Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия №19 им. Н. З. Поповичевой
Города Липецка
Приемы формирования метапредметных умений на основе работы с текстом на уроках географии в 6 классе (ФГОС)
(Статья)
подготовила
учитель географии
Ширинская Людмила Анатольевна
г. Липецк
2017
Приемы формирования метапредметных умений на основе работы с текстом на уроках географии в 6 классе (ФГОС)
В процессе изучения географии одновременно с географическими умениями формируется немало метапредметных умений, обеспечивающих метапредметные результаты обучения. По словам А. А. Кузнецова, метапредметные результаты образовательной деятельности - это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
По содержанию география наука естественнонаучная и обществоведческая, а кроме того гуманитарная, эстетическая, и экологическая. Интеграция вопросов из различных учебных дисциплин и объединение в одном уроке заданий из разных областей знаний позволяют реализовывать и межпредметные связи, иными словами, наметился переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Поэтому возможности использования межпредметных связей формирования метапредметных УУД очень велики.
Учебник – комплексное средство обучения, где содержание предмета представлено в разной форме. Но все-таки основа любого учебника – это текст. Поэтому, организация работы ученика с текстом учебника является важной задачей учителя, и учителя географии в том числе, решение которой позволит достичь результатов, обозначенных в стандарте. Работа с учебником должна усложняться от класса к классу.
Воспроизведение:
чтение и пересказ текста учебника;
выборочное чтение;
выделение главной мысли текста;
цитирование;
конспектирование;
составление тезисов к тексту;
комментированное чтение.
Логико-структурный анализ:
деление текста на смысловые блоки;
составление плана (простого и сложного) к тексту;
изложение текста по плану; нахождение в тексте ключевых слов и терминов;
составление по тексту классифицирующих и систематизирующих таблиц;
аннотирование и рецензирование текста;
составление логико-структурных схем;
самостоятельное формулирование выводов и сравнение их с выводами, например, которые представлены в учебнике рубрикой «Подведем итоги»;
нахождение в тексте слов-связок;
выделение в тексте причин и следствий;
постановка вопросов к тексту;
нахождение ответов на те вопросы, на которые есть прямые ответы и ответы, которые следуют из контекста.
Творческая деятельность:
составление опорных конспектов к тексту;
моделирование текста на контурной карте;
нанесение на контурную карту объектов перечисленных в тексте;
иллюстрирование текста;
перевод учебного текста в другой вид: художественный, публицистический, научный и т.д.;
подготовка аргументов из текста по проблемным вопросам.
Образцом для учителя могут служить варианты учебных географических задач, представленных в учебнике:
1. Ознакомление: «Вспомните и напишите (нарисуйте)…», «Заполните пропуски», «Соотнесите названия и виды равнин» «Найдите на карте»;
2. Понимание: «Постройте прогноз развития», «Подумайте, можно ли считать кругосветное путешествие строгим доказательством шарообразности формы Земли»;
3. Применение: «Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает…»,
4. Анализ: «Раскройте особенности…», «Выдели две части в тексте...», «Выскажи и объясни своё мнение…»,
5. Синтез: «Изложите в форме…», «Докажи, что...»,
6. Оценка: «Оцените значимость… для...». 22) Составление схем, рисунков, таблиц на основе анализа текста. «Краткие сведения о путешественниках и их открытиях»
7. Работа с иллюстрациями, фотографиями, текстовыми картами и таблицами учебника. В учебниках географии стало уже традиционным использование различных иллюстраций: карт, схем, рисунков. Задания к иллюстрациям рассчитаны на получение новой информации, ее применение, углубление и дополнение. Работа с текстовыми картами. При организации работы с этими картами, прежде всего определяют связи карты с текстом, ее роль в изучении нового, проводят анализ ее смысловой нагрузки, определяют виды заданий, которые учащиеся могут выполнить по карте. Школьники должны знать, текстовые карты не только поясняют текст, но и носят новую информацию, дополняют его. Задания к работе с картами
помещают как у карт, так и в тексте. Приемы работы с рисунками, фотографиями учебника включают составление описания объектов, явлений, на них изображенных, а также их анализ, сравнение. (6 кл. сравнить снимок и план.)
8. Анализ графиков и диаграмм. Это могут быть ответы на вопросы учителя, задания на постановку вопросов, задания на сравнения различных составляющих диаграммы, объяснение причин различий и т. д. Таким образом, учащихся надо научить следующим умениям чтения графиков и диаграмм: считывать цифровые показатели (т.е. видеть за ними соответствующие конкретные величины), сопоставлять их, завершая сопоставление выводом, и затем объяснять эти выводы, связывая их с определенными причинами и закономерностями.
9. Шпаргалки Учащимся предлагается прочитать текст. Необходимо передать его содержание с помощью рисунков, условных обозначений или схем. Эти шпаргалки (подписанные) отдаются учителю. По желанию ученики подходят к учителю и извлекают шпаргалку. По этой шпаргалке нужно воспроизвести текст. Отмечаются лучшие шпаргалки и докладчик.
10. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Учащийся записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Луч означает существующую между терминами логическую связь.
Некоторые слова кластера тоже можно соединять друг с другом черточками, иллюстрируя наличие между ними логических связей.
11. Чтение с остановками Учитель выбирает текст для чтения. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.
12. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики. 2. Осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам. 3. Рефлексия. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?» Стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух».
13. «Древо мудрости». Внимательно прочитать текст учебника, написать вопрос и прикрепить к «дереву мудрости». После этого каждый подходит, снимает любой вопрос и отвечает на него.
14. «ШЕРЛОК ХОЛМС» (игра) Учащимся предлагается быстро прочитать текст и составить к нему как можно больше вопросов, не пользуясь самим текстом. Вопросы должны охватить весь материал и учесть малейшие мелочи. Определяется самый длинный список вопросов. Учащиеся дают ответы на них. Учитель отмечает наиболее активных игроков
Список использованной литературы:
География. Примерные программы по учебным предметам: 6-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).
Громыко Н.В. Метапредметный подход как ядро российского образования [электронный ресурс]
Громыко Н. В. Как сценировать учебное «метапредметное» занятие? – М.: Институт опережающих исследований, 2010.
Галеева Н.Л. , Мельчук Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках географии: - М.: «5 за знание», 2006.
Заир- Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011.
Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб: Изд-во «Альянс-Дельта», 2003.