыков, навыков социального функционирования и др.
  • Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с дефектологом по формированию необходимых учебных навыков
  • Занятия с логопедом (индивидуальные или групповые) по развитию коммуникативных функций речи, пониманию речи, коррекции специфических нарушений устной и письменной речи
4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Наличие в образовательном учреждении таких специалистов, как : учителя; учитель-дефектолог (тифлопедагог, сурдопедагог); педагог-психолог; учитель-логопед; тьютор; координатор по инклюзии; социальные педагоги; врач узкой специализации  Необходимо чтобы все специалисты прошли профессиональную переподготовку в области инклюзивного

4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Наличие в образовательном учреждении таких специалистов, как :

  • учителя;
  • учитель-дефектолог (тифлопедагог, сурдопедагог);
  • педагог-психолог;
  • учитель-логопед;
  • тьютор;
  • координатор по инклюзии;
  • социальные педагоги;
  • врач узкой специализации

Необходимо чтобы все специалисты прошли профессиональную переподготовку в области инклюзивного

Создание общих условий образования детей-инвалидов,  детей с ОВЗ Доступность места обучения, в т.ч.городской инфраструктуры для прибытия к месту обучения. Оборудование территории, непосредственно прилегающей к зданию образовательного учреждения, в соответствии с требованиями(отсутствие бордюров, препятствий, наличие пандусов, маркировка маршрута). • Специально оборудованное здание ОУ и его техническое оснащение(лифт, спец.туалетные комнаты, маркировка маршрутов движения по зданию, соответствующее освещение и т.д.)

Создание общих условий образования детей-инвалидов, детей с ОВЗ

  • Доступность места обучения, в т.ч.городской инфраструктуры для прибытия к месту обучения.
  • Оборудование территории, непосредственно прилегающей к зданию образовательного учреждения, в соответствии с требованиями(отсутствие бордюров, препятствий, наличие пандусов, маркировка маршрута).
  • • Специально оборудованное здание ОУ и его техническое оснащение(лифт, спец.туалетные комнаты, маркировка маршрутов движения по зданию, соответствующее освещение и т.д.)