СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока изобразительного искусства на тему: " Орнамент народов мира"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока изобразительного искусства

 

  1. Ф.И.О. Вифлянцева Юлия Ивановна
  2. Класс: 3 «Б»
  3. Дата:  
  4. Предмет: изобразительное искусство
  5. Тема: «Орнамент народов мира»
  6. Программа: «Перспектива»
  7. Место и роль урока в изучаемой теме: формирование новых знаний
  8. Цель  урока: познакомить детей с видами орнамента разных стран
  9. Задачи:
  10.  -  Образовательные: сформировать  представление о видах орнамента, его композиции, построении, символике.                                               -  Развивающие: развивать эмоционально – нравственное отношение к произведениям декоративно – прикладного искусства.                                                                                                                                                                                                                      -  Воспитательные: воспитывать у обучающихся представление о том, что все народы на нашей планете являются носителями своих традиций, своего искусства – самобытного и неповторимого.

        9.  Дидактические средства:

для учителя: презентация, конспект урока, рабочая тетрадь.

для обучающегося:  рабочая тетрадь, карандаши, альбом.

Основные понятия: орнамент, ритм, симметрия, ярусное расположение.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока изобразительного искусства на тему: " Орнамент народов мира"»



Технологическая карта урока изобразительного искусства

 

  1. Ф.И.О. Вифлянцева Юлия Ивановна

  2. Класс: 3 «Б»

  3. Дата:  

  4. Предмет: изобразительное искусство

  5. Тема: «Орнамент народов мира»

  6. Программа: «Перспектива»

  7. Место и роль урока в изучаемой теме: формирование новых знаний

  8. Цель  урока: познакомить детей с видами орнамента разных стран

  9. Задачи:

  10. -  Образовательные: сформировать представление о видах орнамента, его композиции, построении, символике. -  Развивающие: развивать эмоционально – нравственное отношение к произведениям декоративно – прикладного искусства.  -  Воспитательные: воспитывать у обучающихся представление о том, что все народы на нашей планете являются носителями своих традиций, своего искусства – самобытного и неповторимого.

        9.  Дидактические средства:

для учителя: презентация, конспект урока, рабочая тетрадь.

для обучающегося:  рабочая тетрадь, карандаши, альбом.

Основные понятия: орнамент, ритм, симметрия, ярусное расположение.









9. Характеристика этапов урока

Название этапа,

цель

Содержание  этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма

работы

Результат

1.

 Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 


Организационный момент

Вводная беседа

 

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

Здравствуйте ребята!. Сегодня нам нужно хорошо потрудиться, чтобы получить отличные знания и оценки.

 


Приветствие

 

Готовятся к уроку

Фронтальная

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция

2.

 Учебно-познавательная деятельность. Актуализация и фиксирование задания и индивидуального затруднения в пробном действии.


Объяснение нового материала.

 

 

 

Наш сегодняшний урок будет посвящен очень интересному и необычному миру орнамента.(слайд 1)

А кто из вас знает что такое орнамент?

( слайд 2 ) Слово “орнамент” в переводе с латинского (ornamentum) означает “украшение”.(слайд)  Орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Для чего нам нужны узоры и орнаменты?



Каково же назначение орнамента? (слайд3)



Орнамент занимает важное место в изобразительной деятельности. Он используется для оформления практически всего, что создано человеком, будь то предметы быта или архитектурные сооружения.

Он поднимает настроение, украшая и облагораживая предметы повседневной жизни.

Украшая какой-либо предмет, орнамент не может существовать отдельно от самого предмета.

Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия-коллекции замысловатых узоров разных народов и эпох.

 Каждая народность, иногда даже географическая область, имеет свой неповторимый орнамент, т.к. орнамент всегда был тесно связан с культурой, языком народа, а также его происхождением и историей.

 Источником для создания оригинальных композиций стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, например: плоды и листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц.

В Древней Руси орнамент назывался - "узорочьем" от слова узор. Но только ли орнамент украшал?

Слова «узор», «узорочье» происходят от слов «зоря», «гореть», «солнце» и идут от общеславянских понятий «свет», «блеск», «тепло». Узоры вышивок связывались с культом солнца и неба, они становились его «божественными изображениями», знаками-символами.  Вынужденный постоянно противоборствовать суровой природе, во многом зависимый от нее, человек искал себе могучих покровителей, образы этих защитников.

В орнаменте были заключены письмена, которые вышивальщицы специально подбирали для каждого владельца рубахи или полотенца, чтобы предметы хранила своего хозяина от всякой случайной беды, поэтому вышивка имела обереговую функцию и была носителем информации.

Народная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет.

Со временем орнамент теряет своё господствующее положение, функцию оберега и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную украшающую роль.

Виды орнамента.

В зависимости от характера элементов различают следующие виды орнаментов:
Геометрический орнамент состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др). (слайд 4)










Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток. (слайд 5)

 
Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных и/или фантастических животных (иногда подобный орнамент называют "звериным" стилем). (слайд 6)


Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека. (слайд 7)


 



Узор, украшение





Чтобы украшать вещи, предметы.

основное назначение – украшение

























Слушают учителя









Нет







































состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др).

из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток.



изображения реальных и/или фантастических животных



мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека

Фронтальная, групповая

Формирование УУД:

(Р) самоконтроль:учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

(П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

3.

Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения.

 

 

Орнамент— это выражение и воплощение ритма. Орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся мотивов.

Мотив (растение, фигура, определенная комбинация линий) - это отдельный элемент, без которого нет орнамента.

     При составлении мотивов в композицию создается художественный образ орнамента.

У каждого народа были и есть любимые мотивы в орнаменте, посмотрите на слайды здесь вы увидите орнаменты русского народа, (слайд 8,9,10,11)

Что общего у этих орнаментов?

Чем отличаются они отличаются?

      Посмотрите, как красивые бумажные змеи на слайдах.

Как вы думаете, с помощью чего получилась такая красота?

     Мы с вами сегодня тоже  постараемся интересно украсить своих бумажных змеев. Но для этого нам нужно узнать несколько правил построения орнамента.

    Чтобы задать ритм в узоре, нужно использовать повторяемость элементов. Узор из двух чередующихся мотивов является примером ритмического орнамента. Таким же образом чередуются и интервалы.  



















Ответы детей



орнамента

Фронтальная,

индивидуальная

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

(П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя

4.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


Практическая, самостоятельная работа обучающихся.

  1. Обводим контур бумажного змея

  2. Простым карандашом намечаем ярусы орнамента и его элементы

  3. Тонируем фон бумажного змея

  4. Прорисовываем в цвете элементы орнамента, узора

 Рисуют бумажного змея

Фронтальная, индивидуальная

Формирование УУД:

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

5.

 Рефлексия учебной деятельности на уроке.


Подведение итога урока

Давайте поиграем в игру художники и зрители, первый ряд вывешивает свои работа, а второй и третий анализирует.

(Оценка работы ребят)

Что такое орнамент?











 Какие основные виды орнаментов бывают?

 








Анализ своих работ и работ других обучающихся.

узор, состоящий из ритмически упорядоченных и повторяющихся элементов.

Геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный.

Фронтальная, групповая

(по рядам), индивидуальная

рефлексия способов и условий действия (П);

контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

самооценка на основе критерия успешности (Л);

адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);

использование критериев для обоснования своего суждения (К);

планирование учебного сотрудничества (К);

следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).