СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация урока на тему "Орнамент"

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация урока на тему "Орнамент"

Просмотр содержимого документа
«презентация урока на тему "Орнамент"»

МБОУ «Гимназия № 102 им. М.С. Устиновой» Презентация к уроку на тему: «Орнамент» Выполнила: Учитель технологии Шарипова Е.В. Казань 2016

МБОУ «Гимназия № 102 им. М.С. Устиновой»

Презентация к уроку на тему: «Орнамент»

Выполнила: Учитель технологии Шарипова Е.В.

Казань 2016

Карточка – задание № 1 В предложенной схеме необходимо дорисовать узор

Карточка – задание № 1

В предложенной схеме необходимо дорисовать узор

Образец - эталон

Образец - эталон

 - (лат. ornamentum )  украшение, наряд.

- (лат. ornamentum ) украшение, наряд.

Тема урока: Орнамент

Тема урока: Орнамент

Знать: Понятие орнамента. Виды орнамента. Правила построения орнамента. Уметь: Создавать орнамент.

Знать:

Понятие орнамента. Виды орнамента. Правила построения орнамента.

Уметь:

Создавать орнамент.

Татарский национальный костюм Татарский орнамент в основном состоял из растит. и геометрич. мотивов (зооморфные изображения имеют незначит. место). Растит. мотив наиб. распространение получил в тамбурной и золотошвейной вышивках. Из наиб. характерных мотивов растит. орнамента выделялись спиральный завиток, волнистая ветвь, трехлепестковые цветы и листья. Геометрический орнамент широко применялся на вышивках, выполненных в технике «цветная перевить» и «шов по вырезу» Он наряду с простыми (ломаные линии, квадраты, ромбы, восьмиконечные звезды) включал сложные геометрической формы

Татарский национальный костюм

Татарский орнамент в основном состоял из растит. и геометрич. мотивов (зооморфные изображения имеют незначит. место). Растит. мотив наиб. распространение получил в тамбурной и золотошвейной вышивках. Из наиб. характерных мотивов растит. орнамента выделялись спиральный завиток, волнистая ветвь, трехлепестковые цветы и листья. Геометрический орнамент широко применялся на вышивках, выполненных в технике «цветная перевить» и «шов по вырезу» Он наряду с простыми (ломаные линии, квадраты, ромбы, восьмиконечные звезды) включал сложные геометрической формы

Русский национальный костюм У русских женщин не было европейского обилия тканей для создания одежды. Все, что было им доступно, это лен, хлопок и шерсть. Но все равно русским удавалось создавать из малого наряды удивительной красоты. И достигалось это благодаря орнаментам русского народного костюма. Орнамент в то время выступал не только в качестве украшения, но и в качестве оберега. Так, элементы народного костюма обогащали хранительной вышивкой и узорным ткачеством. Подобного рода обереги вышивались на краях одежды, а именно на подоле, манжетах и вороте. Это были расшитые письмена-идеограммы, защищающие человека от беды. Орнаменты выполнялись в определенных цветах, которые также имеют особое значение. Самым популярным цветом считается красный, который символизирует огонь, жизнь и кровь.

Русский национальный костюм

У русских женщин не было европейского обилия тканей для создания одежды. Все, что было им доступно, это лен, хлопок и шерсть. Но все равно русским удавалось создавать из малого наряды удивительной красоты. И достигалось это благодаря орнаментам русского народного костюма. Орнамент в то время выступал не только в качестве украшения, но и в качестве оберега. Так, элементы народного костюма обогащали хранительной вышивкой и узорным ткачеством. Подобного рода обереги вышивались на краях одежды, а именно на подоле, манжетах и вороте. Это были расшитые письмена-идеограммы, защищающие человека от беды. Орнаменты выполнялись в определенных цветах, которые также имеют особое значение. Самым популярным цветом считается красный, который символизирует огонь, жизнь и кровь.

Марийский национальный костюм Марийский народный костюм богато украшался вышивкой. Основные мотивы в орнаменте – изображения комбинаций различных геометрических, растительных, зооморфных, антропоморфных фигур. В древности вышивка выполняла магическую функцию, указывала на принадлежность ее владельца к определенной этнической группе, роду.

Марийский национальный костюм

Марийский народный костюм богато украшался вышивкой. Основные мотивы в орнаменте – изображения комбинаций различных геометрических, растительных, зооморфных, антропоморфных фигур. В древности вышивка выполняла магическую функцию, указывала на принадлежность ее владельца к определенной этнической группе, роду.

Башкирский национальный костюм Башкирский орнамент почти всегда симметричен, его композиция весьма образно и емко рассказывает о восприятии мира людьми. Мир, по восприятию башкир, представляет собой противостояние: день-ночь, жизнь-смерть и т.д. В искусстве это показано через симметрию противостоящих фигур, разделённых третьим элементом, в роли которого могла выступать или женская фигура, или изображение дерева, или символический ромб. Такие замены не были случайными, так как и женская фигура (богиня всего сущего), и ромб (земля-пашня), и дерево (древо жизни) - это символы плодородия, так называемого жизнедающего начала.

Башкирский национальный костюм

Башкирский орнамент почти всегда симметричен, его композиция весьма образно и емко рассказывает о восприятии мира людьми. Мир, по восприятию башкир, представляет собой противостояние: день-ночь, жизнь-смерть и т.д. В искусстве это показано через симметрию противостоящих фигур, разделённых третьим элементом, в роли которого могла выступать или женская фигура, или изображение дерева, или символический ромб. Такие замены не были случайными, так как и женская фигура (богиня всего сущего), и ромб (земля-пашня), и дерево (древо жизни) - это символы плодородия, так называемого жизнедающего начала.

Что такое мотив?

Что такое мотив?

Мотив – это часть орнамента, главный его элемент

Мотив – это часть орнамента, главный его элемент

Геометрический орнамент

Геометрический орнамент

Растительный орнамент

Растительный орнамент

Животный орнамент

Животный орнамент

Антропоморфный орнамент

Антропоморфный орнамент

Работа в группах. Задание: установить соответствие в схеме Виды орнамента Центрический Ленточный Сетчатый Узор, элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение.  Мотивы располагаются в круге, квадрате, прямоугольнике, треугольнике и др. Узор, элементы которого, располагаясь вдоль многих осей переноса, создают движение в двух направлениях. Узор, вписывающийся в ленту, полосу, ограниченной сверху и снизу

Работа в группах.

Задание: установить соответствие в схеме

Виды орнамента

Центрический

Ленточный

Сетчатый

Узор, элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Мотивы располагаются в круге, квадрате, прямоугольнике, треугольнике и др.

Узор, элементы которого, располагаясь вдоль многих осей переноса, создают движение в двух направлениях.

Узор, вписывающийся в ленту, полосу, ограниченной сверху и снизу

Виды орнамента Центрический Ленточный Сетчатый Узор, элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение.  Мотивы располагаются в круге, квадрате, прямоугольнике, треугольнике и др. Узор, элементы которого, располагаясь вдоль многих осей переноса, создают движение в двух направлениях. Узор, вписывающийся в ленту, полосу, ограниченной сверху и снизу

Виды орнамента

Центрический

Ленточный

Сетчатый

Узор, элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Мотивы располагаются в круге, квадрате, прямоугольнике, треугольнике и др.

Узор, элементы которого, располагаясь вдоль многих осей переноса, создают движение в двух направлениях.

Узор, вписывающийся в ленту, полосу, ограниченной сверху и снизу

1 2 3 4 5 6 8 7 9

1

2

3

4

5

6

8

7

9

Виды орнамента Центрический Ленточный Сетчатый 3, 5, 7 2, 6, 8 1, 4,9

Виды орнамента

Центрический

Ленточный

Сетчатый

3, 5, 7

2, 6, 8

1, 4,9

Раппорт – минимальная площадь повторяющегося рисунка

Раппорт – минимальная площадь повторяющегося рисунка

Задание: Определить раппорт в орнаменте

Задание: Определить раппорт в орнаменте

Ритм Ритм – чередование элементов целого, совершающегося с закономерной последовательностью и частотой.

Ритм

Ритм – чередование элементов целого, совершающегося с закономерной последовательностью и частотой.

Задание: Определить ритм в орнаменте

Задание: Определить ритм в орнаменте

ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ. «Я ЗНАЮ ЦВЕТОВУЮ ГРАМОТУ.»  Контрастные цвета   Хроматические цвета.   Тёплые цвета.   Холодные цвета.   Ахроматические цвета.

ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ.

«Я ЗНАЮ ЦВЕТОВУЮ ГРАМОТУ.»

Контрастные цвета

Хроматические цвета.

Тёплые цвета.

Холодные цвета.

Ахроматические цвета.

Геометрический орнамент созданный из квадратов

Геометрический орнамент созданный из квадратов

Геометрический орнамент созданный из полос

Геометрический орнамент созданный из полос

Геометрический орнамент созданный из треугольников

Геометрический орнамент созданный из треугольников

Практическая работа. Задание: создать геометрический орнамент работая в группах, используя схему.

Практическая работа.

Задание: создать геометрический орнамент работая в группах, используя схему.

Критерии оценки 1 Линии орнамента четкие, аккуратные 1б 2 Содержание орнамента соответствует  теме 1б 3 Соблюдение направления штрихов при раскрашивании рисунка 1б 4 Грамотное сочетание цветов 1б 5 Соблюдение размера орнамента 1б

Критерии оценки

1 Линии орнамента четкие, аккуратные 1б

2 Содержание орнамента соответствует

теме 1б

3 Соблюдение направления штрихов при раскрашивании рисунка 1б

4 Грамотное сочетание цветов 1б

5 Соблюдение размера орнамента 1б

Составь синквейн 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составь синквейн

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

 С каким настроением я заканчиваю урок?

С каким настроением я заканчиваю урок?