СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Требования к современному уроку русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация может быть использована методистом любого школьного объединения для ознакомления коллег с требованиями к современному уроку. В презентацию включены этапы и структура современного урока, сравнение традиционного и современного урока, требования к каждому структурному этапу урока, использование УУД. Рада помочь войти в современный мир образования.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Требования к современному уроку русского языка"»

Требования к современному уроку русского языка

Требования к современному уроку русского языка

Дидактические требования к современному уроку четкое формулирование  образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков; определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся; прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах; выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся; реализация на уроке всех дидактических принципов ; создание условий успешного учения учащихся

Дидактические требования к современному уроку

  • четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
  • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность,
  • сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
  • реализация на уроке всех дидактических принципов ;
  • создание условий успешного учения учащихся
Основные типы уроков Урок изучения нового - традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний. Урок закрепления знаний - практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. Урок комплексного применения знаний - практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Урок обобщения и систематизации знаний - семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. Урок контроля, оценки и коррекции знаний - контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Основные типы уроков

  • Урок изучения нового - традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
  • Урок закрепления знаний - практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
  • Урок комплексного применения знаний - практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
  • Урок обобщения и систематизации знаний - семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
  • Урок контроля, оценки и коррекции знаний - контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Этапы комбинированного урока(2004) Организация начала урока Проверка выполнения домашнего задания Всесторонняя проверка знаний Подготовка к усвоению нового учебного материала. Усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания учащимися нового материала. Закрепление новых знаний. Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.

Этапы комбинированного урока(2004)

  • Организация начала урока
  • Проверка выполнения домашнего задания
  • Всесторонняя проверка знаний
  • Подготовка к усвоению нового учебного материала.
  • Усвоение новых знаний.
  • Первичная проверка понимания учащимися нового материала.
  • Закрепление новых знаний.
  • Подведение итогов урока.
  • Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.
Современный урок по ФГОС   не устанавливается жёсткая последовательность элементов, хотя определяется логика построения; выделяются два блока (организационный и мотивационный), которые не имеют локализации, пронизывают всё пространство урока; четыре блока помещены парами, так как на практике часто сложно отделить один от другого (получение информации тесно связано с её осмыслением и анализом, а оценка нередко дополняется рефлексией); выделенные элементы не заставляют учителя совершать конкретные действия (проверять домашнее задание, выставлять отметки, говорить вводные слова, работать с учебником и т.п.), потому что он сам должен решить, что ему конкретно стоит спланировать.

Современный урок по ФГОС

  •   не устанавливается жёсткая последовательность элементов, хотя определяется логика построения;
  • выделяются два блока (организационный и мотивационный), которые не имеют локализации, пронизывают всё пространство урока;
  • четыре блока помещены парами, так как на практике часто сложно отделить один от другого (получение информации тесно связано с её осмыслением и анализом, а оценка нередко дополняется рефлексией);
  • выделенные элементы не заставляют учителя совершать конкретные действия (проверять домашнее задание, выставлять отметки, говорить вводные слова, работать с учебником и т.п.), потому что он сам должен решить, что ему конкретно стоит спланировать.
Этапы других типов уроков включают как обязательные этапы: Организация начала урока Подготовка к активному усвоению нового учебного материала. Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении В качестве основного этапа выступает этап, отвечающий основной обучающей цели данного урока.

Этапы других типов уроков включают как обязательные этапы:

  • Организация начала урока
  • Подготовка к активному усвоению нового учебного материала.
  • Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении
  • В качестве основного этапа выступает этап, отвечающий основной обучающей цели данного урока.
Правила организации современного урока Первое – определение целей урока;  Второе – уточнение типа урока;  Третье – уточнение вида урока;  Четвертое – выбор методов и приемов обучения в соответствии с оставленными целями  Пятое – определение структуры урока, соответствующей целям и задачам, содержанию и методам обучения.

Правила организации современного урока

  • Первое – определение целей урока; 
  • Второе – уточнение типа урока; 
  • Третье – уточнение вида урока; 
  • Четвертое – выбор методов и приемов обучения в соответствии с оставленными целями 
  • Пятое – определение структуры урока, соответствующей целям и задачам, содержанию и методам обучения.
О целях урока Цель обучения предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п. Ее необходимо конкретизировать, например:   Дидактические цели – цели, которые ставит учитель перед собой: Обеспечить условия для усвоения учащимися закона (признаков, свойств, особенностей);  Организовать деятельность по обобщению и систематизации знаний о… (или по конкретной теме);  Способствовать формированию и отработке навыков… (какие);  Содействовать устранению пробелов в знаниях (каких);  Создать условия для усвоения учащимися каких-то понятий (вопросов).

О целях урока

  • Цель обучения предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п. Ее необходимо конкретизировать, например:
  •   Дидактические цели – цели, которые ставит учитель перед собой:
  • Обеспечить условия для усвоения учащимися закона (признаков, свойств, особенностей); 
  • Организовать деятельность по обобщению и систематизации знаний о… (или по конкретной теме); 
  • Способствовать формированию и отработке навыков… (какие); 
  • Содействовать устранению пробелов в знаниях (каких); 
  • Создать условия для усвоения учащимися каких-то понятий (вопросов).
О целях урока Цель воспитания предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и характера. В общем виде можно представить следующий перечень целей воспитания на уроке: Воспитание патриотизма; Воспитание гуманности; Воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду Воспитание мотивов учения, положительного отношения к получению знаний; Воспитание дисциплинированности, Воспитание эстетических представлений.

О целях урока

  • Цель воспитания предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и характера. В общем виде можно представить следующий перечень целей воспитания на уроке:
  • Воспитание патриотизма;
  • Воспитание гуманности;
  • Воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду
  • Воспитание мотивов учения, положительного отношения к получению знаний;
  • Воспитание дисциплинированности,
  • Воспитание эстетических представлений.
О целях урока Цель развития предполагает развитие на уроке познавательных психических процессов учащихся, общетрудовых и политехнических умений и навыков, личностных качеств (воли, самостоятельности, ответственности и пр.) ЦЕЛЬ: развитие личности в широком смысле, подготовить к вхождению во взрослую жизнь (социализация)

О целях урока

  • Цель развития предполагает развитие на уроке познавательных психических процессов учащихся, общетрудовых и политехнических умений и навыков, личностных качеств (воли, самостоятельности, ответственности и пр.)
  • ЦЕЛЬ: развитие личности в широком смысле, подготовить к вхождению во взрослую жизнь (социализация)
О целях урока Развитие мышления – (аналитического) формирование умения выделять существенные признаки и свойства, (синтезирующего) развитие умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала, (аналитико-синтезирующего) развитие умения классифицировать, делать обобщающие выводы, (абстрактного) развитие умений выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике. Развитие познавательных умений (формирование умений выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты; развитие умений частично-поисковой познавательной деятельности – частичная постановка проблемы, выдвижение гипотезы, ее решение).

О целях урока

  • Развитие мышления – (аналитического) формирование умения выделять существенные признаки и свойства, (синтезирующего) развитие умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала, (аналитико-синтезирующего) развитие умения классифицировать, делать обобщающие выводы, (абстрактного) развитие умений выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике.
  • Развитие познавательных умений (формирование умений выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты; развитие умений частично-поисковой познавательной деятельности – частичная постановка проблемы, выдвижение гипотезы, ее решение).

Критерии эффективности современного урока

Обучение через открытие :

  • Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
  • Наличие дискуссий, характеризующихся различными  точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
  • Развитие личности
  • Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
  • Демократичность , открытость
  • Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал  ученик при этом.
  • Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
  • Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию
  • Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или  -   выведенное самостоятельно понятие.
  • Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
мотивация Наиболее важным является и мотивационный блок. Психологи определяют мотивацию как «совокупность всех факторов (как личностных, так и ситуативных), которые побуждают человека к активности». Для этого существуют разнообразные приёмы: рассмотрение жизненной ситуации, сравнение нескольких высказываний, обсуждение картины (плаката, карикатуры), использование фрагмента видеофильма, незаконченные фразы (предложения, высказывания) и т.п.  Общие требования к мотивации на уроке: направленность на социальный опыт учащихся или их интересы; возможность высказывать разные точки зрения; связь с изучаемой темой или определёнными вопросами; необычность формы или манеры подачи материала; доступность для понимания (простота языка и способа изложения); проблемность или дискуссионность Создание благоприятного психологического пространства Работать в поле интересов обучающихся (знать возрастные потребности и интересы, запросы личности) .

мотивация

  • Наиболее важным является и мотивационный блок. Психологи определяют мотивацию как «совокупность всех факторов (как личностных, так и ситуативных), которые побуждают человека к активности». Для этого существуют разнообразные приёмы: рассмотрение жизненной ситуации, сравнение нескольких высказываний, обсуждение картины (плаката, карикатуры), использование фрагмента видеофильма, незаконченные фразы (предложения, высказывания) и т.п.
  • Общие требования к мотивации на уроке:
  • направленность на социальный опыт учащихся или их интересы;
  • возможность высказывать разные точки зрения;
  • связь с изучаемой темой или определёнными вопросами;
  • необычность формы или манеры подачи материала;
  • доступность для понимания (простота языка и способа изложения);
  • проблемность или дискуссионность
  • Создание благоприятного психологического пространства
  • Работать в поле интересов обучающихся (знать возрастные потребности и интересы, запросы личности) .
Требования к современному уроку 1. Целеполагание. 2. Мотивация. 3. Практическая значимость знаний и умений. 4. Отбор содержания, обязательного для усвоения каждым учащимся. 5. Интегративность знаний, отработка общеучебных умений и навыков. 6. Построение каждого этапа урока по схеме:  задача – деятельность учащихся по выполнению задачи –  итог деятельности – контроль уровня выполнения. 7. Подведение итогов каждого этапа урока, наличие обратной  связи на каждом этапе урока. 8. Наличие блока самостоятельного получения знаний учащимися  в процессе работы с различными источниками информации. 9. Организация групповой работы, позволяющей каждому ученику  говорить и осваивать нормы работы в коллективе. 10. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля. 11. Качественная положительная оценка деятельности учащихся. 12. Рефлексия. 13. Минимализация и вариативность домашнего задания. 14. Организация психологического комфорта на уроке.

Требования к современному уроку

  • 1. Целеполагание.
  • 2. Мотивация.
  • 3. Практическая значимость знаний и умений.
  • 4. Отбор содержания, обязательного для усвоения каждым учащимся.
  • 5. Интегративность знаний, отработка общеучебных умений и навыков.
  • 6. Построение каждого этапа урока по схеме:
  • задача – деятельность учащихся по выполнению задачи –
  • итог деятельности – контроль уровня выполнения.
  • 7. Подведение итогов каждого этапа урока, наличие обратной
  • связи на каждом этапе урока.
  • 8. Наличие блока самостоятельного получения знаний учащимися
  • в процессе работы с различными источниками информации.
  • 9. Организация групповой работы, позволяющей каждому ученику
  • говорить и осваивать нормы работы в коллективе.
  • 10. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля.
  • 11. Качественная положительная оценка деятельности учащихся.
  • 12. Рефлексия.
  • 13. Минимализация и вариативность домашнего задания.
  • 14. Организация психологического комфорта на уроке.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА  КАК ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕПОЧКИ ПРОЕКТИРОВА- НИЕ УРОКА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ НА УРОКЕ РЕФЛЕКСИЯ УРОК ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ОЦЕНКА, САМООЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Контроль и ПОДГОТОВКА К ДОМАШНЕЙ РАБОТЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА КАК ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕПОЧКИ

ПРОЕКТИРОВА- НИЕ УРОКА

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ НА УРОКЕ

РЕФЛЕКСИЯ

УРОК

ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ОЦЕНКА, САМООЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Контроль и ПОДГОТОВКА К ДОМАШНЕЙ РАБОТЕ

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Учёт индивидуальных особенностей:   тип нервной системы;  коммуникативность;  эмоциональность;  управление восприятием нового материала  учащихся;  умение преодолеть плохое настроение;  уверенность в своих знаниях, умениях;  умение импровизировать;  умение пользоваться различными средствами  обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.

Учёт индивидуальных особенностей:

  • тип нервной системы;
  • коммуникативность;
  • эмоциональность;
  • управление восприятием нового материала
  • учащихся;
  • умение преодолеть плохое настроение;
  • уверенность в своих знаниях, умениях;
  • умение импровизировать;
  • умение пользоваться различными средствами
  • обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.
Правила, обеспечивающие успешное проведение урока. Общие:   1. Определить место урока в теме, а темы – в годовом курсе,  выделить общую задачу урока. 2. Просмотреть учебную программу, прочитать требования  стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от  учителя к данному уроку. 3. Восстановить в памяти материал учебника, отобрать  опорные ЗУН. 4. Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу. 5. Сформулировать и записать её в плане таким образом,  чтобы она была доступна, понятна учащимся, осознана ими. 6. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке,  что он должен знать и уметь после урока. 7. Определить, какой учебный материал сообщить учащимся, в  каком объёме, какие интересные факты, сообщить ученикам. 8. Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей,  наиболее эффективные способы формирования новых ЗУН. 9. Продумать, что и как должно быть записано на доске и в  тетрадях учащихся. 10. Записать предусматриваемый ход урока в план урока. представив себе урок как целостное явление

Правила, обеспечивающие успешное проведение урока. Общие:

  • 1. Определить место урока в теме, а темы – в годовом курсе,
  • выделить общую задачу урока.
  • 2. Просмотреть учебную программу, прочитать требования
  • стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от
  • учителя к данному уроку.
  • 3. Восстановить в памяти материал учебника, отобрать
  • опорные ЗУН.
  • 4. Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу.
  • 5. Сформулировать и записать её в плане таким образом,
  • чтобы она была доступна, понятна учащимся, осознана ими.
  • 6. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке,
  • что он должен знать и уметь после урока.
  • 7. Определить, какой учебный материал сообщить учащимся, в
  • каком объёме, какие интересные факты, сообщить ученикам.
  • 8. Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей,
  • наиболее эффективные способы формирования новых ЗУН.
  • 9. Продумать, что и как должно быть записано на доске и в
  • тетрадях учащихся.
  • 10. Записать предусматриваемый ход урока в план урока. представив себе урок как целостное явление
Частные:   1. Быть собранным, чётко и ясно ставить задачи перед  учащимися, соблюдать логику изложения материала. 2. Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не  возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что  ошибку надо искать в способах организации их деятельности. 3. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечёткий ответ  может быть следствием неясного вопроса. 4. Задания и инструктаж давать чётко, кратко, с обязательным  выяснением того, как ученики поняли требования. 5. Пристально следить за тем, как учащиеся слушают учителя.  Помнить, что показателем внимания могут быть активное  слушание, сосредоточенность на задании. 6. Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его  со звонком, не допускать длительных проработок учащихся. 7. Добиваться выполнения каждого своего требования.  Ни одно требование на уроке не должно быть просто продекларированным!  8. Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для  большинства. 9. Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их  инициативу, одобрять их активность и осведомлённость.

Частные:

  • 1. Быть собранным, чётко и ясно ставить задачи перед
  • учащимися, соблюдать логику изложения материала.
  • 2. Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не
  • возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что
  • ошибку надо искать в способах организации их деятельности.
  • 3. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечёткий ответ
  • может быть следствием неясного вопроса.
  • 4. Задания и инструктаж давать чётко, кратко, с обязательным
  • выяснением того, как ученики поняли требования.
  • 5. Пристально следить за тем, как учащиеся слушают учителя.
  • Помнить, что показателем внимания могут быть активное
  • слушание, сосредоточенность на задании.
  • 6. Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его
  • со звонком, не допускать длительных проработок учащихся.
  • 7. Добиваться выполнения каждого своего требования.
  • Ни одно требование на уроке не должно быть просто продекларированным!
  • 8. Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для
  • большинства.
  • 9. Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их
  • инициативу, одобрять их активность и осведомлённость.
Время Этапы урока Содержание этапов урока Деятельность учащихся Дидактическая задача этапа Содержание учебного материала Время Методы, приёмы обучения Содержание урока Формы организации деятельности Действия учителя Анализ и оценка результатов Действия ученика Заметки

Время

Этапы урока

Содержание этапов урока

Деятельность учащихся

Дидактическая задача этапа

Содержание учебного материала

Время

Методы, приёмы обучения

Содержание урока

Формы организации деятельности

Действия учителя

Анализ и оценка результатов

Действия ученика

Заметки

О целях урока Развитие общетрудовых и политехнических умений (развитие умения нестандартно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач, развитие операционно-контрольных умений – умения пользоваться приборами и инструментами, планировать, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия. Развитие умений учебного труда (умения работать в нужном темпе – читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать; развитие приемов наблюдения – цель, последовательность, состав объектов) Развитие воли и самостоятельности, личности обучающегося (развитие инициативы, уверенности в своих силах, настойчивости, умения преодолевать трудности, добиваться намеченной цели, умения владеть собой, выдержки, самообладания, умения действовать самостоятельно).

О целях урока

  • Развитие общетрудовых и политехнических умений (развитие умения нестандартно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач, развитие операционно-контрольных умений – умения пользоваться приборами и инструментами, планировать, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия.
  • Развитие умений учебного труда (умения работать в нужном темпе – читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать; развитие приемов наблюдения – цель, последовательность, состав объектов)
  • Развитие воли и самостоятельности, личности обучающегося (развитие инициативы, уверенности в своих силах, настойчивости, умения преодолевать трудности, добиваться намеченной цели, умения владеть собой, выдержки, самообладания, умения действовать самостоятельно).
Уточнение типа урока   Первый тип – уроки изучения нового учебного материала (сюда входят вводные, вступительные, наблюдений и сбора материала – как методические варианты уроков первого типа). Второй тип – уроки совершенствования знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) Третий тип – уроки обобщения, систематизации знаний, умений и навыков. Четвертый тип – комбинированные уроки. Пятый тип – контрольные уроки (уроки учета и оценки знаний, умений учащихся).

Уточнение типа урока

  • Первый тип – уроки изучения нового учебного материала (сюда входят вводные, вступительные, наблюдений и сбора материала – как методические варианты уроков первого типа).
  • Второй тип – уроки совершенствования знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.)
  • Третий тип – уроки обобщения, систематизации знаний, умений и навыков.
  • Четвертый тип – комбинированные уроки.
  • Пятый тип – контрольные уроки (уроки учета и оценки знаний, умений учащихся).
Уточнение вида урока   Урок-лекция; Урок-беседа; Киноурок; Урок теоретических или практических работ исследовательского типа; Урок самостоятельных работ репродуктивного типа – устных или письменных упражнений; Урок лабораторных работ; Урок практических работ; Урок-экскурсия; Урок-семинар; Дидактическая игра; Анализ ситуаций; Устный опрос; Письменный опрос; Контрольная работа; Зачет.

Уточнение вида урока

  • Урок-лекция;
  • Урок-беседа;
  • Киноурок;
  • Урок теоретических или практических работ исследовательского типа;
  • Урок самостоятельных работ репродуктивного типа – устных или письменных упражнений;
  • Урок лабораторных работ;
  • Урок практических работ;
  • Урок-экскурсия;
  • Урок-семинар;
  • Дидактическая игра;
  • Анализ ситуаций;
  • Устный опрос;
  • Письменный опрос;
  • Контрольная работа;
  • Зачет.
Выбор методов и приемов обучения   Выбор методов строится на основе принципа целеполагания (отражающего систему целей обучающего и обучаемого), принципа бинарности (отражающего характер взаимодействия учителя и учащегося) и принципа проблемности (отражающего наличие противоречивости в учебном процессе и предмете).

Выбор методов и приемов обучения

  • Выбор методов строится на основе принципа целеполагания (отражающего систему целей обучающего и обучаемого), принципа бинарности (отражающего характер взаимодействия учителя и учащегося) и принципа проблемности (отражающего наличие противоречивости в учебном процессе и предмете).
Методы обучения Метод монологического изложения . При использовании этого метода учитель рассказывает (монолог), сообщая готовые выводы науки, законы, факты, правила, показывает образец действия и дает задание на заучивание учебного материала и его воспроизведение. При этом доминирует исполнительная деятельность учащихся: наблюдение, слушание, запоминание, выполнение по образцу. Диалогический метод . Изложение материала учитель ведет в форме сообщающей беседы. При этом проблемная ситуация создается постановкой проблемных вопросов или показом противоречивости фактов, явлений. Учащиеся как бы помогают учителю в обосновании гипотезы и ее доказательстве. Но сущность новых понятий объясняется учителем.

Методы обучения

  • Метод монологического изложения . При использовании этого метода учитель рассказывает (монолог), сообщая готовые выводы науки, законы, факты, правила, показывает образец действия и дает задание на заучивание учебного материала и его воспроизведение. При этом доминирует исполнительная деятельность учащихся: наблюдение, слушание, запоминание, выполнение по образцу.
  • Диалогический метод . Изложение материала учитель ведет в форме сообщающей беседы. При этом проблемная ситуация создается постановкой проблемных вопросов или показом противоречивости фактов, явлений. Учащиеся как бы помогают учителю в обосновании гипотезы и ее доказательстве. Но сущность новых понятий объясняется учителем.
Методы обучения Эвристический метод. Характеризуется тем, что изложение нового материала учитель ведет в форме эвристической беседы. А она отличается от сообщающей беседы главным образом постановкой основной проблемы, делением ее на подпроблемы и организации поисковой деятельности учащихся по ее решению. Эвристическая беседа возможна в виде взаимосвязанных вопросов, влияющих друг на друга, и большая часть которых является небольшими проблемами. Здесь характерно то, что последующие вопросы исходят из предыдущих. Эвристический метод характеризуется возникновением дискуссии, высоким уровнем познавательной активности учащихся. Исследовательский метод . Учитель организует самостоятельную работу учащихся, давая им проблемные познавательные задачи и задания, имеющие практический характер и решаемые учащимися самостоятельно, обычно без помощи преподавателя. Этот метод характеризуется самым высоким уровнем познавательной самостоятельности учащихся

Методы обучения

  • Эвристический метод. Характеризуется тем, что изложение нового материала учитель ведет в форме эвристической беседы. А она отличается от сообщающей беседы главным образом постановкой основной проблемы, делением ее на подпроблемы и организации поисковой деятельности учащихся по ее решению. Эвристическая беседа возможна в виде взаимосвязанных вопросов, влияющих друг на друга, и большая часть которых является небольшими проблемами. Здесь характерно то, что последующие вопросы исходят из предыдущих. Эвристический метод характеризуется возникновением дискуссии, высоким уровнем познавательной активности учащихся.
  • Исследовательский метод . Учитель организует самостоятельную работу учащихся, давая им проблемные познавательные задачи и задания, имеющие практический характер и решаемые учащимися самостоятельно, обычно без помощи преподавателя. Этот метод характеризуется самым высоким уровнем познавательной самостоятельности учащихся
Методы обучения Алгоритмический метод . Основной признаки алгоритмического метода – инструктирование учащихся. При этом учитель указывает что нужно сделать и как, часто используются инструкционные карты. Применяется этот метод в основном на лабораторных и практических занятиях, в кружковой работе (моделирование, конструирование и т.п.). Метод программированных заданий . Он заключается в подготовке учебного материала путем пошаговой «разбивки» его в форме вопросов, задач и заданий (часто с выбором ответов). Этот метод обеспечивает в основном самостоятельную работу репродуктивного типа для учащихся.

Методы обучения

  • Алгоритмический метод . Основной признаки алгоритмического метода – инструктирование учащихся. При этом учитель указывает что нужно сделать и как, часто используются инструкционные карты. Применяется этот метод в основном на лабораторных и практических занятиях, в кружковой работе (моделирование, конструирование и т.п.).
  • Метод программированных заданий . Он заключается в подготовке учебного материала путем пошаговой «разбивки» его в форме вопросов, задач и заданий (часто с выбором ответов). Этот метод обеспечивает в основном самостоятельную работу репродуктивного типа для учащихся.
Определение структуры урока Структура – это устойчивый порядок внутренних связей между элементами урока. Поскольку в основе структуры урока лежит цель деятельности только самого учителя (опросить, объяснить, закрепить и т.п.), то не возникает достаточно условий для реализации развития учащихся.  Главное – традиционная структура урока не дает учителю применять разнообразны формы, методы и средства обучения.  Известно, что всякое формирование новых знаний идет на основе актуализации прежних знаний и систематического применения усвоенных знаний в учебной деятельности. Исходя из этого, можно использовать такую структуру урока:

Определение структуры урока

  • Структура – это устойчивый порядок внутренних связей между элементами урока.
  • Поскольку в основе структуры урока лежит цель деятельности только самого учителя (опросить, объяснить, закрепить и т.п.), то не возникает достаточно условий для реализации развития учащихся.
  • Главное – традиционная структура урока не дает учителю применять разнообразны формы, методы и средства обучения.
  • Известно, что всякое формирование новых знаний идет на основе актуализации прежних знаний и систематического применения усвоенных знаний в учебной деятельности. Исходя из этого, можно использовать такую структуру урока:
Структурирование урока  1. Актуализация прежних знаний .  То есть нужно освежить прежние знания и способы действия в памяти, кроме того, актуализация означает и психологическую подготовку обучаемого, возбуждение его интереса к теме, проблеме, создание эмоционального настроя, оценку степени готовности отдельных учащихся к восприятию нового материала и т.д. Актуализация – понятие более широкое, чем опрос. В нее входит и контроль за состоянием знаний ученика, его умений и навыков, который осуществляется в форме опроса и в форме проверки выполнения учебных заданий. Видами деятельности учащихся на этапе актуализации могут быть решение задач, чтение текста, самостоятельная работа, взаимопроверка, выполнение упражнение и пр.

Структурирование урока

1. Актуализация прежних знаний .

То есть нужно освежить прежние знания и способы действия в памяти, кроме того, актуализация означает и психологическую подготовку обучаемого, возбуждение его интереса к теме, проблеме, создание эмоционального настроя, оценку степени готовности отдельных учащихся к восприятию нового материала и т.д. Актуализация – понятие более широкое, чем опрос. В нее входит и контроль за состоянием знаний ученика, его умений и навыков, который осуществляется в форме опроса и в форме проверки выполнения учебных заданий. Видами деятельности учащихся на этапе актуализации могут быть решение задач, чтение текста, самостоятельная работа, взаимопроверка, выполнение упражнение и пр.

Структура урока 2. Формирование новых понятий и способов действия .  Здесь понятие «формирование» включает деятельность учителя по объяснению нового материала или организации деятельности учащихся по самостоятельному раскрытию сущности новых понятий. Способ объяснения учителя может быть разным (лекция, беседа, рассказ, демонстрация опыта и пр.), так же, как и способ «самообъяснения» учащегося (работа с книгой, анализ ситуаций, анализ текста произведения, решение задач и пр.).Эти приемы и способы действия учителя и учащихся являются элементами методической подструктуры урока.

Структура урока

  • 2. Формирование новых понятий и способов действия .
  • Здесь понятие «формирование» включает деятельность учителя по объяснению нового материала или организации деятельности учащихся по самостоятельному раскрытию сущности новых понятий. Способ объяснения учителя может быть разным (лекция, беседа, рассказ, демонстрация опыта и пр.), так же, как и способ «самообъяснения» учащегося (работа с книгой, анализ ситуаций, анализ текста произведения, решение задач и пр.).Эти приемы и способы действия учителя и учащихся являются элементами методической подструктуры урока.

Структура урока

  • Формирование умений и навыков. На этом этапе происходит отработка применения знаний путем многократного повторения тех или иных умственных или практических действий, операций. Выполняются различные упражнения, решаются задачи, анализируется ход решения и т.п. 4. Домашнее задание учитель может дать на любом этапе урока в зависимости от учебной ситуации. Это важный момент и поэтому домашнее задание является самостоятельным элементом подструктуры урока. Оно должно быть прокомментировано и объяснено учащимся.
  • Формирование умений и навыков. На этом этапе происходит отработка применения знаний путем многократного повторения тех или иных умственных или практических действий, операций. Выполняются различные упражнения, решаются задачи, анализируется ход решения и т.п. 4.
  • Домашнее задание учитель может дать на любом этапе урока в зависимости от учебной ситуации. Это важный момент и поэтому домашнее задание является самостоятельным элементом подструктуры урока. Оно должно быть прокомментировано и объяснено учащимся.
  • Варианты структуры уроков для их разных типов и видов образуются за счет изменения числа элементов методической подструктуры, их взаимосвязи и последовательности
Оценивание Оценка не сводится к выставлению отметок. Помимо формализованной стороны (баллы, «зачёт — незачёт» и т.п.), в оценивании показывается отношение каждого участника урока к происходящему на уроке. Ключевые положения: оценивание на занятии происходит в любом случае (нередко помимо воли того, кто оценивает); оценка не должна умалять достоинство человека; следует оценивать учебные результаты, а не личностные особенности; важно открыто устанавливать и совместно обсуждать критерии оценок и отметок; оценивание не следует сводить к выставлению отметок учителем (стоит учитывать потенциал самооценивания, взаимооценивания, внешней экспертизы и т.п.); оценка должна мотивировать к учению, а не «отбивать руки» у школьников.

Оценивание

  • Оценка не сводится к выставлению отметок. Помимо формализованной стороны (баллы, «зачёт — незачёт» и т.п.), в оценивании показывается отношение каждого участника урока к происходящему на уроке.
  • Ключевые положения:
  • оценивание на занятии происходит в любом случае (нередко помимо воли того, кто оценивает);
  • оценка не должна умалять достоинство человека;
  • следует оценивать учебные результаты, а не личностные особенности;
  • важно открыто устанавливать и совместно обсуждать критерии оценок и отметок;
  • оценивание не следует сводить к выставлению отметок учителем (стоит учитывать потенциал самооценивания, взаимооценивания, внешней экспертизы и т.п.);
  • оценка должна мотивировать к учению, а не «отбивать руки» у школьников.
Рефлексия Рефлексия является не просто подведением итогов, а видением процесса и осознанием полученных результатов. Создаются условия для понимания того, что можно было бы изменить, знания об удачных способах действий. Важно, чтобы учащиеся могли сформулировать основную идею, перечислить основные виды своей деятельности на уроке, ответить на вопросы: что нового узнали на занятии? Какой опыт приобрели в учебной деятельности? Что было самым трудным на уроке? Что считают наиболее важным? Что было наиболее интересным?

Рефлексия

  • Рефлексия является не просто подведением итогов, а видением процесса и осознанием полученных результатов. Создаются условия для понимания того, что можно было бы изменить, знания об удачных способах действий. Важно, чтобы учащиеся могли сформулировать основную идею, перечислить основные виды своей деятельности на уроке, ответить на вопросы: что нового узнали на занятии? Какой опыт приобрели в учебной деятельности? Что было самым трудным на уроке? Что считают наиболее важным? Что было наиболее интересным?
Контроль и коррекция Должны быть выступать в форме самокоррекции и самоконтроля. Сначала подробное проговаривание (согласно алгоритму) соответствия выполненного задания поставленным условиям, нахождение недочетов. Далее – коррекция в соответствие с алгоритмом. Этому должны быть посвящены отдельные уроки в 5-6 классе. Потом внешняя речь переходит во внутренний план. Критерии контроля и оценки оговариваются или составляются совместно заранее.

Контроль и коррекция

  • Должны быть выступать в форме самокоррекции и самоконтроля. Сначала подробное проговаривание (согласно алгоритму) соответствия выполненного задания поставленным условиям, нахождение недочетов. Далее – коррекция в соответствие с алгоритмом. Этому должны быть посвящены отдельные уроки в 5-6 классе. Потом внешняя речь переходит во внутренний план.
  • Критерии контроля и оценки оговариваются или составляются совместно заранее.
Краткий анонс современных образовательных технологий
  • Краткий анонс современных образовательных технологий
Технология портфолио  Портфолио – органайзер школьника, незаменимый инструмент формирования его оргдеятельностной компетенции. Это одновременно форма, процесс организации и технология работы учащихся с продуктами их собственной творческой, исследовательской, проектной или познавательной деятельности, предназначенными для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки результатов.

Технология портфолио

  • Портфолио – органайзер школьника, незаменимый инструмент формирования его оргдеятельностной компетенции. Это одновременно форма, процесс организации и технология работы учащихся с продуктами их собственной творческой, исследовательской, проектной или познавательной деятельности, предназначенными для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки результатов.
Технология проблемного обучения Жить - значит иметь проблемы, а решать их значит расти интеллектуально В качестве психологической основы проблемного обучения обычно называют тезис:

Технология проблемного обучения

  • Жить - значит иметь проблемы, а решать их значит расти интеллектуально
  • В качестве психологической основы проблемного обучения обычно называют тезис: "Мышление начинается с проблемной ситуации".
  • Система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы составляет суть технологии проблемного обучения.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) Там, где думают одинаково – никто не думает слишком много! Если вы задумываетесь о том, как в эпоху информационного общества научить учеников самих добывать информацию, создать учебную среду для развития, самопознания и самовыражения     личности, развить способность учащихся к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой степени сложности, формировать у учащихся навыки самообразования, организовать групповую и парную работу на уроке, создать в классе атмосферу партнерства, то технология развития критического мышления через чтение и письмо для Вас!

Технология развития критического мышления (ТРКМ)

Там, где думают одинаково – никто не думает слишком много!

  • Если вы задумываетесь о том, как в эпоху информационного общества научить учеников самих добывать информацию, создать учебную среду для развития, самопознания и самовыражения     личности, развить способность учащихся к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой степени сложности, формировать у учащихся навыки самообразования, организовать групповую и парную работу на уроке, создать в классе атмосферу партнерства, то технология развития критического мышления через чтение и письмо для Вас!
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)   Уж лучше совсем не  помышлять об  отыскании каких бы  то ни было истин,  чем делать это без  всякого метода...   Какой  должна быть система образования в ХХI веке?  Наиболее четко и коротко идеал можно сформулировать следующим образом: «В основе преподавания будет лежать обучение мышлению

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)

  • Уж лучше совсем не  помышлять об  отыскании каких бы  то ни было истин,  чем делать это без  всякого метода...  Какой  должна быть система образования в ХХI веке? Наиболее четко и коротко идеал можно сформулировать следующим образом: «В основе преподавания будет лежать обучение мышлению". Важнейший момент в этом учебном процессе - переход от преимущественно нерефлексивного к осознанному овладению мыслительными приемами и операциями.
  • Особенность ТРИЗ-педагогики заключается в том, что она предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыследеятельности, то есть работает на повышение культуры мышления.
  • В результате у учащихся формируется мышление, способное оперировать наиболее общими фундаментальными закономерностями, осваивать на их основе  частные законы различных наук и объяснять явления окружающей действительности.
Технология французских демаршей   Все талантливые люди пишут разно, все бездарные люди пишут одинаково и даже одним почерком. Разработана педагогами «Французской группы нового образования» - GFEN. Это форма организации многомерного, многоуровневого диалога детей и взрослых, который создает условия для восхождения к новым знаниям, новому опыту, новым открытиям. В общем итоге направлена на - развитие способности эстетического постижения действительности  как умения вступать в духовное общение с миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий; - на активизацию

Технология французских демаршей

  • Все талантливые люди пишут разно, все бездарные люди пишут одинаково и даже одним почерком.
  • Разработана педагогами «Французской группы нового образования» - GFEN. Это форма организации многомерного, многоуровневого диалога детей и взрослых, который создает условия для восхождения к новым знаниям, новому опыту, новым открытиям. В общем итоге направлена на
  • - развитие способности эстетического постижения действительности  как умения вступать в духовное общение с миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий;
  • - на активизацию "ассоциативного поля", образного мышления как способа художественного освоения бытия;
  • - моделирование состояния вдохновения ("игра" с элементами творчества, "спонтанная" ситуация);
  • - создание на занятиях атмосферы созидания, заинтересованности, непринужденности, определяющих процесс открытия;
  • - формирование навыков импровизации.
Технология «Дебаты»   Тот, кто пытается победить в споре с помощью крика и брани, показывает, что его доводы слишком слабы. Использование технологии

Технология «Дебаты»

  • Тот, кто пытается победить в споре с помощью крика и брани, показывает, что его доводы слишком слабы.
  • Использование технологии "Дебаты" в обучении школьников содействует становлению нового поколения гражданского открытого общества: толерантного и мобильного, критически осмысляющего перемены.
  • Технология формирует:
  • - умение определять и отстаивать свою позицию,
  • - ораторское мастерство и умение вести диалог;
  • - командный дух и лидерские качества.
Технология проектного обучения   Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие - самая трудная вещь на свете!  Технология проектов предлагает обучение

Технология проектного обучения

  • Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие - самая трудная вещь на свете!
  • Технология проектов предлагает обучение "путем делания", то есть такое, при котором все знания извлекаются из практической самостоятельности и личного опыта ребенка.
  • Деятельность учащихся направлена на решение проблемы, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и  новые знания, которые еще предстоит приобрести.
  • Технология проектного обучения позволяет наиболее благоприятным способом создать natural environment («естественную среду»), т.е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным для формирования качеств человека, позволяющих ему быть востребованным и успешным в современном обществе, а именно: компетентности решения проблем, коммуникативной и информационной  культуры .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!