Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках химии через организацию работы в группах (слайд1)
Эпиграфом с своему выступлению я взяла слова Николая Рериха "Новый мир имеет новые условия и требует новых действий" (слайд 2).
В настоящее время по ФГОС я ещё не работаю, начну работу со следующего года. Но в настоящее время я стараюсь отрабатывать ряд приемов по формированию УУД, в том числе коммуникативных.
Коммуникативные универсальные учебные действия - обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Я пытаюсь формировать коммуникативные УУД через работу в группах.
Групповую работу на уроке можно проводить (слайд 3):
1. При проверке домашнего задания;
2. Усвоении нового материала;
3. Проведении практических и лабораторных работ;
4. Закреплении и углублении новых знаний;
5. При отработке умений и навыков;
6. На уроках обобщения;
7. При создании учебных проектов, когда перед ребенком возникает познавательная трудность, неожиданное задание или учебная ситуация.
Этому же служит в целом разнообразие заданий и предлагаемых видов деятельности.
Для формирования коммуникативных УУД использую следующие приемы (слайд 4):
1. Даю учащимся время на обдумывание их ответов;
2. Обращаю свое внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей;
3. Поддерживаю все высказывания, независимо от того верны они или нет;
4. Предоставляю возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении;
5. Задаю уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников;
6. Создаю атмосферу доброжелательности и уважения в общении.
Для учащихся обязательно привожу правила ведения диалога (слайд 5):
1. Любое мнение ценно;
2. Ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;
3. Повернись так, чтобы видеть лицо говорящего;
4. Хочешь говорить подними руку;
5. Дай другому высказать свое мнение, а себе понять - его;
6. Обращение начинается с имени;
7. Критика должна быть тактичной;
8. Голос –твой божественный дар, умей им владеть.
На уроке использую следующий алгоритм работы (слайд 6):
1. Класс делю на группы по четыре человека;
2. Комплектую учебные группы, учитывая:
-учебные возможности учеников;
-психологические возможности;
-особенности данного класса;
-качества, которыми обладают учащиеся.
3. Вспоминаем правила работы:
не скандалить, находить компромисс, помогать друг другу, доброжелательно относиться друг к другу, сотрудничать в поиске и сборе информации.
4. Каждой группе выдаю карточки с одинаковым заданием (слайд 7).
Например

Лабораторная работа «Реакции ионного обмена».
Цель: выяснить, при каких условиях реакции обмена практически осуществимы.
Проведите реакции между растворами приведенных веществ и установите общий признак, по которому можно судить о том, что реакции прошли до конца.
I учащийся: CuSO4и NaOH,
II учащийся: BaCl2и Na2SO4,
III учащийся: H2S и CaCl2.
IV учащийся: BaCl2 и АgNО3
Проверьте результаты опытов друг у друга. Сделайте общий вывод.
Пользуясь таблицей «Растворимость солей, кислот, оснований в воде», установите, в чем сущность проведенных реакций. Составьте полные и сокращенные ионные уравнения реакций.
Проверьте результаты работы друг у друга и обсудите их. Сделайте вывод в соответствии с поставленной целью.
5. Координатор в группе распределяет задания по количеству учащихся;
6. Выполняя задания, помогают друг другу, обмениваются мнениями, выражают свои мысли, используя химическую терминологию. Сообща делают вывод;
7. Выработанные в группе решения обсуждаются всем классом, если нужно тактично корректируются ответы учащихся;
8. Учащиеся анализируют правильность своих ответов, с последующей самооценкой (сам себя оценивает), каждый участник группы также ставит ему оценку ( взаимооценка) в оценочный лист (слайд 8).
Умения | Задания | Моя отметка (самооценка) | Отметка группы (взаимооценка) | Отметка учителя |
| | | | |
Другой пример, урок обобщения и систематизации знаний по теме "Основные классы неорганических соединений". 8 класс (слайд 9)
Класс делю на группы по четыре человека. Каждой группе выдаю карточки с заданиями
(слайд 10).
Заданием №1 (время работы 10 минут). Проверьте знания о составе и названиях веществ разных классов.
Распределение заданий координатором: 1-й ученик – оксиды, 2-й ученик – кислоты, 3-й ученик – основания, 4-й ученик – соли.
Разложите карточки с формулами веществ в соответствии с названиями, при этом каждый ученик выбирает карточки, относящиеся к заданному классу.
Обменяйтесь внутри группы информацией по плану:
– определение класса;
– примеры соединений.
Запишите примеры с карточек в тетрадь.
Оцените работу каждого: за определение - 2 балла; за каждую формулу - 1 балл; за названия - 1 балл.
Сконструируйте вопрос, который вы зададите учащимся другой группы. Подготовьте предполагаемый ответ.
Задайте вопрос, когда предоставят слово вашей группе.
Задание № 2 (слайд 11)
Проанализируйте стихотворение, переведите на язык химии.
История о том, как поссорились Едкий натр с Серной кислотой.
Тихо в школе. Все ушли.
Классы в сон погружены.
Но не спится реактивам:
Кислоте и прочим дивам.
Спорят: кто из них главнее
И для химии важнее,
У кого сложней состав.
Кто же будет в споре прав?
Заявляет Едкий натр:
– Я вам вовсе и не брат,
В жизни я вас всех нужнее,
Значит, здесь я всех главнее.
Без меня б не умывались,
Без одежды бы остались.
Прекратите спор со мной,
Едкий я, но всюду свой.
– А я – Серная кислота
И собою я горда:
Хлебом химии не зря
Называют все меня.
Если только захочу,
В пепел всех я обращу.
Ясно всем, как дважды два,
Что главнее всех здесь – Я!
Вещества разволновались,
Спорщиков унять пытались.
Подскочил фенолфталеиновый,
От волнения стал малиновый.
Метилоранж меж ними встал
И двухцветным тотчас стал:
В желтый бок один сменился,
Другой – в красный превратился.
– Стойте! – крикнула Вода
– Я нейтральная всегда.
Я вас мигом помирю
И в растворы превращу.
Зашипела Кислота:
– Мы с тобою не друзья!
Брызги в стороны летят,
Все испортить норовят.
Щелочь с кислотой сцепились,
В соль и воду превратились,
Состав и свойства потеряли,
Будто вовсе не бывали.
Каждая группа должна подготовить ответ на свой вопрос и выслушать ответы других групп.
1-я группа. Какое вещество называется едким натром? (формула, название, класс соединения) Почему он так называется?
2-я группа. Где применяется едкий натр?
3-я группа. Назовите формулу серной кислоты. Объясните, почему она считается “хлебом химии”.
4-я группа. Как нужно обращаться с серной кислотой?
5-я группа. Объясните причины изменений, которые произошли с фенолфталеином и метилоранжем.
6-я группа. Объясните, что получится из едкого натра и серной кислоты (формула и название соли). Почему исходные вещества “состав и свойства потеряли”? Как вы считаете: какое из этих веществ главнее?
Задание № 3 (слайд 12).
Учимся определять вещества по формулам (работа в парах). Рассмотрите, какие вещества вам выданы. Дайте названия и определите, к каким классам они принадлежат. Поменяйтесь тетрадями с вашими партнерами по группе. За каждый полный ответ 2 балла.
Задание № 4 (слайд 13).
Учимся определять вещества с помощью индикаторов (работа в парах). Решите экспериментальные задачи. Помните о технике безопасности.
1-я пара. Найдите среди выданных веществ едкий натр, докажите, что он относится к классу оснований.
2-я пара. Найдите среди выданных веществ серную кислоту, докажите, что она относится к классу кислот.
Даны пробирки с растворами кислоты и щелочи. Определите, где какое вещество.
Задание № 5 (слайд 14)
Оцените свой вклад в работу группы, класса и достижения.
3 балла Активно участвовал, не допускал ошибок.
2 балла При работе иногда сомневался, поэтому в некоторых случаях уступал право ответа другим.
1 балл Испытывал затруднения по изучаемому материалу, вклад в работу группы незначительный.
Оцените свой вклад в работу группы, класса и достижения.
3 балла Активно участвовал, не допускал ошибок.
2 балла При работе иногда сомневался, поэтому в некоторых случаях уступал право ответа другим.
1 балл Испытывал затруднения по изучаемому материалу, вклад в работу группы незначительный.
Т.е. это один из вариантов урока обобщения и систематизация знаний по теме "Основные классы неорганических соединений" на котором происходит формирование коммуникативных УУД через работу в группе.
Таким образом:
1. Через КУУД в группах у учащихся появляется возможность стать активными участниками учебного процесса.
2.Учатся общению, то есть, как говорят, происходит социализация учащихся.
3.Учатся видеть ошибки товарищей и свои ошибки, учатся анализировать.
4. Позволяют дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики.
5.Совместное размышление, приближение учебного процесса к реальным жизненным ситуациям, обращение к опыту ученика способствует развитию всех сторон его личности в интеллектуальной, волевой и эмоциональной сферах.