Технологии
воспитания
Разнорович Т. Ю.
Педагогика, бесспорно,
являясь наукой, является и искусством, но никак не изящным, а понимаемым «только как разумное, своевременное, искусное применение общих законов и правил к частным случаям, к отдельным индивидуальностям».
Лев Николаевич
Модзалевский
ТЕХНОЛОГИЯ
techne + logos
искусство, слово,
мастерство, понятие,
умение учение
Педагогическая
технология –
систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса.
Технология воспитания —
это система разработанных наукой и отобранных практикой способов, приемов и процедур воспитательной деятельности, которые позволяют ей предстать на уровне мастерства, иными словами, гарантированно результативно и качественно.
Василий
Александрович
Сухомлинский
Антон Семенович
Макаренко
«Как?» – коренной вопрос технологии в области воспитания.
Технология воспитания – это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воспитания воплощается в конкретный результат.
Воспитание - сложный процесс, рассматриваемый как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.
Цель воспитания – это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.
Моральная составляющая цели воспитания базируется на том, что человек есть существо моральное, обладающее способностью быть нравственным.
Воспитательный процесс – это целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика.
Воспитательная работа – это воздействие педагога на ученика в рамках реализации своих профессиональных функций (М. И. Рожков, Л. В. Байбородова).
Н. Е. Щуркова рассматривает воспитательную работу как совместные действия учителя и учащихся, направленные на:
- обогащение общечеловеческими духовными ценностями;
- познание себя и другого человека;
- развитие саморегуляции, самоорганизации деятельности и поведения.
Воспитательные технологии –
продуманная во всех деталях модель совместной деятельности, содержащая систему научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между воспитателем и воспитанниками, при которых оптимально достигаются конкретные воспитательные цели.
Методы воспитания – это совокупность наиболее общих способов, приемов и связанных с ними средств осуществления воспитательного взаимодействия, раскрывающие его технологическую сторону.
психологические:
- методы невербального воздействия;
- методы эмоционального воздействия;
- методы рационального воздействия (словесные, практические, наглядные).
педагогические:
- методы формирования и коррекции сознания личности (убеждение, пример, требование, коллективное мнение, приучение, упражнение);
- методы организации деятельности;
- методы стимулирования деятельности (поощрение, критика, принуждение).
Для создания и реализации воспитательной технологии может использоваться обобщенная схема алгоритма функционирования. Она охватывает несколько этапов воспитания:
ориентировки (формирования представления о воспитательных целях);
исполнения (реализации методов, приемов и средств воспитания в предусмотренной последовательности),
контроля и корректировки .
Технология воспитания имеет следующие специфические черты:
- постановка диагностических целей обучения
- возможность воспроизведения обучающего цикла
- обратная связь и объективный контроль знаний и умений
- своевременная коррекция любого этапа обучения или воспитания
Технология воспитания включает в себя определенную последовательность процедур :
- определение четкой конкретной цели: цель в технологии – гипотетическая идея всего технологического проекта;
- разработка теоретических оснований: реализация определенных теоретических представлений о процессе воспитания, т.е. определенные педагогические концепции;
- поэтапная, пошаговая структура деятельности: в качестве этапов выступают воспитательные ситуации (подготовительная, функциональная, контрольная, итоговая);
- анализ результатов (мониторинг – коррекция – рефлексия).
Структура современной воспитательной технологии:
Педагогические цели.
Концептуальная основа.
Деятельность.
- Система отношений между всеми
участниками воспитательного процесса.
Управление.
Комплекс методических воспитательных средств, адекватных поставленным целям.
Воспитательные технологии также можно классифицировать по:
- поведенческие;
- интериоризаторские;
- нейролингвистического программирования;
- гуманистические;
- материалистические;
- прагматические;
- антропософские;
- коллективные;
- индивидуальные;
- групповые;
- массовые.
Систему технологии воспитания можно представить на трех условных уровнях организации воспитания как педагогического процесса
- Повседневные технологии воспитания
- Ситуативные технологии воспитания
- Перспективные технологии воспитания
Виды технологий:
- технология принудительного воспитания
- технология манипуляций
- технология коллективного воспитания
- технология свободного воспитания
- технология самореализации и бесконтрольной самореализации
Педагогика сотрудничества может быть рассмотрена как образовательная, так и воспитательная технология.
Целевыми ориентациями данной технологии являются:
- переход от педагогики требований к педагогике отношений;
- гуманно – личностный подход к ребёнку;
- единство обучения и воспитания.
Агрошкола А. А. Католикова
(Народный учитель СССР, член-корреспондент РАО, воплотил в условиях интернатной школы модель трудового воспитания по
А. С. Макаренко.
г. Сыктывкар, Республика Коми)
Технологии воспитания —
весьма наукоемкие технологии.
Самыми главными экспертами результативного «продукта» применения технологии воспитания должны стать сами воспитанники.
Настоящее воспитание происходит тогда, когда ребенок «заглядывает в себя», пытается понять смысл событий и обстоятельств, в которых участвует, рефлексивно обращается к своему социальному опыту.