УРОК №3
ТЕМА УРОКА:
Знаки препинания
в сложном предложении
Цели урока:
1) познакомить учащихся с видами предложений по количеству описанных ситуаций, фрагментов действительности (простые и сложные), со средствами связи простых предложений в сложных, с видами сложных предложений,
2) научить определять вид сложного предложения, соотносить содержание с графической схемой, создавать графические схемы сложных предложений, правильно употреблять разделительные и выделительные запятые.
2
Проверка домашнего задания
Вариант 1
Шум, холод и соленые брызги вот пока моя сфера
Вариант 2
Добывание соли главный промысел островов
3
Проверка домашнего задания
Вариант 1
Небо и море это одна голубая масса; воздух теплый без движения
Вариант 2
Морской еж это полурастение полуживотное; он растет и кажется дышит
4
Проверка домашнего задания
Вариант 1
Солнышко светит птички поют сяду в тенечке подумаю о вечном
Вариант 2
Мама на даче ключ на столе завтрак можно не делать
5
Проверка домашнего задания
Вариант 1
Он пишет на стене слова свобода братство красота
Вариант 2
Вдоль стены стояли задумчивые мальчики Иван Никита Степка
6
Проверка домашнего задания
Вариант 1
Мама сказала все тайное становится явным
Вариант 2
Глупый мальчик вздохнула щука
7
Проверка домашнего задания
Вариант 1
Иванов Петров Сидоров все рабочие готовы к смене
Вариант 2
Азалии розы лилии цветы лежали на моем столе
8
Проверка домашнего задания
Вариант 1
Мой первый друг мой друг бесценный
Вариант 2
Друзья мои прекрасен наш союз
9
Проверка домашнего задания
Вариант 1
О вечном думая он книгу написал
Вариант 2
Иван Иванович грустя сломал сто сорок три гвоздя
10
Проверка домашнего задания
Вариант 1
Мне снились чайки кричащие над морем
Вариант 2
Я рисовал корабли исчезающие в пучине
11
Повторение основных признаков сложных предложений
Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.
(Н. Рубцов)
12
Предложения
Типы предложений
простые сложные
виды
БСП
СП
сложноподчинённые
сложносочинённые
13
Сложное предложение
Вариант 1
[ ─ ═ ] , [ ─ ═ ].
Иван смеялся, Марья пела.
Вариант 2
[ ─ ═ ] , а [ ─ ═ ].
Иван смеялся, а Марья пела.
Вариант 3
[ ─ ═ ] , (когда ─ ═ ).
Иван смеялся от радости, когда Марья пела.
14
ЗАПОМНИ!
а
но
Вася умный, а Петя сильный.
Я написал контрольную на пять, но похвалили Петю.
══
══
15
ЗАПОМНИ!
● что
● кроме
● чтобы
● хотя
● потому что
● куда
● если
● то есть
● где
● который
● когда
● пока
● несмотря на
Я знаю, что мама спит.
Я приехал домой, чтобы попрощаться с Катей.
Заезжай в гости, если окажешься в наших краях.
Гарри Поттер – мальчик, который выжил.
Я успел на поезд, хотя Миша мешал мне.
Кто помнит его, кроме друзей?
16
УРОК №3
Не забывай про меня!
ТЕМА УРОКА:
Знаки препинания
в сложном предложении