СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной стать расмотрены приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках химии через работу в группах.

Просмотр содержимого документа
«Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках химии»

Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках химии через организацию работы в группах (слайд1)


Эпиграфом с своему выступлению я взяла слова Николая Рериха "Новый мир имеет новые условия и требует новых действий" (слайд 2).


В настоящее время по ФГОС я ещё не работаю, начну работу со следующего года. Но в настоящее время я стараюсь отрабатывать ряд приемов по формированию УУД, в том числе коммуникативных.


Коммуникативные универсальные учебные действия - обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.


Я пытаюсь формировать коммуникативные УУД через работу в группах.


Групповую работу на уроке можно проводить (слайд 3):

1. При проверке домашнего задания;

2. Усвоении нового материала;

3. Проведении практических и лабораторных работ;

4. Закреплении и углублении новых знаний;

5. При отработке умений и навыков;

6. На уроках обобщения;

7. При создании учебных проектов, когда перед ребенком возникает познавательная трудность, неожиданное задание или учебная ситуация.

Этому же служит в целом разнообразие заданий и предлагаемых видов деятельности.


Для формирования коммуникативных УУД использую следующие приемы (слайд 4):


1. Даю учащимся время на обдумывание их ответов;

2. Обращаю свое внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей;

3. Поддерживаю все высказывания, независимо от того верны они или нет;

4. Предоставляю возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении;

5. Задаю уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников;

6. Создаю атмосферу доброжелательности и уважения в общении.


Для учащихся обязательно привожу правила ведения диалога (слайд 5):


1. Любое мнение ценно;

2. Ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;

3. Повернись так, чтобы видеть лицо говорящего;

4. Хочешь говорить подними руку;

5. Дай другому высказать свое мнение, а себе понять - его;

6. Обращение начинается с имени;

7. Критика должна быть тактичной;

8. Голос –твой божественный дар, умей им владеть.


На уроке использую следующий алгоритм работы (слайд 6):


1. Класс делю на группы по четыре человека;

2. Комплектую учебные группы, учитывая:

-учебные возможности учеников;

-психологические возможности;

-особенности данного класса;

-качества, которыми обладают учащиеся.


3. Вспоминаем правила работы:

не скандалить, находить компромисс, помогать друг другу, доброжелательно относиться друг к другу, сотрудничать в поиске и сборе информации.


4. Каждой группе выдаю карточки с одинаковым заданием (слайд 7).

Например


Лабораторная работа «Реакции ионного обмена».

Цель: выяснить, при каких условиях реакции обмена практически осуществимы.

Проведите реакции между растворами приведенных веществ и установите общий признак, по которому можно судить о том, что реакции прошли до конца.

I учащийся: CuSO4и NaOH,

II учащийся: BaCl2и Na2SO4,

III учащийся: H2S и CaCl2.

IV учащийся: BaCl2 и АgNО3

Проверьте результаты опытов друг у друга. Сделайте общий вывод.

Пользуясь таблицей «Растворимость солей, кислот, оснований в воде», установите, в чем сущность проведенных реакций. Составьте полные и сокращенные ионные уравнения реакций.

Проверьте результаты работы друг у друга и обсудите их. Сделайте вывод в соответствии с поставленной целью.


5. Координатор в группе распределяет задания по количеству учащихся;

6. Выполняя задания, помогают друг другу, обмениваются мнениями, выражают свои мысли, используя химическую терминологию. Сообща делают вывод;

7. Выработанные в группе решения обсуждаются всем классом, если нужно тактично корректируются ответы учащихся;

8. Учащиеся анализируют правильность своих ответов, с последующей самооценкой (сам себя оценивает), каждый участник группы также ставит ему оценку ( взаимооценка) в оценочный лист (слайд 8).


Умения

Задания

Моя отметка (самооценка)

Отметка группы (взаимооценка)

Отметка учителя







Другой пример, урок обобщения и систематизации знаний по теме "Основные классы неорганических соединений". 8 класс (слайд 9)


Класс делю на группы по четыре человека. Каждой группе выдаю карточки с заданиями

(слайд 10).


Заданием №1 (время работы 10 минут). Проверьте знания о составе и названиях веществ разных классов.

  1. Распределение заданий координатором: 1-й ученик – оксиды, 2-й ученик – кислоты, 3-й ученик – основания, 4-й ученик – соли.

  2. Разложите карточки с формулами веществ в соответствии с названиями, при этом каждый ученик выбирает карточки, относящиеся к заданному классу.

  3. Обменяйтесь внутри группы информацией по плану:

– определение класса; 
– примеры соединений.

Запишите примеры с карточек в тетрадь.

  1. Оцените работу каждого: за определение - 2 балла; за каждую формулу - 1 балл; за названия - 1 балл.

  2. Сконструируйте вопрос, который вы зададите учащимся другой группы. Подготовьте предполагаемый ответ.

  3. Задайте вопрос, когда предоставят слово вашей группе.

Задание № 2 (слайд 11)

Проанализируйте стихотворение, переведите на язык химии.

История о том, как поссорились Едкий натр с Серной кислотой.

Тихо в школе. Все ушли. 
Классы в сон погружены. 
Но не спится реактивам: 
Кислоте и прочим дивам.
Спорят: кто из них главнее 
И для химии важнее, 
У кого сложней состав. 
Кто же будет в споре прав?
Заявляет Едкий натр:
– Я вам вовсе и не брат,
В жизни я вас всех нужнее, 
Значит, здесь я всех главнее.
Без меня б не умывались, 
Без одежды бы остались. 
Прекратите спор со мной, 
Едкий я, но всюду свой.
– А я – Серная кислота
И собою я горда:
Хлебом химии не зря
Называют все меня.
Если только захочу, 
В пепел всех я обращу. 
Ясно всем, как дважды два, 
Что главнее всех здесь – Я!
Вещества разволновались, 
Спорщиков унять пытались. 
Подскочил фенолфталеиновый, 
От волнения стал малиновый.
Метилоранж меж ними встал 
И двухцветным тотчас стал: 
В желтый бок один сменился, 
Другой – в красный превратился.
– Стойте! – крикнула Вода 
– Я нейтральная всегда. 
Я вас мигом помирю 
И в растворы превращу.
Зашипела Кислота: 
– Мы с тобою не друзья! 
Брызги в стороны летят, 
Все испортить норовят.
Щелочь с кислотой сцепились, 
В соль и воду превратились, 
Состав и свойства потеряли, 
Будто вовсе не бывали.



Каждая группа должна подготовить ответ на свой вопрос и выслушать ответы других групп.

1-я группа. Какое вещество называется едким натром? (формула, название, класс соединения) Почему он так называется?
2-я группа. Где применяется едкий натр?
3-я группа. Назовите формулу серной кислоты. Объясните, почему она считается “хлебом химии”.
4-я группа. Как нужно обращаться с серной кислотой?
5-я группа. Объясните причины изменений, которые произошли с фенолфталеином и метилоранжем.
6-я группа. Объясните, что получится из едкого натра и серной кислоты (формула и название соли). Почему исходные вещества “состав и свойства потеряли”? Как вы считаете: какое из этих веществ главнее?

Задание № 3 (слайд 12).

Учимся определять вещества по формулам (работа в парах). Рассмотрите, какие вещества вам выданы. Дайте названия и определите, к каким классам они принадлежат. Поменяйтесь тетрадями с вашими партнерами по группе. За каждый полный ответ 2 балла.

Задание № 4 (слайд 13).

Учимся определять вещества с помощью индикаторов (работа в парах). Решите экспериментальные задачи. Помните о технике безопасности.

1-я пара. Найдите среди выданных веществ едкий натр, докажите, что он относится к классу оснований.
2-я пара. Найдите среди выданных веществ серную кислоту, докажите, что она относится к классу кислот.

Даны пробирки с растворами кислоты и щелочи. Определите, где какое вещество.

Задание № 5 (слайд 14)

Оцените свой вклад в работу группы, класса и достижения.

3 балла Активно участвовал, не допускал ошибок.

2 балла При работе иногда сомневался, поэтому в некоторых случаях уступал право ответа другим.

1 балл Испытывал затруднения по изучаемому материалу, вклад в работу группы незначительный.

Оцените свой вклад в работу группы, класса и достижения.

3 балла Активно участвовал, не допускал ошибок.

2 балла При работе иногда сомневался, поэтому в некоторых случаях уступал право ответа другим.

1 балл Испытывал затруднения по изучаемому материалу, вклад в работу группы незначительный.

Т.е. это один из вариантов урока обобщения и систематизация знаний по теме "Основные классы неорганических соединений" на котором происходит формирование коммуникативных УУД через работу в группе.


Таким образом:

1. Через КУУД в группах у учащихся появляется возможность стать активными участниками учебного процесса.

2.Учатся общению, то есть, как говорят, происходит социализация учащихся.

3.Учатся видеть ошибки товарищей и свои ошибки, учатся анализировать.

4. Позволяют дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики.

5.Совместное размышление, приближение учебного процесса к реальным жизненным ситуациям, обращение к опыту ученика способствует развитию всех сторон его личности в интеллектуальной, волевой и эмоциональной сферах.