2. | Учебно-познавательная деятельность. Актуализация и фиксирование задания и индивидуального затруднения в пробном действии. | Объяснение нового материала. | Наш сегодняшний урок будет посвящен очень интересному и необычному миру орнамента.(слайд 1) А кто из вас знает что такое орнамент? ( слайд 2 ) Слово “орнамент” в переводе с латинского (ornamentum) означает “украшение”.(слайд) Орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Для чего нам нужны узоры и орнаменты?
Каково же назначение орнамента? (слайд3)
Орнамент занимает важное место в изобразительной деятельности. Он используется для оформления практически всего, что создано человеком, будь то предметы быта или архитектурные сооружения. Он поднимает настроение, украшая и облагораживая предметы повседневной жизни. Украшая какой-либо предмет, орнамент не может существовать отдельно от самого предмета. Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия-коллекции замысловатых узоров разных народов и эпох. Каждая народность, иногда даже географическая область, имеет свой неповторимый орнамент, т.к. орнамент всегда был тесно связан с культурой, языком народа, а также его происхождением и историей. Источником для создания оригинальных композиций стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, например: плоды и листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц. В Древней Руси орнамент назывался - "узорочьем" от слова узор. Но только ли орнамент украшал? Слова «узор», «узорочье» происходят от слов «зоря», «гореть», «солнце» и идут от общеславянских понятий «свет», «блеск», «тепло». Узоры вышивок связывались с культом солнца и неба, они становились его «божественными изображениями», знаками-символами. Вынужденный постоянно противоборствовать суровой природе, во многом зависимый от нее, человек искал себе могучих покровителей, образы этих защитников. В орнаменте были заключены письмена, которые вышивальщицы специально подбирали для каждого владельца рубахи или полотенца, чтобы предметы хранила своего хозяина от всякой случайной беды, поэтому вышивка имела обереговую функцию и была носителем информации. Народная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение, функцию оберега и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную украшающую роль. Виды орнамента. В зависимости от характера элементов различают следующие виды орнаментов: Геометрический орнамент состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др). (слайд 4)
Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток. (слайд 5) Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных и/или фантастических животных (иногда подобный орнамент называют "звериным" стилем). (слайд 6) Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека. (слайд 7) |
Узор, украшение
Чтобы украшать вещи, предметы. основное назначение – украшение
Слушают учителя
Нет
состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др). из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток.
изображения реальных и/или фантастических животных
мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека | Фронтальная, групповая | Формирование УУД: (Р) самоконтроль:учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. (П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. |
3. | Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения. | | Орнамент— это выражение и воплощение ритма. Орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся мотивов. Мотив (растение, фигура, определенная комбинация линий) - это отдельный элемент, без которого нет орнамента. При составлении мотивов в композицию создается художественный образ орнамента. У каждого народа были и есть любимые мотивы в орнаменте, посмотрите на слайды здесь вы увидите орнаменты русского народа, (слайд 8,9,10,11) Что общего у этих орнаментов? Чем отличаются они отличаются? Посмотрите, как красивые бумажные змеи на слайдах. Как вы думаете, с помощью чего получилась такая красота? Мы с вами сегодня тоже постараемся интересно украсить своих бумажных змеев. Но для этого нам нужно узнать несколько правил построения орнамента. Чтобы задать ритм в узоре, нужно использовать повторяемость элементов. Узор из двух чередующихся мотивов является примером ритмического орнамента. Таким же образом чередуются и интервалы. |
Ответы детей
орнамента | Фронтальная, индивидуальная | Формирование УУД: (Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. (П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя |
5. | Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Подведение итога урока | Давайте поиграем в игру художники и зрители, первый ряд вывешивает свои работа, а второй и третий анализирует. (Оценка работы ребят) Что такое орнамент?
Какие основные виды орнаментов бывают?
| Анализ своих работ и работ других обучающихся. узор, состоящий из ритмически упорядоченных и повторяющихся элементов. Геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный. | Фронтальная, групповая (по рядам), индивидуальная | – рефлексия способов и условий действия (П); – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); – самооценка на основе критерия успешности (Л); – адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К); – планирование учебного сотрудничества (К); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |