СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приглашение к танцу

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кто придумал первый танец? Как и песня, танец существует в нашей жизни с незапамятных времен. Он родился из потребности человека выразить свои эмоции в движении. 

Просмотр содержимого документа
«Приглашение к танцу»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ

муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«ДОМ ТВОРЧЕСТВА И ТУРИЗМА ЮНЫХ «ДРУЖБА»

м-н Дружба 2/10, г. Новый Уренгой, ЯНАО, 629303

Телефон: (3494) 25-85-95. Факс (3494) 25-91-64.

ОКПО 34932583/ОГРН 1028900624279

ИНН 8904034150/890401001

E-mail: [email protected]

















Методическая разработка

«Народный танец»





Подготовила

Патокова Лидия Ивановна,

концертмейстер











Новый Уренгой

2017 год.



Народный танец.

Кто придумал первый танец? Как и песня, танец существует в нашей жизни с незапамятных времен. Он родился из потребности человека выразить свои эмоции в движении.

Победив зверя, первобытные охотники с ликованием прыгали вокруг него, в диком восторге размахивая руками. Танца еще не было. Но в этих прыжках и жестах выражались эмоции - основа танца. Когда движения стали организованными, подчинились одному ритму - хлопкам в ладоши, ударам в примитивные барабаны - возник первый танец. Вокруг костра, разложенного посреди поляны, собиралось все племя, чтобы отпраздновать удачную охоту. Пронзительно звучали тростниковые флейты, гудели раковины, но главными были барабаны - под их ритм охотники исполняли ритуальный танец, повторяющий все сцены охоты на опасного зверя. Молодые учились правильным движениям "на ходу", повторяя жесты старших. У первобытных людей танцы имели ритуальное значение и в их основе лежали жизненные и бытовые события: охота, рыбная ловля, сбор плодов, домашние занятия.

Трудовые пляски существовали очень давно. В основе хороводов разных народов лежали трудовые движения - те самые, с помощью которых сеяли зерно, убирали урожай, стирали белье, выполняли кузнечные, сапожные работы... Эти танцы также учили необходимым навыкам.

Одной из своеобразных школ воинского опыта был древнегреческий танец пиррихий. Его танцевали с оружием в руках, надев тяжелые шлемы и наголенники. Танцующие становились в два ряда и нападали друг на друга, имитируя боевые действия. В этом танце молодые воины учились боевым приемам.

В древности танцы имели еще одно важное предназначение: обрядовое. В танцах не только выражались чувства и изображались какие-то трудовые действия. Древний человек наделял танец особой, магической силой. Он верил, что она защитит его от злых духов. Наиболее распространенным народным танцем был хоровод. В хороводе люди двигались по кругу, а круг символизировал солнце почти во всех языческих культурах. Таким образом, хороводные танцы являлись обрядом поклонению божественному светилу. Постепенно обрядовое значение танца утрачивается, и он становится просто веселой народной пляской. Но вот народный танец попадает в средневековый замок и сразу же. преображается.

Бал в средневековом замке. В хороводе все танцующие были равны: в круге невозможно было выделить ни первого, ни последнего. Теперь же танцующие танцуют попарно в колонну, а в колонне располагаются строго по рангу: впереди хозяин и хозяйка, за ними самые знатные гости, чем дальше к концу - тем наиболее бедные и менее уважаемые. Веселье хоровода, свобод, фантазия, прыжки и притопывания - все это исчезает. Танец становится регламентированным, в нем расписаны все движения, все фигуры - плавные повороты, поклоны, реверансы. Да и как можно резво двигаться в тяжелых парчовых одеждах, с замысловатыми прическами и головными уборами'? Веселые и грубоватые народные танцы изменились до неузнаваемости, они стали изящными и плавными, а от танцоров требовалась безупречность манер.

Во времена раннего средневековья в оркестрах, под музыку которых феодальная знать танцевала на балах, главными инструментами были трубы и тромбоны. Они тянули длинные звуки, и танцевальные мелодии были заунывными скучными. Но позже, к 17 веку, оркестр стал разнообразней; главную роль теперь играла скрипка. Появились более красивые и яркие мелодии. Такую музыку стало интересно слушать; постепенно она становилась все более самостоятельной. Так возник один из старинных жанров инструментальной музыки - танцевальная сюита.

Танцевальная сюита родилась из музыки, сопровождавшей танцы на балах. Слово "сюита" в переводе с французского означает "ряд", "последовательность". Танцы проходили в ней чередой, последовательно сменяя один другим, - медленные и быстрые, торжественные и изящные. Первоначально сюита состояла только из двух танцев - паваны и гальярды. павана - танец медленный и величавый, гальярда - живой и подвижный. Оба эти танца были популярны во всей Европе. Точно не известна, где впервые родилась павана - в Испании или Италии. Каждая из этих стран считает себя ее родиной. Но в те же самые времена павану танцевали и в Германии, и во Франции. Предполагают, что название танца произошло от латинского слова "раио", что означает "павлин". Это вполне соответствует гордому, плавному, медлительному характеру музыки танца. Павана вскоре превратилась в жанр инструментальной пьесы и вместе с гальярдой вошла в состав сюиты. Слово "гальярда" и по-французски, и по-итальянски означает "веселая", "бодрая". Гальярда была любимым придворным танцем в Англии во времена Шекспира. Этот жизнерадостный подвижный танец исполнялся с небольшими прыжками, но при этом отличался плавностью и мягкостью. Превратившись в придворный танец, гальярда стала изысканной и легкой. Сочетание медленного и быстрого танцев характерно почти для всех народов мира. Именно этот принцип соединения контрастных по характеру пьес и станет впоследствии для сюиты основным.

Что такое балет? Слово "балет" восходит к особой танцевальной технике, развивавшейся на протяжении последних 350 лет. Балет-это постановка танца в сценическом оформлении. Движение, музыка и декорации-все это вместе создает спектакль для зрителей. Танцовщикам не нужны слова для общения с публикой. Каждая танцевальная труппа имеет в своем репертуаре много разных балетов. Некоторые из них неоднократно ставилось в течение последних 150 лет балетными коллективами всего мира. Другие балеты -новые, они создаются для определенной труппы. Люди танцевали всегда. Первые танцы, вероятно, были частью религиозных церемоний. Однако в Древней Греции и Риме танец уже стал формой развлечения. В Средние века европейская церковь считала, что танец греховен. В эпоху Возрождения, примерно с 1450 года, танец вновь стал популярным. Как бы там ни было, именно благодаря королевским дворам Европы в l7 веке началось становление балета.

Великолепные королевские дворы Европы. В 16 и 17 веках европейские королевские дома, особенно в Италии и Франции, старались сделать свои дворы как можно роскошнее. Стремясь перещеголять, друг друга, они держали у себя на службе поэтов, музыкантов, артистов и искусных танцовщиков. Придворные обучались искусству красиво двигаться и красивым манерам, брали уроки фехтования и танцев. Стиль современных балетных поз повторяет в какой-то степени позы придворных 17 века. Чтобы выглядеть элегантно, они держали свои спины прямо. Ноги выворачивали, чтобы были видны стройные икры. Руки придворных были округлены, пальцы изящно расставлены. Головы держали прямо, чтобы удержать тяжелый парик или головной убор. Придворные всегда принимали участие в увеселительных представлениях при дворе. Спектакли ставились в честь важных событий. Например, по случаю королевской свадьбы. Чаще всего они были основаны на сюжетах мифов Древней Греции и Рима и состояли из торжественных шествий, стихотворных речей, музыки и танца. Эти танцы, являвшиеся по существу элегантными версиями крестьянских плясок, и превратились со временем в первые балеты.

Король-Солнце. Французский король Людовик 14,правивший с 1643 по 1715 год, очень серьезно относился к занятиям танцами. В возрасте 12 лет он танцевал в своем первом балете "Кассандра". Людовик занимался со своим учителем танцев Бошаном. Одна из заметных его ролей-роль Восходящего Солнца, благодаря которой он стал известен как Король-Солнце. В 30-летнем возрасте Людовик охладел к танцам, и его придворные потеряли интерес к балету. Но к этому времени он уже основал Королевскую Академию музыки и танца, воспитанники которой обучались правильному исполнению принятых па. Пять позиций ног, разработка которых приписывается Бошану, были взяты в Академии за техническую основу балетного стиля.

Танцы в опере. Впервые балет появился в театре как часть оперного спектакля. В 1669 году Людовик 14 дал разрешение на открытие в Париже оперного театра, в первой постановке которого "Помона" были танцы, поставленные Бошаном. Женщины танцевали в придворных балетах, но им не разрешалось выступать в театре до 1681 года. Когда же они все-таки вышли на театральную сцену, то вынуждены были танцевать в длинных, тяжелых юбках. Поэтому их движения были более ограничены, чем движения партнеров. К этому времени в операх уже выступали не придворные, а профессиональные танцовщики, от которых требовалось все больше и больше мастерства. Популярность театрального танца способствовало тому, что он стал развиваться быстрее, нежели бытовой. К 1700 году танцовщики уже исполняли сложные и атлетические па.

Первые балетные труппы. Вскоре и в других европейских городах открылись оперные театры. Для обучения артистов танцам при оперных театрах были основаны балетные труппы. Первая балетная труппа появилась в 171.3 году при парижской "Опере". Именно тазе и придумались новые балетные движения, оригинальные прыжки и пируэты. Балерины, например Мари Камарго, начали соперничать с танцовщиками и доминировать на сцене. Именно Мари, обладавшая великолепной техникой, первая из балерин начала исполнять сложные прыжки. Наибольшую известность она снискала себе тем, что выступала в короткой юбке, обнажавшей ее лодыжки и позволяющей видеть работу ступней танцовщицы.

Балет становится балетом. К середине 18 века балет отделился от оперы. Благодаря развитию пантомимы, заменявшей слова и пение, он стал более выразительным. Одним из первых балетов, в который была включена пантомима, был балет "Любовь Марса и Венеры", поставленный Джоном Уивером в 1717 году. Одним из выдающихся хореографов того времени был Жан Жорж Новер. Он считал, что балет должен был быть не просто последовательностью дивертисментов, исполняемых под музыку, а иметь драматический сюжет. Позднее хореографы начали вводить в спектакли не только обычных людей, но и мифических героев. Балеты теперь ставились для того, чтобы пробудить в зрителях самые разные чувства, а также продемонстрировать хорошую танцевальную технику. Началось развитие романтического направления в балете.

Вальс.

Вальс уже два века покоряет мир. Откуда же взялся этот танец и почему он бессмертен? Мы уже знаем, что уже в давние времена при дворах европейских королей, на балах богатых вельмож танцевали множество танцев: медленные и величественные, паваны и сарабанды, оживленные куранты, изящные менуэты. Прежде эти танцы были народными, но постепенно превратились в придворные. Но не все танцы "перешли " в богатые бальные залы, простой народ в разных странах продолжали плясать огненные тарантеллы, жиги, трепаки... Были и такие танцы, в которых кружились парами: у французов -вольта, у немцев - дреер, у поляков - куявяк, у австралийцев - лендлер. Так где же впервые появился вальс? Родиной этого танца считают сразу три страны: Чехию, Францию и Австралию. Французский танец вольта был популярен в 18 веке. Название его произошло от итальянского слова "вольтаре", что значит "поворачивать". Размер танца был трехдольным, и танцевали его парами, с поворотами друг перец другом. В это же время в Чехии танцевали задорный танец фурмант, в котором парень весело кружится с девушкой. А в австралийской деревне Ландль танцевали степенный лендлер. Была еще разновидность лендлера-стремительный, быстрый немецкий танец вальцер.

Вальцер чаще всего и называют предком вальса - именно от него произошел знаменитый венский вальс. Конечно, этот крестьянский танец не выглядел воздушным, поэтичным, стремительно кружащимся: он был грубее, его танцевали с подскоками. Пляски с верчением преследовались: они считались греховными, безнравственными. Да и вальс первоначальна высмеивали и запрещали. Он казался не приличным: как мог кавалер публично, при всех, обнимать даму?

Но вальс уже нельзя было остановить: его безудержный вихрь захватил Париж и Лондон, Берлин, Варшаву и Петербург! Особенно вальс полюбили в Вене. В 1815 году после победы союзных войск над Наполеоном в Вене был устроен конгресс победителей. На всех балах танцевали вальс. Этот конгресс назвали даже "танцующим конгрессом" или "вальсирующим конгрессом". Люди, пережившие Французскую революцию и войны Наполеона, кружились в вальсе - свободном, чарующем, искрящемся весельем и нежном, лирически грустном... Ни один танец не вмещал в себя и не выражал такое разнообразие чувств. Вся Вена танцевала... Вена и Штраус - эти имена связаны неразрывно. Композитора Иоганна Штрауса еще при жизни называли Королем вальса. Он написал около пятисот танцев, и они покорили Европу. "Сказки Венского леса", "Весенние голоса", "На прекрасном голубом Дунае", вальсы из оперетт "Цыганский Борон" и "Летучая мышь" - это целый мир радости, любви, очарования. Сейчас вальс танцуют мало, на смену ему пришли другие танцы. Но вальс жив. Он давно уже перестал быть только танцем и стал частью мировой музыкальной культуры. Трудно назвать композитора, который бы не обращался к вальсу. Полные глубокой прелести вальсы Шуберта, очаровательные вальсы Шопена, романтические вальсы Шумана... Вальсы писали Лист и Вебер, Глинка, Чайковский, Прокофьев. Волшебная красота вальса навсегда остались в бессмертной классической музыке. Проходят века, но вальс по-прежнему плавно кружится, поет, увлекая в свой вдохновенный поэтический мир.



Оркестр

Само слово "оркестр" давнего происхождения. В античные времена так называлась площадка перед сценой в древнегреческом театре. Это место было для хора. Позднее оркестром называлось место между сценой и зрителем, где находились музыканты, сопровождающие своей игрой пение и танцы. Теперь же оркестром называется весь коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах. Первые оркестры были большие и разнородные по своему звучанию. Дирижера не было. Оркестром управлял музыкант, игравший на клавесине. Классический состав оркестра - примерно двести лет тому назад - установил великий австрийский композитор Йозеф Гайдн. Но в течение двух столетий состав симфонического оркестра менялся, усложнялся, пока не стал тем большим современным оркестром, который мы слушаем на симфонических концертах.

Во времена Гайдна в основной состав оркестра входило тридцать струнных инструментов, две флейты, два гобоя, два фагота, две трубы, две валторны, литавры. Вскоре к духовым присоединился и кларнет.

Современный большой симфонический оркестр делится на четыре основные группы: струнная смычковая, деревянная духовая, медная духовая, ударная. Струнные смычковые инструменты - это как бы основа всего симфонического оркестра. Две трети оркестра составляют скрипки, альты, виолончели и контрабасы. Скрипок в струнной группе больше всего. Они, в свою очередь, делятся на первые и вторые. Деревянные духовые - это флейты, гобои, кларнеты и фаготы. Во второй половине 19 века появился еще один инструмент с красивым сочным тембром - саксофон. Но вводится саксофон в состав симфонического оркестра лишь по желанию композитора. Третья группа - медные духовые. Они вносят в звучание оркестра яркие, звонкие краски, придают ему мощь и блеск. Обычно в оркестре бывают четыре волторны, две или три трубы, три тромбона и туба. И, наконец, группа ударных. Их основная задача - ритмическая. Но, кроме того, они создают в оркестре разные звуковые эффекты. Ударных инструментов много, и они разнообразны: литавры, колокольчики, колокола, треугольники, бубны, маленький и большой барабан, тарелки, тамтам, кастаньеты и еще много-много других.

Очень часто в симфонических оркестрах звучит арфа. А в грандиозных по замыслу симфониях используется и орган.