- 1) Федор Иоаннович, 1584-1598, «Урочные лета», царица Ирина
- 2) Борис Годунов, 1598-1605, «Голодные бунты», 1601-1603
- 3) Лжедмитрий I , Григорий Отрепьев, 1605-1606, Марина Мнишек
- 4) Василий Шуйский, 1606-1610, восстание И.И.Болотникова, «Тушинский вор»
- 5) «Семибоярщина»,1610-1612, I и II ополчение, «Совет всея земли»
?
Земский собор — высшее сословно-представительское учреждение России с середины XVI до конца XVII века , собрание представителей всех слоёв населения (кроме крепостных крестьян) для обсуждения политических, экономических и административных вопросов.
Земский собор 1613 года
Избрание нового царя
Цели и задачи:
План:
Земский собор 1613 года. Протокол выборов.
1. Дата
и
место
2. Участники собора
а) количество
3. Кандидаты
б) социальный состав
а) Иноземные
4. Ход
заседа
ний
б) Русские
5. Итоги
выборов
6. Мотивы избрания:
а) Официальная версия
б) Другие версии
- Прочитать текст источника «Созыв собора».
- Найти и занести в таблицу:
- - дату проведения,
- - место проведения,
- - количество участников,
- - состав участников собора.
3-е задание «Кандидаты»
- Прочитать текст.
- Назвать кандидата.
- Предположить, по каким причинам он мог претендовать на престол.
- Записать имена кандидатов в таблицу
В разных источниках упоминаются имена:
- Федора Ивановича Мстиславского,
- Ивана Михайловича Воротынского, Федора Ивановича Шереметева,
- Дмитрия Тимофеевича Трубецкого,
- Дмитрия Мамстрюковича
- и Ивана Борисовича Черкасских,
- Ивана Васильевича Голицына,
- Ивана Никитича и Михаила Федоровича Романовых,
- Петра Ивановича Пронского
- и Дмитрия Михайловича Пожарского.
Кандидаты на царский престол: Иноземные Русские
- Марина Мнишек с сыном Иваном Дмитриевичем
- Польский королевич Владислав , сын Сигизмунда III
- Шведский королевич Карл Филипп , сын Карла IX
- Король Англии и Шотландии Яков I
- Голицыны
- Мстиславские
- Куракины
- Воротынские
- Годуновы
- Шуйские
- Черкасский Дмитрий
- Дмитрий Пожарский
- Дмитрий Трубецкой
- Михаил Романов
Провозглашение Авраамием Палициным решения Земского собора об избрании на царство Михаила Федоровича Романова.
Утвержденная грамота
Земского собора об избрании на царский престол Михаила
Федоровича Романова
Мнение историков о М.Ф.Романове
- 1. «Михаил был от природы доброго, но, кажется, меланхолического нрава, не одарен блестящими способностями, но не лишен ума; зато не получил никакого воспитания и, как говорят, вступивши на престол, едва умел читать»
- (Н. И. Костомаров - русский историк)
- 2. «Лишённый всякого воспитания среди бурных событий, окружавших его детство и раннюю юность, не умея, вероятно, ни читать, ни писать, Михаил мог все испортить, явившись перед лицом Собора»
- (Казимир Валишевский – польский историк, писатель, публицист)
Почему же, избран царем был именно 16-летний Михаил Романов?
Официальная версия: избрание Михаила Романова стало возможным благодаря тому, что его кандидатура оказалась компромиссной во многих отношениях:
- Получив на московском троне молодого, неопытного монарха, бояре могли надеяться оказывать давление на царя при решении ключевых вопросов.
- Отец Михаила, патриарх Филарет некоторое время состоял в лагере Лжедмитрия II. Это давало надежду перебежчикам из Тушинского лагеря, что Михаил не станет сводить с ними счёты.
- Патриарх Филарет пользовался несомненным авторитетом в рядах духовенства.
- Род Романовых в меньшей степени запятнал себя сотрудничеством с «непатриотичным» польским правительством в 1610—1612 годах.
- Родство с Анастасией Захарьиной-Юрьевой, первой женой царя Иоанна Грозного.
По мнению ряда
историков решение
собора не было
вполне добровольным.
Казаки были той силой на Земском соборе 1613 года, которая сыграла ключевую роль в избрании Михаила Романова на престол.
- 20 февраля 1613 года.
- На паперти Благовещенского собора Московского Кремля келарь Троице-Сергиевой лавры Авраамий Палицын зачитывает решение Земского собора «Об избрании на царский престол боярина Михаила Федоровича Романова».
- («Книга об избрании на царство царя и великого князя Михаила Федоровича», 1672—1673)
Михаил Фёдорович после избрания на царство
- Написать историческое сочинение о периоде «Смутное время».
- В сочинении необходимо:
- - указать не менее 2-х событий
- - назвать 2 исторические личности, охарактеризовать их роль
- - указать не менее 2-х причинно-следственных связей
- Дать историческую оценку значимости данного периода для истории России.
- Урок окончен!
- Спасибо!
- Всем хорошего дня!